Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:13, шпаргалка

Описание

1.Чувства и эмоции. 2. Внимание 3. Общая психология 4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 5. Ощуще́ние 6. Сущность воли 7. Возникновение психики

Работа состоит из  1 файл

Психология билеты.docx

— 30.90 Кб (Скачать документ)

1.Чувства и эмоции.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства выполняют  в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими  людьми мотивирующую роль. В отношении  окружающего его мира человек  стремится действовать так, чтобы  подкрепить и усилить свои положительные  чувства. Они у него всегда связаны  с работой сознания, могут произвольно  регулироваться.

Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется эмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди весьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому и наоборот.

Умение человека сдерживать свои чувства, откладывая их проявление до более подходящего  момента, зависит от эффективности  работы мозга. Одни люди рациональны, другие- импульсивны. Разумно развивать в себе терпеливость, учиться сдерживать свой язык, чтобы не обострять взаимоотношений с близкими и друзьями. Хорошо устроенный мозг стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Человек оказывается  во власти эмоции, даже если она и  не очень сильна. Он практически  беззащитен, когда плачет или смеется!

Итак, эмоции могут  быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия, лежать в основе энергетики самого индивида 

2. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Поскольку под  вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться  в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания.

Изменение внимания выражается в изменении переживания  степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом  деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания.

Внимание находит  себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят  интересы и потребности, установки  и направленность человека, вся его  личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  внимания

В зависимости  от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное  внимание (пассивное)

Вид внимания, при  котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения  человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее  в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания:

Неожиданность раздражителя.

Относительная сила раздражителя.

Новизна раздражителя.

Движущиеся предметы

Контрастность предметов или явлений.

Внутреннее состояние  человека.

Произвольное  внимание

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с  менее напряженной работой, путем  переключения на более легкие или  интересные виды действия или же вызвать  у человека сильный интерес к  делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает  значительное усилие воли, концентрирует  свое внимание, понимает содержание необходимое  для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым  материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Послепроизвольное внимание 

Вид внимания, при  котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует  напряжение, характерное для произвольного  внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в  большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного). 
 
 
 
 
 
 
 

Формы внимания

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

  • внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;[1]
  • внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;[2]
  • моторное (двигательное) внимание;
 
 
 

3. Общая психология – раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. 
 

4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.   Ощуще́ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию)

Дистантные ощущения

    Зрение

    Слух

    Обоняние

Контактные ощущения

    Вкус

    Тактильные ощущения

    Боль

    Температурные ощущения

    Вибрационные ощущения

    Кинестетические ощущения

Глубинные ощущения

    Чувствительность от внутренних органов

      Мышечная чувствительность

    Вестибулярная чувствительность

      Головокружение (симптом) 
       

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. 

Формы и принципы восприятия

    Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.

    Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.

    Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

6. Сущность воли заключается в том, что она есть потребность в преодолении препятствий. Как всякая иная потребность, она может явиться источником положительных или отрицательных эмоций, обусловленных самим фактом преодоления или непреодоления преграды. Вмешательство воли не отменяет универсальности регулирующей функции эмоций, поскольку воля вмешивается в конкуренцию мотивов опять-таки на уровне эмоций: отрицательных-в случае неспособности преодолеть внутреннюю помеху и положительных-в случае победы над собой. Эта потребность выступает как склонность к достижению далеких целей, к овладению труднодостижимыми предметами влечений.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"