Шпаргалка по общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:57, шпаргалка

Описание

Ответы на 33 вопроса по общей психологии, в таблице шрифт 6

Работа состоит из  1 файл

ШПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ..docx

— 175.10 Кб (Скачать документ)
  1. Соотношение понятий «индивид», «личность»,«индивидуальность», «субъект деятельности».

Каждый человек как представитель  биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств, затем человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью.

 личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Леонтьев - понятия широкое-характеристики взрослого чел-ка,морфологические и психологические и узкое-соотношение мотивационной потребности чел-ка..

Ввключаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, обладающего способностью к деятельности, которая формируется и развивается в процессе  этой деятельности, тем самым становясь субъектом деятельности.

Разнообразие ответов и расхождения  во мнениях свидетельствует о  сложности самого феномена личности. По этому поводу И. С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» .

В свою очередь, особенности  развития всех этих трех уровней характеризуют  неповторимость и своеобразие конкретного  человека, определяют его индивидуальность.

 Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, Других - малозаметно. 
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

  1. Взаимосвязь биологического и социального в личности.

 

С проблемой сущности и существования  связан и вопрос о соотношении  биологического и социального в  человеке. По своей сущности, как  уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических. электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Уже при рождении он получает ту или  иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована  в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки.

Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации.

Еще один аспект влияния социального  на биологическое в человеке состоит  в том, что биологическое в  человеке осуществляется и удовлетворяется  в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. 

  1. Общая характеристика способностей человека.

Отечественная теория способностей создавалась  трудами многих выдающихся психологов – Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

 Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака:

•под способностями подразумеваются  индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

•они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо или многим деятельностям;

• способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут  объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Способность – это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности, зависят от мотивации, психического состояния. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. В их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки – это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом.

Структура совокупности психических  качеств, выступающая как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных ее видов. Так, структура математических способностей, включает способность к обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий, способность обратимости мыслительного процесса, гибкость мыслительных процессов при решении математических задач. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении. Специфический характер имеет строение музыкальных, педагогических, конструкторских, медицинских способностей.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, одни занимают ведущее положение, другие — вспомогательное.

Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.

Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.

Способности бывают: 1.классификация по Павлову: художественные, математические, смешанные, теоритические и практические, учебные и творческие. 2. Класификац США: общие интеллектуальные, академические, творческие, лидерские, художественные, исполнительские, психомоторные.

  1. Проблема классификации способностей.

Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов.

I. Проблема способностей  возникает при рассмотрении Личности  как субъекта Деятельности. Ананьевым, который рассматривал способность как интеграцию свойств субъективного уровня. В его теории структура свойств человека имеет 3 уровня:

•Индивидуальный (природный). Это половые, конституциональные и нейродинамические особенности, их высшими проявлениями являются задатки.

•Субъективные свойства характеризуют  человека как субъекта труда, общения  и познаний и включают особенности  внимания, памяти, восприятия и прочее. Интеграцией этих свойств выступают  способности.

•Личностные свойства характеризуют  человека как социальное существо и связаны прежде всего с социальными ролями, социальным статусом и структурой ценностей. Высший уровень в иерархии личностных свойств представлен характером и склонностями человека.

II. Чаще всего рассматривается  взаимоотношение направленности  Личности и ее способностей. Интересы, склонности, потребности человека побуждают его к активной Деятельности, в которой формируются и развиваются способности. Успешное выполнение Деятельности, связанное с развитыми способностями благоприятно отражается на формировании положительной мотивации к Деятельности.

III. Велико влияние характерологических  черт Личности на формирование  способностей. Целеустремление, трудолюбие, упорство необходимы для того, чтобы добиться успехов в решении поставленных задач, а следовательно и развитии способностей. Недостаток волевых черт характера может помешать развитию и проявлению намеченных способностей.

Существуют различные  классификации способностей. (класиф Павлова и США вопрос 3).

 Их принято делить на элементарные  и сложные, а также на общие  и частные.

