Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Свойства внимания:

Объем внимания – это количество объектов которые может быть охвачены вниманием в ограниченный отрезок времени.

Отвлечение внимания – неосознанный перенос внимания потеря цели внимания объекта.

Переключение – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Устойчивость внимания – это длительность сосредоточена на объекте.

Концентрация – это степень сосредоточенности внимания на объекте, интенсивность внимания.

Распределение внимания – способность человека одновременно выполнять несколько разнородных операций одновременно удерживать в центре внимания несколько объектов.

Развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого малыш усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Возрастное развития внимания - процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания.

В школьном возрасте наступает перелом  в развитии, который характеризуется  тем, что первоначально внешне опосредствованное  внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и  со временем эта последняя форма  внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Ощущение как источник  познания. Рефлекторная природа ощущений. Виды ощущений. Классификация ощущений. Свойства ощущений.

Ощущение- это психический процесс отражения отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. В современной психологии принято представление об ощущениях как об активном процессе. Это представление лежит в основе  рефлекторной теории  ощущений. Ощущения носят активный хар-р и могут быть элементарным рефлекторным процессом ( мышечное напряжение на каждое раздражение) так и сложным процессом активной рецепторной д-ти (при разглядывании сложного изображения) Анализатор- ответственен за возникновение ощущений. Строение анализатора : 1Перефирический  отдел- рецептор – воспринимающая часть, основная ф-ия – трансформация внешней энергии , в нервный процесс, рецепторы наз-ют органами чувств. 2 Чувствительные нервы по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора ( по аференнтным нервам или центростремительным проводящих нерных путей) 3Рецептор проводящий нервные пути и участки в коре головного мозга это единая морфологическая и функциональная структура.

Раздражение, влияя на рецептор, вызывает возникновение нервного импульса, который  по центростремительному (афферентному) нерву идет в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Ответная реакция передается по двигательному центробежному ( эфферентному) нерву

Виды ощущений. Классификация  ощущений:

По модальностям, т.е видам ощущения бывают такими: обоняние, вкус, осязание, слух, и зрение. Ананьев говорил что сущ-ет 3 вида ощущений : интероцептивные ощущения-рецептор расположен на внутр. Органах. проприоцептивные ощущения –движение, равновесие, устойчивость. Экстероцептивные ощущения- информация из внутренних органов.( констрактные- вкус, тактильные,темперетурные; дистантные-обоняние,слух,зрение)

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.

Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.

Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и  называются тельцами Паччини

Экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы:

 контактные и дистантные ощущения.

свойства ощущений: Модальность (разновидность)-качественное своеобразие, все ощущения отличаются модальностью. основное кач-во: обоняние, слух, вкус, осязание и зрение. Внутри некоторых из модальностей можно выделить субмодальности(вкусовые ощущения) 4 субноблюд.: соленое, горькое, кислое, сладкое. Инерционность- ощущение не возникает в тот момент, когда действует раздражитель- возникшее в анализаторе также не исчезает мгновенно, оно сохраняет длительность ощущения- временная хар-ка возникшего ощущения. Интенсивность- является его количественной хар-кой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора. Пространственная локализация. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е мы можем сказать откуда падает свет, идет тепло. Степень чувствительности- абсолютная чувствительность и чувствительность к различию. Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение- это нижний абсолютный порог чувствительности.Наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, -верхний абсолютный порог чувствительности. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Минимальное различие между двумя раздражителями,вызывающее едва заметное различие ощущений, наз-ся порогом различения или разностным порогом. Адаптация- приспособление, изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Существует негативная адаптация –притупление ощущений  под влиянием сильного раздражителя и позитивная –повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя. Взаимодействие ощущений- это изменение чувствительности одной анализаторной сис-мы под влияние другой. Формы взаимодействия ощущений:- с одинаковой мадальностью; с разной модальностью( сенбилизация, синестезия) Сенбилизация- это повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов. Синестезия- возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора(лимон-это зрительно вкусовая синестезия)

(Лурия.А.Р., Леонтьев.А.Н.,Гомезо. М.В.,)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Восприятие  как перцептивная деятельность. Физиологические основы восприятия. Эмпирические основы восприятия : модальность, предметность, целостность,  константность. Классификация восприятия. Сравнительная характеристика ощущения  и восприятия как форм чувственного  познания.

Восприятие- качественно новая  ступень чувственного познания, это  психический процесс отражения  в сознании человека предметов и  явлений в совокупности их свойств  и частей при непосредственном воздействии  на органы чувств.

В работе А.В. Запорожца « Развитие восприятия и деятельность» отмечено,  что восприятие зависит от условий и характера деятельности человека; что соответствие образа восприятия внешнему объекту- не врожденное свойство, а формируется в практической деятельности.

В восприятии всегда сказываются особенности  личности, ее отношение к воспринимаемому  объекту, потребности и интересы .Следует учитывать ( при рассмотрении восприятия, как перцептивной деятельности) зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Эту зависимость  в психологии принято называть апперцепцией.

Восприятие- это не просто беспристрастное  копирование воздействующих на сознание объектов, а активная, личностно  обусловленная перцептивная деятельность, имеющая свою структуру.

Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов.

В основе восприятия могут лежать внутрианализаторные нервные связи, например, при восприятии человеческой речи, вокального произведения на слуховой анализатор влияет комплекс сигналов. Межанализаторные связи обусловливают  целостность восприятия.

И.П. Павловым установлен так называемый « рефлекс на отношение», ведь при  восприятии сигнальное значение имеют  не столько сами раздражители, сколько  особенности отношений между  ними. По И.П. Павлову, физиологической основой восприятия является этот « рефлекс на отношение»

Эмпирические характеристики восприятия. Классификация восприятия.

