Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:09, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

вариант Шпора-служба.docx

— 30.27 Кб (Скачать документ)

1)функции педагога-психолога в школе.

Работа практического  психолога в системе образования  осуществляется по следующим основным направлениям: психологическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагностическое, развивающее, психокоррекционное и  консультативное.

Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Психопрофилактическая работа — формирование педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

Психодиагностическая  работа — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса и формулировку психологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. Заключительным этапом работы можно считать разработку практических рекомендаций.

Развивающая и  психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррек-ционной работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:

• программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

• программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;

• программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.

Программы развивающей и  психокоррекционной работы включают психологическую  и педагогическую части. Психологическая  часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается  психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.

Развивающая и коррекционная  работа может проводиться в процессе специальной работы практического  психолога с отдельными детьми, с  группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников  ребенка.

 

2) понятия «психопрофилактика», организ.и методы психопрофилактики.

Психопрофилактика — это  специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного  и школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает:

1)ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Организация работы

При определении основного  содержания психопрофилактической  работы важно помнить следующее.

В зависимости от типа учебно-воспитательного  учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

• адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;

• обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

• определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;

• подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;

• проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;

• предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;

• создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.

Методы псипрофилактики

Для этого наиболее эффективным  средством служит индивидуальная профконсультационпая беседа с учеником в форме «дискуссионного диалога».

Цель данной профконсультационной беседы — актуализация знаний школьника  о каждой профессии, его предпочтений, установление соответствия своих способностей и возможностей требованиям, которые  предъявляет профессия к человеку. На основе сравнения ученик может  определить свой выбор.

Главным достоинством методики «дискуссионный диалог» является то, что школьнику оказывается действенная помощь в его профессиональном самоопределении, при этом исключается или, во всяком случае, достаточно сильно ограничивается какое-либо внешнее давление на выбор со стороны.

 

3) псих.служба в России

В нашей стране первые попытки  практического использования психологии в обучении и воспитании детей  возникли еще на рубеже 19-20 веков  и связаны с так называемой педологией, которую И.А.Арямов (1928) определял как науку о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все  его социально-биологические особенности  и в которой М.Я.Басов видел  «научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека…»

И только в конце 60-х годов  у нас возобновился активный поиск  форм практического участия психологов в работе школы. Это стало возможным  потому, что в психологии и педагогике возникли необходимые теоретические  и практические предпосылки: внедрение  системного дохода к психологическому и педагогическому анализу процессов  развития личности; выявления некоторых  общих закономерностей психического развития; подход к воспитанию как  процессу управления развитием и  понимание взаимосвязей индивидуального  и коллективного в развитии; углубление интеграционных процессов научного знания на уровне педагогики; улучшение  психологической подготовки будущих  учителей и др.

С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической  службы в системе образования  страны. Это было обусловлено потребностью общества, бурное социальное развитие которого резко повысило требование к творческому и нравственному  потенциалу личности.

Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности  практического психолога. Научно-методическое обеспечение эксперимента было разработано  и осуществлено лабораторией научных  основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас – Психологического института Российской Академии образования). Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных  проблем, связанных с введением  в школу должности психолога, создание структуры школьной психологической  службы для последующего внедрения  ее в систему народного образования

В 1988 году вышло Постановление  Государственного комитета СССР по образованию  о введении ставки школьного психолога  во все учено-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой  деятельности школьного практического  психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

Многие руководители образовательных  учреждений, учителя, воспитатели, родители все больше осознают полезность психологической  службы. Это формирует в обществе потребность в детских практических психологах. Поэтому создаются факультеты практической психологии в педагогических университетах и институтах, возникают  различной длительности курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличивается количество профессиональных объединений разного  уровня и разной структуры для  повышения квалификации работающих практических психологов образования.

 

4) аспекты псих.службы образования.

Психологическая служба образования  – один из существеннейших компонентов  целостной системы образования  страны.

Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, - научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

Научный аспект- проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования – нового научно-практического направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах. Одна из задач – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических методов профессионального применения психологических методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования.

Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками образования. Главными действующими лицами этого направления являются воспитатели, педагоги, методисты, дидакты, которые или самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построения программ обучения и воспитания.

Практический аспект службы обеспечивают непосредственно практические психологи детских садов, школ и других образовательных учреждений, задача которых – работать с детьми, группами, классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем. В их задачу не входит создание новых методов, исследование психологических закономерностей и пр. Но они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чет располагает наука на сегодняшний день.

Организационный аспект – создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью, и повышение профессиональной квалификации практических психологов. Эти звенья, выстроенные в иерархической последовательности, могут быть представлены следующим образом: один или группа практических психологов в образовательном учреждении; научно-методические подразделения психологической службы (центры, кабинеты и др.) в районных, городских областных и краевых управлениях образования; отделы психологической службы – в республиканских и федеральном министерствах образования. Только достаточно разработанная структура, звенья которой укомплектованы специалистами, способна обеспечить полноценное психологическое обслуживание системы образования, оказывать действенную помощь как детям, родителям, педагогам, мак и учреждениям образования и всей образовательной системе в целом.

 

5) функции психолога в домах ребенка, в дет.домах, домах-интернатах.

Каждое образовательное  учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе оказывают  влияние на развитие ребенка. Поэтому  существует специфика задач и  форм работы школьного психолога  в зависимости от того типа детского учреждения, в котором он работает. например, очевидно своеобразие работы практического психолога в учреждениях  интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты).

Для всех детей, воспитывающихся  в домах ребенка, детских домах  и интернатах, характерны искажения  в общении со взрослыми. У детей, с одной стороны, гипертрофированная потребность во внимании и доброжелательности взрослых, острая нужда в человеческом тепле, ласке и положительных  эмоциональных контактах. С другой — полная неудовлетворенность этой потребности — малое количество обращений взрослых к детям (в 4-10 раз ниже, чем к детям, воспитывающимся  в семье), недостаточность при  такого рода контактах личностных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие  содержания, в основном направленных на регламентацию поведения детей, и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"