К элементарным частным способ.-, музыкальный слух, моторную память (танцоры, гимнасты, фигуристы), частными, поскольку они не могут быть в равной степени присущи разным людям. Элементарными, поскольку определяют успешность какого-либо одного, определенного вида деятельности.

Сложные частные способности – это способности профессионального характера. Они также обеспечивают успешность в каком-либо одном виде деятельности, но являются комплексными. способностью к художественному творчеству.

сложные общие способности предполагают вероятность успеха в целой сфере или направлении (например, способность к лидерству, способность к игре, способность к творчеству…)

общие элементарные способности- базис всех .Они включают в себя особенности восприятия, мышления, интеллекта, памяти, моторики.

Согласно другой распространенной классификации выделяют.

1. Природные способности

2. Специфические человеческие способности 1) теоретические и практические 2) учебные

3) творческие 4)  5) предметно-деятельностные .

  1. Уровни развития способностей.

 

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки.

Задатки - это физические особенности человека,  составляющие природную основу для развития способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

В психологии чаще всего встречается  следующая классификация уровней  развития способностей:

1.Психологические задатки (темперамент и он врождённая характеристика).

2.Задатки развиваются в способности, если в обществе есть те или иные виды деятельности.

3.Задатки не специфичны, наличие определенных задатков не говорит, что  на их базе образуются способности.

4.Собственно способность  (при определенных условиях задатки развиваются к искусству, к музыке, конструктивно - технические…..).

5.Одаренность - это своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

6.Талант - это высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

7.Высший уровень развития способностей называют гениальностью.

О гениальности говорят, когда творческие достижения человека, составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. 

  1. Развитие способностей человека.

Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

- исходная предпосылка - врожденные  задатки; 

- время выявления; 

- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес; 

- всестороннее развитие интересов  и способностей;

- соперничество и сотрудничество.

Условия развития способностей: 

1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций; 

2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.); 

3. концентрация усилий, соблюдение ритма, мотивация, систематичность усилий.

 

Способности развиваются

1.этап развития общих способностей.(когда развитие и формирование в первые месяцы и годы).

2.этап развития специальных  способностей.(после 1 года) Ролевые игры в дошкольном возрасте формируют развитие всех способ-ей. В играх первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Большую роль в развитии способностей играет школа (учеба), родители(помощь и поддержка). Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т. е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей.

3. когда приходит время профессионального  обучения, т. е. в 16—18лет и  позднее. 

 

 


 

  1. Проблема интеллектуальных способностей.

 

Многогранность  интеллекта - это одна из причин, по которым теоретики затрудняются определить данное явление.

Существует как минимум  три основных подхода к проблеме интелектуальных способностей.

1.      Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

2.      Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В более "мягком" варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).

Айзенк, опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Уайсберг утверждает, что творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи.

  1. Анализ понятия темперамент в психологии.

?????????????

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Свойства темперамента одинаково проявляются в различной  деятельности независимо от её содержания и остаются сравнительно постоянными  на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.

 Родоначальником учения о темпераменте принято считать Гиппократа   (Гален  базируясь на гиппократа,во 2 веке чдал свою классифик ), используя гуморальный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греческого - смешения), т.е. соотношения в организме четырёх жидкостей (соков): крови(сангвиник), жёлтой(холерик) и чёрной(меланхолик) желчи и слизи(флегматик). Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь - тепло, слизь - холод, жёлтая желчь - сухость, чёрная желчь - влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.

Аристотель видел причину различий между людьми не в преобладании того или иного сока, а в различиях состава важнейшего из этих соков - крови.

Психологические характеристики темперамента у древних врачей почти отсутствовали. Гален говорил о темпераменте отдельных частей тела: сердца, печени, мозга.

В средние века, с  возникновением алхимии, появились  попытки объяснить темпераменты преобладанием в теле тех или  иных алхимических элементов: соли, серы и ртути, даже эфира и воздуха.

