Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:09, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

вариант Шпора-служба.docx

— 30.27 Кб (Скачать документ)

В тех случаях, когда окончательный  диагноз может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ПМПК дает рекомендации об обучении ребенка  в специальном учебно-воспитательном учреждении с диагностическим сроком (1 год), осуществляет наблюдение за динамикой  его развития.

Списки обследованных  детей и подростков с развернутым  заключением ПМПК и рекомендациями направляются в соответствующие  органы народного образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. для решения вопроса об оказании этим детям специализированной педагогической, медицинской, социальной помощи.

Родителям (лицам, их заменяющим) выдается выписка из протокола ПМПК с соответствующими рекомендациями.

Заключение ПМПК носит  рекомендательный характер и может  быть основанием для направления  детей и подростков в специальное  учебно-воспитательное и лечебное учреждение при согласии родителей (лиц, их заменяющих).

В ПМПК ведется следующая  документация: журнал учета детей  и подростков, прошедших обследование в ПМПК; выписка из заключения ПМПК, заключение ПМПК (Приложения к Положению 1 - 3).

Психолого-медико-педагогическая консультация должна быть обеспечена необходимым набором помещений, оборудованием и компьютерной техникой.

 

16) психологический диагноз

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ  — основная цель психодиагностики; конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение  сущности индивидуально психологических  особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей  обследования. Предмет П. д.— установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важный элемент П. д.— необходимость  выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. П. д. может  устанавливаться на разных уровнях. Первый, низший — симптоматический, или эмпирический,— ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых  непосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или  иные индивидуально-психологические  особенности, исследователь лишен  возможности непосредственно указать  на их причины и место в структуре  личности. Второй — этиологический уровень — учитывает не только наличие симптомов, но и причины  их возникновения. Третий, высший —  типологический уровень — состоит  в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, ее психической структуре. Пока чаще всего  приходится ограничиваться диагнозом  первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в  связи со способами собственно выявления  и измерения. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Их содержание обычно совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что  на основе прошлого и настоящего намечает путь дальнейшего развития. Прогноз  рекомендуется развивать на отдельные  периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

 

17) психолого-медико-педагогический консилиум: цель,задачи и содержание работы

Цель консилиума: создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные социально-психологические и педагогические условия жизнедеятельности для детей с адаптационными трудностями, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Задачи  психолого-медико-педагогического  консилиума

- Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся, обобщение причин отклонений.

- Практическое решение проблемы предупреждения школьной дезадаптации учащихся.

- Принятие коллективного решения о специфике содержания образования и обучения для ученика (группы учеников).

- Разработка плана совместных психолого-медико-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса.

- Консультации в решении сложных, конфликтных ситуаций.

Содержание: В состав ПМП(к) входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог, старший воспитатель семей, врач (педиатр, детский психиатр).

Прием детей на консилиум  осуществляется как по инициативе специалистов СППС, так и по инициативе воспитателей семьи, педагога класса или воспитателя  детского сада, в котором обучается (воспитывается) ребенок.

При обследовании ребенка  на консилиуме его специалистами  должны быть представлены следующие  документы:

- представления на ребенка (от каждого специалиста службы ППС, в которых должна быть отражена проблема, возникшая при сопровождении этого ребенка);

- педагогическая характеристика на ребенка, заверенная заместителем директора по УВР детского дома;

- характеристика на ребенка из школы, детского сада, заверенная заместителем директора по УВР школы, детского сада;

- протоколы обследования, листы динамического контроля, если ребенок поступил в ОУ по заключению психолого-медико-педагогической консультации;

- история развития ребенка.

Обследование ребенка  до консилиума проводится каждым специалистом СППС индивидуально.

