Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Работа состоит из  1 файл

шпоры по психологии мои.docx

— 488.82 Кб (Скачать документ)

3 Понятие о психике. Функции психики

ПСИХИКА – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе этого формировать психические образы, которые позволяют человеку целесообразно управлять своим поведением и деятельностью; общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии Структура психики человека

- Психические процессы:

1. Познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, представление, воображение, речь, мышление, память, внимание);

2. Эмоционально-волевые  (чувства, эмоции, воля);

3. Психические  состояния (страсть, бодрствование,  сон, агрессия).

- Психические свойства (характер, темперамент, задатки и способности). 

     Функций психики три: коммуникативная, познавательная и регулятивная.

Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом. 
Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.

Иными словами, психика человека дает возможность  ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.

Говоря  о психическом отражении, следует  иметь в виду, что оно обращено не только к настоящему, но и к  прошедшему, и к будущему. Это  означает, что на отражение настоящего оказывает влияние не только оно  само, но и прошлый опыт, хранящийся в памяти, а также прогнозы человека в отношении будущего.

В целом психическое отражение  имеет следующие специфические  особенности:

• это самый сложный и наиболее развитый вид отражения; 
• оно позволяет правильно отражать окружающую действительность, что потом подтверждается практикой; 
• оно имеет активный характер, т.е. связано с поиском и отбором способов действий, адекватных условиям среды; 
• оно постоянно углубляется и развивается в ходе деятельности; 
• оно субъективно; 
• оно носит опережающий характер.

Кроме этого, говоря о психическом отражении, следует иметь ввиду, что оно имеет процессуальный характер. Это значит, что это непрерывный, развернутый во времени процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.

Психическое отражение идеально по форме, это - мысли, ощущения, образы, переживания, т.е. то, что находится внутри человека, что  нельзя потрогать руками, зарегистрировать с помощью измерительных приборов, сфотографировать. В то же время оно субъективно по содержанию, т.е. принадлежит конкретному субъекту и определяется его особенностями.

Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Представления  о взаимосвязях нервной системы  и психики человека основываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой  психическая и физиологическая деятельность составляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориентированные на достижение полезного, приспособительного результата.

Психика является свойством мозга. Связь  центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных  клеток и рецепторов. 
Однако психические явления нельзя сводить к нервно-физиологическим процессам. Психическое имеет свою специфику. Нервно-физиологические процессы – субстрат, носитель психического. Отношение психического и нервно-физиологического есть отношение сигнала как информации и сигнала как носителя информации.

1Предмет и задачи психологии как науки.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности Предметом изучения психологии , предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ –  это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженное окончание. Выделяют психические процессы : познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, представления), эмоциональные и волевые.

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ – психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней  или ее изменения в соответствии с потребностями.

 

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер, способности.

 

 Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.

С помощью одних, таких, например, как  ощущения и восприятие, внимание и  память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому  их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений отних.

. Психические процессывыступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые.

Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей, психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние (Рис. 1.4).

На  основе психических процессов могут  формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми. Например, такое групповое психическое состояние, как паника, являются причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков. Другое негативное психическое состояние – конфликт, может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений. Оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренним психическим переживанием, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.

Помимо  негативных групповых психологических  состояний имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия  или благоприятный психологический  климат внутри организации.

Третья  группа психических явлений являются психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования - то, что становится результатом развития психики человека. Психические образования формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными  задачами психологии являются:

1) изучение механизмов психических  явлений и процессов;

2) анализ закономерностей развития  психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

3) содействовать внедрению знаний  психологической науки в практику  жизни и деятельности людей. 

Что касается объекта психологии, то в его определении мы сталкиваемся с определенными трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия можно обозначить объект общей психологии как процесс взаимодействия человека и окружающего мира.

2 Строение психологии, её основные отрасли 

 

Структура психологии. Современная  структура психологической науки  состоит из ряда относительно самостоятельных  научных дисциплин, или отраслей: Общая психология, Психофизиология, Возрастная психология, Педагогическая психология, Медицинская психология, Социальная психология, Психодиагностика, Психотерапия и др.

Существуют  также отрасли психологии, связанные  с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология космическая психология и т. д.

общая психология исследует  основные свойства и  общие закономерности психики  и сознания человека

2) возрастная психология  :детская психология( изучаются закономерности психического развития ребенка), подростковая, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология( изучает закономерности психического развития пожилых людей)

3) педагогическая психология  исследует психологические основы  обучения и воспитания,

психологические закономерности обучения и воспитания и непосредственно  связана с

возрастной психологией;

4) юридическая психология  изучает проблемы, связанные с  психологическими

аспектами следствия, анализа  свидетельских показаний, требований к допросу и т.д.;

5) военная психология  занимается психологией человека  в военной обстановке в условиях  боя, высокой меры опасности. 

6) социальная психология  изучает закономерности жизнедеятельности  людей,обусловленные их включенностью в социальные группы, а также псих-ие характеристики самих групп.

7) Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

9) Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"