Традиционно в психологии рассматриваются  следующие свойства восприятия:

Модальность- это вид восприятия; деление на виды основано на преобладающей роли того или иного анализатора в отражении объекта, например, слуховое восприятие будет обеспечено при доминировании слухового анализатора в ходе восприятия. Следует учитывать, что восприятие любой модальности возможно при взаимосвязанной работе ряда анализаторов.

Предметность- следующая характеристика восприятия- родовой признак восприятия. Каждый воспринимаемый предмет мы относим к классу подобных ему предметов.

Целостность- это такое свойство восприятия, благодаря которому мы опознаем предмет по его отдельным признакам. Увидев скрывшийся за поворотом, вдруг мелькнувший вдалеке пионерский красный галстук, мы не сомневаемся, что это был школьник пионерского возраста.

Константностью восприятия называется относительное постоянство воспринимаемых свойств предметов при измерении условий их восприятия. Константность- относительное постоянство свойств предметов потому, что, например, значительное удаление объекта приводит к исчезновению константности величины. Константность восприятия формы предмета- в том, что квадрат, например, мы воспринимаем квадратом, даже если он расположен под углом. Константности восприятия противоположна иллюзия, ведь не всегда предметы воспринимаются в точном соответствии с объективно существующими признаками, например, часто в этом случае упоминают железнодорожные рельсы, кажущиеся сходящимися в одной точке, хотя всем известно, что они параллельны.

В соответствии с тем, какой анализатор играет доминирующую роль в восприятии, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Основой другого типа классификации  восприятия являются формы существования  материи: пространство, время и движение. Собственно различают восприятие пространства, восприятие времени и движения.

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения предметов, их удаленности, направленности.

Восприятие времени- это отражение объективной длительности скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие движения- это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.

Сравнительная характеристика ощущения и восприятия как форм чувственного познания.

Ощущение 

Восприятие 

Познавательные психические процессы чувственного познания

Чувственное отражение объективной  реальности; отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств. Эволюционно самая элементарная форма психического отражения.

Целостное отражение  предметов , ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физ.раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств ( в виде целостных образов)

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, т.к. любой  предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызывать ощущение.

Ощущение обладают все животные, живые существа.

Только высшие. Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, помимо ощущений задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е.в процесс восприятия включаются память и мышление.

Ощущения находятся в нас  самих

Воспринимаемые свойства предметов  и их образы локализованы в пространстве

Итогом возникновения ощущений является некоторое чувство ( ощущение яркости громкости)

В результате восприятия складывается образ включающий комплекс взаимосвязанных  ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению.

Для появления ощущений активность не требуется

Чтобы некоторый предмет был  воспринят, необходимо проявить встречную  активность, направленную на его исследование.

 

Качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность.

Единство: При ощущении  и восприятии- непосредственное воздействие на органы чувств, следствие воздействия.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Понятие о  памяти. Теории памяти. Память и деят. личности. Виды процессы памяти. Индивид. особенности памяти. Развитие памяти.

 Память — это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений. Виды памяти: По хар-ру псих-ой активности: 1.Двигательная-запомиинание,сохранение и воспроизведение различных движений. 2.Эмоциональная-способность запоминать и воспроизводить чувства. 3.Образная-представления,картины природы и жизни,а так же на звуки,запахи,вкусы. 4.Словесно-логическая-запоминание и воспроизведение наших мыслей. По хар-ру целей дея-ти: 1.Непроизвольная и произвольная-в первом случае имеется в виду запоминание и воспроиз.,кот. Осущ.автоматически,без волевых усилий чел.без контроля со стороны сознания.Во втором случае такая задача присутствует,а сам процесс требует волевого усилия. По продолжительности сохр. материала: 1.Кратковременная-характеризующийся очень кратким сохр. воспринемаемой инф.. 2.Долговременная. 3.Оперативная-мнемические процессы обслуживающие непосредственно осуществляемые чел.актуальные действия,операции. Процессы памяти: Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения чел., развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания. Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная инф. не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Инф. всегда преобразовывается, перестраивается. Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание. Индивидуальные особенности памяти:1)Объем памяти указывает на кол-во единиц инф. которое люди обычно удерживают в памяти.2)Точность способность без искожения воспроизвести информацию.3)Мобилизациооная готовность-умение припомнить нужный в данный момент материал. Теории памяти: 1.Ассоциаци)-это отражение в сознании связей позноваемых феноменов, когда представление об одном, вызывает появление мысли о другом. Виды ассоциации:по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контракту.2. Теория Гейштальтизма- в отличии от элементарного подхода к явлениям ассоцианистов Гейштальт психологи учитывают прежде всего принцип синтеза элементов, принцип первичнсти целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала который определяет и аналогическую структуру следов в мозгу по принципу подобия по форме. 3. Бихевеоризм- подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессе научения. 4. Психоанализ(Фрейд)- выясняли роль положительных и отрицательных эмоций мотивов и потребностей в запоминании материала,описанны механизмы подсознательного забывания материала.5. Смысловая теория(Бине,Бюллер)- на первый план при запоминании и воспроизведении материала выдвигается смысловое содержание материала. Смысловое запоминание подчиняется иным законам чем механическое.  Взаимодействие памяти и деят. заключается в зависимости типа запоминания от его включенности в структуру деят. Будучи психическим процессом, происходящим на фоне какой-либо деят., запоминание определяется особенностями этой деят. По признаку включенности в деят. запоминание делится на два типа – произвольное и непроизвольное. Основной характеристикой любой человеческой деят. является направленность. Следовательно, взаимосвязь запоминания и деят. прежде всего характеризуется зависимостью запоминания от характеристик направленности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"