Развитие в эпоху  Возрождения анатомии и физиологии придало новое направление объяснению типов темперамента. Их всё больше стали связывать с особенностями строения тела. Например, ряд учёных в основу деления темпераментов кроме физических свойств крови положили различие тканей и ширину просвета сосудов.

И. Генле, предложил собственную теорию темпераментов, базирующуюся на «тонусе» нервной и мышечной систем. С точки зрения этого учёного, никогда не прекращающийся тонус нервной системы достигает у разных людей весьма различной степени. Чем сильнее тонус, тем легче возбуждается данный человек, тем меньшее прибавочное раздражение требуется для того, чтобы вызвать в нём соответствующие ощущения, чувства или действия. Слабая степень тонуса свойственна флегматикам. Холерики и сангвиники отличаются лёгкой возбудимостью, однако у первых возбуждение проходит так же быстро, как и возникло, а у вторых оно сохраняется долго, от чего зависит постоянство и глубина их чувствований и настойчивость их поступков. Меланхолический же темперамент характеризуется несоответствием между сильными, глубокими чувствами и мало развитой наклонностью к деятельности.

Попытки построить  классификацию типов поведения  человека, исходя из факта повышенной или пониженной деятельности отдельных  желёз внутренней секреции, предпринимали Н. А. Белов, Б. М. Завадовский и др.

 Так, по мнению Б. М. Завадовского, различия в темпераментах, обусловливает взаимодействие щитовидной и надпочечной желёз: сангвиник отличается высокой активностью обеих желёз, флегматик - слабостью и той и другой, холерик - слабостью щитовидной железы, но сильной активностью надпочечников, меланхолик - сильной активностью щитовидной железы, но слабой – надпочечников.

  1. Гуморальные и конституциональные теории темперамента.

Эту теорию темперамента можно назвать гуморальной (от лат. «гумор» — жидкость), т. е. темперамент зависит от соотношения биологических жидкостей в организме.

Темперамент в переводе с латинского означает «смесь», «соразмерность».

Древнейшее описание таковых принадлежит «отцу» медицины- Гиппократу и следом Гален. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма является преобладающей. Если это кровь (по-латыни «сангвис»), то темперамент сангвинический: (живой , подвижный, эмоциональный и отзывчивый). Доминирует желчь («холе»), то человек будет холериком( он желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный, с быстрой сменой настроения). Слизь («флегма»), то темперамент флегматичный. (спокойный, медлительный, уравновешенный человек, ). Черная желчь («мелана холе»), то получается меланхолик( застенчивый и впечатлительный, склонный к грусти, робости, замкнутости).

Некоторые современные ее приверженцы  показывают, что соотношение и  баланс гормонов внутри организма определяют проявления темперамента - например, избыток гормонов щитовидной железы обусловливают повышенную раздражимость и возбудимость человека, проявления холерического темперамента.

И. Кант, которому принадлежат подробные и психологически точные «портреты» основных темпераментов. Он различал:

1.темпераменты чувств (сангвиник - веселого нрава, меланхолик - мрачного нрава),

2.темпераменты деятельности (холерик - вспыльчивый, активный, легкий ), флегматик - хладнокровный и сдержанный).

Конституционная теория темперамента возникла в начале XX в. (Кречмер, Шелдон), главная идея которой заключалась в установлении его соотнесенности с врожденной конституцией человеческого телосложения

Лептосоматик (греч. leptos - слабый, Soma - тело) - хрупкая телосложение, высокий рост, удлиненные лицо, длинный нос. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые. Э. Кречмер назвал их астеникамы .Пикник (греч. pyknos - толстый, полный) - большое количество жировой ткани, чрезмерная полнота, малый или средний рост, большой живот, круглая голова на короткой шее;

Атлетика (греч. Athlon - борьба, схватка) - мускулатура, крепкий, высокий или средний рост, широкие плечи и узкие бедра, выпуклые кости лица; Диспластик (греч. dys - плохо, plastos - сформированный) - строение бесформенное, неправильная.

