Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Свойства развития: неравномерность – каждая психич.функция, св-во имеет стадии подъема, стабилизации, спада. гетерохронность – развитие отдельных функций не совпадает по времени. сензтивные периоды – периоды повышенной восприимчивости псих.ф-ций к внеш.воздействиям. кризисность. Существует множество различных периодизаций психического развития, как зарубежных, так и отечественных авторов. Я опишу 3 отечественные, в связи с тем, что они имеют основу, заложенную Выготским, и в них четко прописаны критерии периодизации.

Выготский выделил 2 критерия: содержательный (учитывает основные новообразования в развитии). динамический (идея о чередовании критических и литических периодов, когда плавные «эволюционные» периоды сменяются «скачками»). Выготский описал следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности (младенч.возраст 2-12 мес.). кризис одного года (раннее детство 1-3). кризис трех лет (дошк.детство 3-7). кризис семи лет (школьн.возраст 8-12). кризис тринадцати лет (пубертатный в. 14-18). кризис 17 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Психическое  развитие в младенческом и  раннем возрасте.

Ведущий тип деятельности  –  непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. 

Новообразования возраста

     1)К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

2)Осваивает  произвольные действия с предметами  окружающего мира (структура предметного  действия).

Речь

До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков.  Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача,  гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном.  По форме она является общением.  По содержанию  – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Активная речь.  Возникает к 1,6  – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков).  Запас слов к 1 году около 30. Вопросы "где?", "как?" выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова - это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации ("дай!").  Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными,  по сути, они глаголы.

Предметная  деятельность

Предметная деятельность связана  с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

1)Движущийся глаз.  Известен  феномен "глаза новорожденного" – они могут смотреть в разные  стороны.  К концу второго месяца  эти движения уточняются,  ребенок   способен  зрительно сосредоточиваться  на  предмете.  К  третьему  месяцу движения глаз развиты  почти так же, как у взрослого,  формируется бинокулярное зрение.

2)Выразительные движения (комплекс  оживления – это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому). Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на  ножки,  делать первые шаги.

Умственное развитие

Согласно Пиаже,  ребенок  до  года находится в 1 периоде умственного  развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком,  и у них нет психических образов для слов.  Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений.  Сенсомоторный период  проходит  через 6 стадий, из которых 4 – до года.

Базовая потребность возраста

Базовая потребность возраста - потребность  в безопасности,  защищенности.  Она должна быть базально удовлетворена. В этом  главная функция взрослого  человека.  Если ребенок чувствует  себя в безопасности, то он открыт окружающему  миру, доверят  ему  и  осваивает  его смелее.  Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой  ситуацией.

В этом же возрасте формируется чувство  привязанности. Выделяют 3 фазы процесса формирования  детской  привязанности: (1)  малыш  ищет  близости  с  любым человеком;  (2)  учится отличать знакомых людей  от  незнакомых;  (3)  чувство привязанности возникает  к  тем людям,  которые особо  значимы для ребенка.

Психическое развитие в  раннем возрасте.

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков  и девочек.  Им присущи разные типы ведущей деятельности.  У  мальчиков на основе предметной  деятельности формируется предметно-орудийная.  У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. К трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы  по  усвоению языка.  За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Первые представления  о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела,  но обобщить их малыш пока не может.  При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок  может узнавать себя в зеркале,  осваивает идентичность отражения  и своей внешности.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок  получает возможность формировать  свое  представление о себе настоящем.

Половая идентификация.  К 3  годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит  в первые  2-3  года жизни,  и наличие отца при этом крайне важно. 

Возникновение самосознания.  К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания,  у него развивается притязание  на признание со  стороны взрослых.  Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу,  признание.

Усвоение языка. Словарный запас детей 1,5 лет обычно  содержит  около 10 слов,  в 1,8 – 50 слов,  в 2 года – примерно 200.  К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим периодом в развитии детской  речи  является, по  мнению исследователей,  возраст от 10 месяцев до 1,5 лет.  Именно в это время нужны спокойные  и развивающие игры и нежелательны стрессы.

Умственное развитие

Главным стимулом  совершенствования  умственной деятельности у "ходячих" детей является  их  чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся  в  первом  (сенсомоторном) периоде  умственного  развития.

Страхи

У  детей от 1 до 3 лет больший  диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с  развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта,  из которого  черпается  все новая и новая информация. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких  способов  мышления.

Базовая потребность возраста

Если в младенческом возрасте потребность  в  безопасности  была насыщена,  то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей,  они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери.  Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Психическое  развитие в дошкольном возрасте.

Переход к дошкольному детству  знаменуется и переходом к  новой форме общения – внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и задуматься над более общими, более сложными вопросами. Однако возможности его еще ограничены и единственным источником знаний, позволяющим получить ответы на волнующие вопросы, становится взрослый. К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно-личностная, которая возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании.

К трем годам ребенок начинает осознавать себя как личность и добиваться самостоятельности, независимости от взрослых наряду с  желанием жить совместной жизнью со взрослым, быть таким, как взрослый. Этот период нередко знаменуется возникновением так называемого кризиса трех лет и характеризуется рядом симптомов: негативизм ребенка, т. е. отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем реакция не на содержание, а на саму просьбу взрослого; упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал; своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения.

В дошкольном возрасте ведущей  деятельностью становится сюжетно-ролевая  игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития.

Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию  и позицию взрослого; на основе этого  у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

В процессе развития ребенка-дошкольника  происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы.

В дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических инстанций  и моральных чувств ребенка, когда  он начинает усваивать основные правила  взаимоотношений между людьми и  уже может оценить свои поступки как хорошие или плохие.

В процессе игр с правилами происходит развитие произвольного поведения ребенка.. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками.

Кроме того, в дошкольном возрасте происходит развитие продуктивных видов деятельности, таких, как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском саду. Дошкольное детство – это возраст, в котором появляются начальные формы учебной деятельности.

В этом возрасте происходят быстрый рост и физическое развитие ребенка, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики руки.

При переходе от дошкольного к школьному  возрасту происходят очевидные изменения  в характере и поведении ребенка, появляется нарочитость, ребенок начинает манерничать, капризничать и т. д. Этот период получил название кризиса семи лет, который также называют кризисом непосредственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Психологическая  характеристика готовности к  школе. Характеристика младшего  школьного возраста.

Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень  психологического развития ребенка  для усвоения школьной программы  при определенных условиях обучения. Психологическая готовность к школе  включает в себя личностную, волевую  и интеллектуальную готовность.

Личностная готовность- выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Волевая готовность. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля.

Интеллектуальная  готовность к школьному обучению характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности. Она связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования , новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"