Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

 

12.Общее понятие  о мышлении. Операции, формы и виды мышления. Развитие мышления.

Мышление-это процесс опосредственного и обобщенного отражения действительности человеком в ее существенных связях и отношениях при участии речи.Операции:Анализ-мысленное расчисление чего либо на части или мыслен.выделение отдельн.свойств.Синтез-объединение частей в целом на основе установленных между ними связей(анализ и синтез протекают одновременно взаи-ют).Сравнение-установление сходства и различия между предметами:опосредованное непосредованное.Абстрагирование-выделение одних признаков и отвлечение от других.Обобщение-объединение предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.Классификация-это разделение и последующее объединение объектов по каким либо основаниям(напрмир.кровать,диван-чтобы лежать,стул кресло что бы сидеть).Систематизация-разделение и последующее объединение,но не отдельных предметов,как при классификации,а их групп или классов.(например.фркт-яблоко,груша.продукты с/х).

Формы: понятие-форма мышления в кот.отражается -житейские         


 общее и существо св-ва  предметов и явлений. -конкретные         

научные.

Суждение-это утверждение или отрицание           - частное


чего-либо о чем-либо                          - истинное и ложное

            - типичное

Умозаключение(вывод из нескольких суждений).


Индуктивное-умозаключение от частн.случаев  к                          Дедуктивное-умозаключение от обего

общему положению,выводу,суждении                                         положения к частному случаю.

Виды: По форме-1)Наглядно-действенное- заключается в протекании преобразовании деят. 2)Наглядно-образное- при восприятии окружающих действий.3)Абстрактно-логическое. По характеру-1)Теоретическое.2)Практическое. По степени развернутости-1)Дискурсивное.2)Интуитивное. По степени новизны-1)Репродуктивное.2)Продуктивное. По Гилфорду- 1)Конвергентное.2)Дивергентное. Все виды мышления взаимосвязаны.например-при решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы.Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Онтогенетический включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости. Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Общая характеристика речи. Физиологические основы речи. Основные виды речи. Развитие речи у ребенка.

Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

В психологии принято разделять  понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Язык — это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего опред. систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет опред. систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет опред. звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку. Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоц. отнош. к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, кот. мы используем для произнесения высказываемой фразы. Речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза. У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений па речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деят. людей. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь,. Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса. Звуковая речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения звуковая речь длительное время оставалась близкой но своему содержанию к кинетической речи. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. След. этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.

Таким образом, человеческая речь, как  и человеческое мышление, является продуктом общественно-исторического  развития, в ходе которого речь стала  выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.

Физиологические основы речи: системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим голосовой аппарат и органы слуха. Голосовой аппарат состоит из трех основных систем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки  гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относ. Легкие и приводящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма. К этой же сис-ме относятся бронхи и дыхательное горло, по которым воздух подводится к гортани. Голосовые связки представляют собой две эластичные мышцы, которые приводятся в колебательное движение током воздуха, выходящего из дыхательного горла. Голосовые связки благодаря своему расположению и подвижности хрящей, к которым они прикреплены, могут осуществлять изменения двоякого рода. Во-первых, голосовые связки могут натягиваться или оставаться ненатянутыми. Во-вторых, они могут быть сомкнуты между собой или расходиться своими концами так, что между ними образуется пространство, называемое голосовой щелью. Носовая полость выполняет функцию дополнительного резонатора, проход в который может быть открыт или закрыт нёбной занавеской (задней подвижной частью нёба).  Нервные пути связывающие с мозгом находятся на барабанной перепонке кортиев орган, заканчиваются в извилинах Гешля. Если произойдет нарушение функций того или иного участка, то у человека происходит выпадение соответствующего слухового ощущения. В левом полушарии локализуется специфический слух цент речи-Вернике. При нарушении этого центра человек теряет способность различать( узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются не наруш. Такое явление получило название сенсорной афзии. Слуховой центр Вернике связан с другим специфическим речевым центром коры — центром Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. Нарушение нормального функционирования данного центра выражается в том, что человек теряет способность произносить слова. . Внешне у него остается способность произносить какие-либо звуки, сохраняется способность двигать языком, поскольку центр, отвечающий за движения голосового аппарата, находится в передней центральной извилине, но он как бы теряет «память приемов произнесения слов», т. е. нарушается интеграция отдельных звуков в слова. Следовательно, центр Брока является также продуктом исторического развития человека и тесно связан с процессом речи. Этот нервный центр также присутствует только у человека, а болезнь, связанная с нарушением его функций, называется моторной афазией. способность к звуковой речи является специфическим свойством психики человека. Возникнув при наличии более развитого, чем у животных, мозга, в условиях коллективного труда, речь оказала существенное влияние не только на человеческий труд, но и на развитие самого человеческого мозга.

Основные виды речи:

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако какую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной. Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деят. говорящего или слушающего чел.. Активная форма речи — это речь говорящего чел., речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе — как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Следует отметить, что существует еще один вид речи — кинетическая речь. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции: обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи — жестов. Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления. Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т. е. выполняет определенные функции. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у реб. Первый период является периодом подготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребенка. Второй период — это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В норм. условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу 3 года жизни. Третий период — это период развития языка реб. в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст реб., т. е. начинается в возрасте 3 лет и длится до 6 или 7 лет. Последний, четвертый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

14. Понятие о  воображении. Способы создания  образов воображения. Виды воображения.  Развитие воображения.

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путём переработки материалов воображения и представления полученных в прошлом опыте.

Основные функции воображения: 1. Представление действительности в образах и возникновении возможности пользоваться ими при решении задач; 2. Регулирование эмоциональных отношений; 3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; 4. Формирование внутреннего плана; 5. Планирование и программирование деят.

Формы воображения: 1. Построение образа средств и конечного результата предметной деят. субъекта; 2. Создание программы поведения при неопределенной проблемной ситуации; 3. Продуцирование образов, которые не программируются, а заменяют деят.; 4. Создание образов, соответствующих описанию объекта.

Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий и представлений.

Способы создания образов  воображения: 1.Синтезирование – объединение двух и более образов в один или двух – в новую комбинацию; 2. Агглютинация – способ создания образа воображения путем объединения в единую систему представлений в такой последовательности или сочетании, которая отлична от наших непосредственных восприятий и переживаний; 3. Акцентирование – приём, когда в реальном образе либо сильно преуменьшены, либо преувеличены какие-либо детали; акцентирование в сторону увеличения – гиперболизация, в сторону уменьшения – гипоболизация предмета, а также изменением отдельных частей; 4. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков; 5. Аналогия – прием, когда строится образ, в чем то похожий, на реально существующую вещь, живой организм, действие; 6. Типизация – наиболее сложный прием творческого воображения – это выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе; 7. Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.

Виды воображения:

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"