В зависимости от определенных типов строения тела ,три типа темперамента: 1) шизотимик - лептосоматическое или астеническое строение тела, 2) циклотимик - пикничое телосложение; 3) иксотимик - атлетическая телосложение.

 Типология, составленная У.Шелдоном, считается среди конституциональных наиболее обоснованной и статистически подтвержденной. В основе его концепции тело и темперамент, это два взаимосвязанных между собой параметра человека, структура тела определяет темперамент. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии, и выделил три типа: 1. эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы); людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосло¬жение с избытком жировой ткани. 2. мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань); для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила. 3. эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань);  хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

висцеротония (лат. viscera - внутренности);соматотония (греч. soma - тело);церебротония (лат. cerebrum - мозг).

Лиц с преобладанием  определенного типа телосложения Шелдон называет соответственно: висцеротониками, соматотониками и церебротониками

. Если, использовать традиционные  названия темпераментов то , нетрудно заметить, что меланхолики по преимуществу имеют хрупкое астеническое телосложение, холерики — варьирующее от атлетического к астеническому, флегматики — от атлетического к пикническому (крупные, спокойные «увальни»), сангвиники по преимуществу — пикническое.


 

 

  1. Типология темперамента Э. Кречмера и У. Шелдона.

Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой.

Типология темперамента Кречмера:    Главная идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности.

1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.

2.Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

3.Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4.Диспластик - человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению.

Иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный.

Циклотимик  имеет пикническое телосложение, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.  Теория Кречмера  популярна в Европе.

В США в 40-х гг. XX в. У. Шелдона:

 В основе его концепции тело и темперамент, это два взаимосвязанных между собой параметра человека, структура тела определяет темперамент. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии, и выделил три типа:

1. эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы); людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосло¬жение с избытком жировой ткани.

2. мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань); для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила.

3. эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань);  хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

Этим типам соответствуют определенные типы темпераментов:

висцеротония (от лат. viscera - внутренности);

соматотония (от греч. soma - тело);

церебротония (от лат. cerebrum - мозг).

Лиц с преобладанием определенного типа телосложения Шелдон называет соответственно: висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств.

Висцеротония: Расслабленность в осанке и движениях.  Любовь к комфорту.  Медленная реакция.

Пристрастие к еде.  Социализация пищевой потребности.  Наслаждение  от процесса пищеварения.

Любовь к компаниям.  Социофилия (любовь к общественной жизни). Приветливость со всеми.

Жажда любви и одобрения.   Ориентация на других.  Эмоциональная  ровность.  Терпимость.

Безмятежная удовлетворенность.  Хороший  сон.  Отсутствие взрывных эмоций и  поступков.

Мягкость, легкость в обращении  и внешнем выражении чувств. Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя.   Потребность в людях в тяжелую минуту. Ориентация на детей и семью.

Соматотония:  Уверенность в осанке и движениях.  Склонность к физической деятельности.

Энергичность.  Потребность в  движениях и удовольствие от них.   Потребность в доминировании.

Склонность к риску в игре случая.  Решительные манеры.  Храбрость. Сильная агрессивность. Психологическая нечувствительность. Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства).

Отсутствие сострадания.  С трудом приглушаемый голос.  Спартанская  выносливость боли.

Шумное поведение.  Внешний вид  соответствует более пожилому возрасту.   Объективное и широкое мышление, направленное вовне. Самоуверенность, агрессивность с алкоголя.   Потребность в действиях в тяжелую минуту.  Ориентация на занятия юношеского возраста.

Церебротония: Заторможенность в двиях, скованность в осанке.  Чрезмерная физиологическая реактивность.   Повышенная скорость реакций.  Склонность к уединению.  Склонность к рассуждениям, исключительное внимание.   Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность.

Самоконтроль мимики.  Социофобия (страх перед общественными контактами). Заторможенность в общении. Избегание стандартных действий.  Агорафобия (боязнь открытого пространства).

Непредсказуемость установок.   Тихий голос, избегание шума.  Чрезмерная чувствительность к боли.

Плохой сон, хроническая усталость.   Юношеская живость и субъективное мышление.

Концентрированное скрытое и субъективное мышление. Устойчивость к действию алкоголя.

 Потребность в уединении  в тяжелую минуту. Ориентация  на пожилой возраст.

  1.   Современные представления о физиологических основах темперамента.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов.

Учение  И.П.Павлова о влиянии центральной  нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы  – силу, уравновешенность, подвижность  возбудительного и тормозного процессов  – и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности:   (опыты на собаке)

1.сильный, уравновешенный, подвижный;

2сильный, уравновешенный, инертный;

3.сильный, неуравновешенный;

4.слабый.

Первому типу соответствует темперамент  сангвиника, второму – флегматика, третьему – холерика, четвертому –  меланхолика. 
В зависимости от силы нервных процессов собаки делились на сильных и слабых..

 Павлов  применил это к человечк темпер.

 Сильный, уравновешенный и  подвижный – живой тип –  сангвинический темперамент. 

Сильный, уравновешенный инертный –  спокойный, медлительный тип – флегматический темперамент.

Сильный, неуравновешенный с преобладанием  возбуждения над торможением  – возбудимый, безудержный тип  – холерический темперамент.

Слабый тип – меланхолический  темперамент.

 

  1.  Психологические характеристики темперамента (типы темперамента, свойства темперамента). У Юли.и. чуть иначе.

 

Типы темперамента.

Описание особенностей различных  темпераментов может помочь разобраться  в чертах темперамента человека, если они чётко выражены, но люди с  резко выраженными чертами определённого  темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный  темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести  темперамент человека к тому или  иному типу.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Свойства  темперамента.

Сензитивность, или чувствительность, -- свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности.

Реактивность -- это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, ``заводятся с пол-оборота'', а о других -- ``не понятно, обрадовался он или огорчился''.

Активность -- свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.

Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что  одни люди действуют в основном под  влиянием случайных внешних или  внутренних (``захотелось'') обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения.

Темп реакций -- свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.

Пластичность / ригидность - свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, с опорой на старые модели поведения, с большим трудом меняет свою линию поведения.

Эстраверсия / интроверсия - свойство личности, которое связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на свои переживания и мысли).


 

  1.   Соотношение темперамента и характера. Представление об индивидуальном стиле деятельности.

взаимоотношения характера  и темперамента можно выделить четыре основных:

1. - отождествление характера и  темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий) ;

2. - противопоставление характера  и темперамента, подчеркивание антагонизма  между ними (П.Викторов, В.Вирениус) ;

3. - признание темперамента элементом  характера, его ядром, неизменной  частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий) ;

4. - признание темперамента природной  основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

        Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер.

Свойства темперамента могут в  какой-то степени даже приходить  в противоречие с характером.

Черты темперамента и характера  органически связаны и взаимодействуют  друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

Несмотря на то, что характер относят  к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно  выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального  человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость  поведения).

Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

Индивидуальный  стиль деятельности проявляется во всех особенностях деятельности человека, зависит от свойств нервной системы человека и, возможно, от генотипа, врожденным не является, способен меняться в течение его жизни, представляет собой в основном внешние формы поведения. Зная свойства нервной системы, которыми обладает человек с рождения, невозможно предсказать, каким станет его индивидуальный стиль деятельности. При этом внутренние процессы, происходящие в человеке, могут не соответствовать внешне наблюдаемому его поведению

 Например, индивидуальный стиль деятельности может проявляться в том, как человек готовится к выполнению той или иной деятельности, в каком порядке он выполняет действия, которые с этой деятельностью связаны, как он завершает и контролирует соответствующую деятельность.

  1.   История развития представлений о характере в психологии.  ???????

.Характер (от греч. charaktкr — печать, чеканка, зарубка) — подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления характера) и самопроявления в общении с другими людьми (экспрессивные проявления характера).  
Этимологически слово характер употребляется в трех значениях: 1) применительно к любым объектам и явлениям (характер процесса, характер ландшафта) как обозначающее их «образное своеобразие», нечто «характерное» для них; 2) применительно к животным и человеку как обозначающее их душевное (психическое) своеобразие; 3) применительно только к человеку как характеризующее его не только с психологической, но и с морально-этической стороны (хороший или плохой, сильный или слабый характер, «с характером» или бесхарактерный).  
Древнейшая из известных типологий характеров, основанная на 12 астрологических знаках, которые обозначают особенности жизни и связанные с ними свойства поведения разных животных, приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру (30 в. до н. э.). Дальнейшее развитие астрологическая типология получила в труде К. Птолемея «Тетрабиблос», в котором утверждалось, что положение звезд во время рождения человека оказывает решающее влияние на его индивидуальные особенности и на протяжении всей жизни определяет его судьбу,  
Основы представления о характере как типе социального поведения заложил Платон, описал 5 главных типов характеров: нормальный, тимократический, олигархический, демократический и тиранический.  Продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст (4–3 в. до н. э.) в знаменитых «Характерах», трактате, считающимся первым настоящим исследованием характера. Отталкиваясь от одной доминирующей черты, описывает тип характера: насмешник, пустослов, угодник, болтун, тупица, грубиян, ворчун, трус  
 
медицинского естествознания о типах характера тесно переплетается с учением о темпераменте и конституции как соматическом типе строения организма человека. Конкретный тип темперамента, так же, как и характер, мог объясняться, в организме определенного «гумора» (Гиппократ, Гален), составом крови (Аристотель), влиянием космогонических факторов (Парацельс), типом сложения (Кречмер), особенностями воли (Клагес) и т. д.  
В Новое время утвердилось собственно психологическое понимание характера как психического (внутреннего) своеобразия человека. и образуют характер человека.  
В психологии была «психогностика», главной задачей которой было, во-первых, установление отношений между внешне воспринимаемыми состояниями, движениями и обликом человека и его индивидуальным психическим своеобразием, во-вторых — распознание на основе этих связей характеров отдельных индивидов. Эмпирическое направление психогностики представлено конституциональным подходом, физиогномикой, френологией и графологией, а также философско-литературной характерологией.  
Физиогномику практиковал уже Пифагор (6 в. до н. э.),. основоположником европейской физиогномики считается Аристотель (4 в. до н. э.)

Гиппократ при объяснении темпераментов отчасти опирался на особенности строения тела. Законченное выражение конституционально-характерологический подход получил в работах Э. Кречмера (1921) и В. Г. Шелдона (1927). В XIX в. появляется «физиогномика функций», согласно которой характер проявляется в неосознанных целесообразных и функционально обусловленных движениях, мимике.(Ф. Лерш, А. Веллек).  Общим недостатком всех психогностических методов является произвольное выделение одной из многих групп внешних признаков как единственного средства познания характера.  
В российской психологии основы заложены А. Ф. Лазурским, трактовавшим характер как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. В 50-е гг. характер отождествлялся с индивидуально-своеобразным в личности, в противоположность социально-типичному. В 80-е гг., стали рассматривать характер как подструктуру личности, опираясь на идеи Л. С. Выготского. 
Согласно современным отечественным воззрениям, характер выступает как форма проявления личности в узком смысле слова . Характер выступает как защитная оболочка, опосредующая как воздействия внешней среды на личность (смягчая или обостряя их), так и воздействия личности на среду, придавая действиям субъекта те или иные инструментальные или экспрессивные свойства (напористость, мягкость, импульсивность, открытость, осторожность и др.).  
 
Представления о характере в клинической психологии, в частности, в контексте проблемы психопатий, (К. Леонгард, А. Е. Личко).

  1. Раскрыть классификацию черт характера.????????

Все многообразие проявлений характера  подразделяется на четыре группы по следующим  основаниям: 1) направленность индивида, система его отношений в социуме; 2) особенности волевой регуляции; 3) эмоциональные особенности; 4) интеллектуальные особенности.

классификации черт характера: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.

Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальные качества личности и характер человека, его нравственность.

Нравственность - моральное сознание индивида, реализуемое в его поведении, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям.

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТИПОВ 

Экстравертированный тип . Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Интровертированный тип . Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.

Возможна также классификация  на конфорный и самостоятельный; доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы.


 

  1. Представление о патологическом характере. Основные виды психопатии.

Виды психопатии:

Шизоидные психопаты - необщительные, предпочитающие уединение, так называемые аутичные лица, избегающие проявлений чувств; нередко им присущи эгоцентризм, сухость и официальность в контактах с людьми. Среди них встречаются натуры холодные, крутые и даже жестокие. Основой шизоидного темперамента является сочетание чрезмерной чувствительности и холодности (психоэстетическая пропорция).

Психастенических психопатов отличает склонность к сомнениям, отсутствие внутренней уверенности в истинности чувств и правильности своих суждений и поступков, нерешительность в  выборе линии поведения. Это люди добросовестные, утрированно обстоятельные, предусматривающие в работе всякую деталь, педанты, тревожащиеся по поводу любого отступления от формы и заведенного порядка.

Астеническим психопатам свойственны  общая нервная слабость, робость, чрезмерная чувствительность и впечатлительность, обнаруживающиеся прежде всего при необычных, выходящих за пределы повседневных ситуациях. Отличительной особенностью астеников является повышенная утомляемость. В процессе работы, требующей напряжения сил, у них быстро возникает рассеянность, нарушается концентрация внимания.

Аффективные психопаты - личности циклоидного круга, общительные, приветливые, добродушные. Одной из основных их особенностей является эмоциональная лабильность, неустойчивость настроения, достигающая иногда уровня очерченных аффективных расстройств (аффективных фаз).

Паранойяльные психопаты - люди односторонних, но стойких аффектов, берущих верх над логикой и рассудком, своенравные, неоткровенные, жестокие и деспотичные. Они подозрительны, постоянно ждут подвоха со стороны окружающих, склонны к образованию сверхценных идей. В зависимости от тематики последних различают ревнивцев, сутяг, реформаторов, религиозных фанатиков и др.

Истерических психопатов отличает стремление казаться более значительными, чем они есть на самом деле, пережить больше, чем они способны пережить. Истерические психопаты используют все возможности, чтобы оказаться в центре внимания; этому служат не только эксцентричность в одежде, но и демонстративные формы поведения; такие люди склонны к хвастовству, подражанию, выдумкам, лжи, легкомысленным поступкам, различным авантюрам. У них преобладают капризность, упрямство, обидчивость, а также разные вегетативные и истерические пароксизмы (спазмы, афония, тремор пальцев рук и др.).

Возбудимые и примыкающие к  ним эмоционально тупые психопаты - личности вспыльчивые, раздражительные, лишенные чувства сострадания, жестокие и угрюмые. Наиболее свойственные им формы реагирования - приступы гнева, ярости, аффективные разряды, возникающие по любому, даже незначительному поводу, сопровождающиеся иногда аффективно суженным сознанием и резким двигательным возбуждением.

  1. Понятие акцентуации характера, виды акцентуаций К. Леонгарда.

Акцентуированная личностная черта — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.

Виды акцентуации по Леонгарду - Десять типов личности, различаемые по существенным характеристикам личностной дезадаптации (такими как перепады настроения, доминирование отдельных эмоций, импульсивность). Несмотря на сходство с классификацией по Личко, у последнего идет речь про акцентуации характера, в то время как у Леонгарда - личности в целом.

1. Гипертимные личности, характеризующиеся склонностью к повышенному настроению.

2. "Застревающие" личности, со  склонностью к задержке, "застреванию" аффекта и бредовым (паранойяльным) реакциям.

3. Эмотивные, аффективно лабильные  личности.

4. Педантичные личности, с преобладанием  черт ригидности, малой подвижности  нервных процессов, педантизма.

5. Тревожные личности, с преобладанием  в характере черт тревожности. 

6. Циклотимные личности, со склонностью к фазным колебаниям настроения.

7. Демонстративные личности, с истерическими  чертами характера. 

8. Возбудимые личности, со склонностью  к повышенной, импульсивной реактивности  в сфере влечений.

9. Дистимические личности, со склонностью к расстройствам настроения, субдепрессивные.

10. Экзальтированные личности, склонные  к аффективной экзальтации.

  1. Виды акцентуации характера и их формирование в онтогенезе в работах А. Е. Личко.

А. Е. Личко на основании клинико-психологических исследований выделил следующие типы акцентуации личности:

 «Приведем краткие характеристики типов акцентуаций:

1. Гипертимный тип — отличается неугомонностью, шумливостью, подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, неусидчивостью, приподнятым настроением. Им свойственна переоценка собственной личности, тяга к компаниям, подчас асоциальным.

2. Акцентуации по психастеническому  типу выражаются в повышенном  самоанализе и самобичевании,  робости, тревожной мнительности, «умственной жвачке», навязчивых  страхах, моторной неловкости  и нерешительности. [...]

3. Шизоидному типу свойственны  раздвоенность, замкнутость (аутизм), эмоциональная холодность, трудности  в межличностных отношениях, склонность  к вычурной фантазии, символике,  «философской интоксикации». В  качестве коммуникативного допинга  используется алкоголь. Шизоиды обнаруживают неуклюжесть и вычурность в психомоторной сфере, раздвоенность сознания.

4. При эпилептоидном типе акцентуации  злобная гневность и жестокость  уживаются с бережливостью, педантизмом  и аккуратностью, повышенной ревнивостью,  стремлением к властвованию. Алкогольное  опьянение усиливает агрессию  и сопровождается беспамятством,  садомазохистскими наклонностями.

5. Циклоидному типу свойственна  склонность к колебаниям настроения: период подъема с активностью,  шутливостью, склонностью к алкоголизации  (до 1-2 недель) может сменяться понижением  настроения до степени, не доходящей  до истинной депрессии (субдепрессия). Мелкие неприятности тогда переносятся тяжело. Появляются вялость, скука, разбитость, стремление к одиночеству.

6. Главной чертой лабильного  типа является крайняя неустойчивость  настроения, меняющегося от ничтожного  повода. Это «люди настроения  в данный момент», чуткие к  знакам внимания, привязанные к  родным и близким. У лабильных циклоидов фаза упадка короче (1-2 дня).

7. Сензитивный тип отличается впечатлительностью, тягой к интеллектуально-эстетическим увлечениям, переживанием своей неполноценности. [...]

8. Астеноневротический тип проявляется капризностью, раздражительностью, плохим сном и аппетитом, ипохондрией.

9. Неустойчивый тип характеризуется  легкой подчиняемостью, безынициативностью. Эти лица часто попадают в сомнительные компании, склонны к отклоняющемуся (делинквентному) поведению, азартным играм, удовольствиям, праздному безделью.

10. Паранойяльная акцентуация характеризуется  чрезмерной подозрительностью, напряженностью, недоверчивостью.

11. Истероидный тип отличается эгоцентризмом, стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Представители этого типа любят выслушивать только похвалу в свой адрес, часто претендуя на роль лидера. Однако чувства их неглубоки, воля ослаблена, авторитет невысок, тем более, что они склонны к патологическому фантазированию и лжи. Если на первое место у истероидных личностей выступает стремление вызвать удивление и почитание, а также демонстративность поступков, то можно говорить о демонстративной разновидности этого типа акцентуации. Во всех поступках такого типа наблюдается явная наигранность, неестественность, и позёрство, даже в интимной сфере.

12. Конформный тип акцентуации  характеризуется растворением личности  в окружающих. Эти лица мимикрируют под любое окружение, поэтому, попав в хороший микросоциальный коллектив, они могут стать исполнительными работниками, в ином случае могут нарушать нормы поведения (например, «за компанию» спиваются).

Информация о работе Шпаргалка по общей психологии