 

По результатам обследований специалистов составляются представления  по определенной форме (см. приложение № 5)

На основании представлений  специалистов коллегиально выявляется актуальная проблема развития ребенка, составляется заключение консилиума и  разрабатывается индивидуальная программа  социально-психолого-педагогического  сопровождения ребенка либо специалистом по ведущему дефекту ребенка либо группой специалистов, если ребенок  имеет отклонения по нескольким направлениям развития: речевому, психическому, личностному. Индивидуальная программа социально-психолого-педагогического  сопровождения утверждается ПМПк.

С индивидуальной программой СППС знакомятся специалисты службы СППС и воспитатели семей. Председатель и специалисты консилиума несут  ответственность за конфиденциальность информации о ребенке.

Степень решенности индивидуальной проблемы ребенка и эффективность  программы сопровождения обсуждается  на консилиуме каждые 3 месяца. В случае необходимости проектируются новые  методы реабилитации и коррекции.

 

18) психологическая консультация

Основные задачи:

-оказание помощи при трудностях в обучении, общении;

-оказание психологической помощи и поддержки учащимся;

Консультирование может  проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а  также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического  процесса в школе.

Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и  обучения посредством психологического консультирования.

Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации  образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными  или групповыми.

К школьному психологу  обращаются и сами учащиеся, главным  образом по таким вопросам:

ф взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; + самовоспитание;

♦  профессиональное и личностное самоопределение; 4 культура умственного труда и поведения и т. п.

 

19) понятие "психологическая служба":цель и задачи психологической службы.

Психологическая служба образования  – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, - научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

Научный аспект- проведение научных исследований по проблемам  методологии и теории практической психологии образования.

Прикладной аспект предполагает использование психологических  знаний работниками образования.

Практический аспект службы обеспечивают непосредственно практические психологи детских садов, школ и  других образовательных учреждений, задача которых – работать с детьми, группами, классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или  иных конкретных проблем.

Организационный аспект –  создание действенной структуры  психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так  и контроль за профессиональной деятельностью, и повышение профессиональной квалификации практических психологов.

Основной целью  психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.

Задачи психологической  службы образования.

Ориентация на развитие ребенка  определяет основные задачи психологической  службы образования:

-реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста

-развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.

-создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой

-оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

 

20) психологические службы зарубежом

Психологическая служба образования  или школьная психология существует во многих странах, охватывая всю  систему обучения и воспитания ребенка  с дошкольного возраста и до окончания  школы, и имеет почти вековую  историю. В качестве примера мы можем  рассмотреть опыт школьной психологии ряда стран.

Наиболее представлена эта  служба в США, где она начала развиваться  с начала 1800 годов и в настоящее  время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений  современной психологии.

Школьная психология в  США закреплена законом предписывающим иметь подобную службу в государственном  департаменте образования. Этот департамент  санкционирует выдачу свидетельств школьным психологам.

Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные  психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями  школьной психологической службы стали  измерение и тестирование и главенствующей задачей - отбор детей для обучения по специальным программам.

В системе образования  выделяется несколько уровней функционирования психологической службы.

1. На первом производится главным образом тестирование с целью выявления учащихся, нуждающихся в специальном обучении.

2. На втором работа направлена как на тех учащихся которым необходимо специальное обучение так и на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы.

3. Третий уровень предполагает прямую психологическую помощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития.

Собственно психологическая  служба осуществляется, начиная со второго уровня когда психолог переходит  от подсчета и интерпретации баллов теста к психолого-педагогическому  клиническому обследованию учащихся.

Таким образом, в хорошо организованной школьной психологической службе, первоначально  предназначенной для отбора, селекции детей, все четче проявляются  новые, прогрессивные тенденции, которые  находят организационное воплощение и широкое практическое распространение  в детской практической психологии.

 

Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. В 1905 году Министерство образования  Франции попросило исследовать  проблему детей, которые не в состоянии  обучаться в школе по общей  программе. В результате исследования появился знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявлять детей с  задержкой умственного развития. За этим последовало открытие специальных  школьных классов для таких детей, а в 1909 году открылась первая во Франции  профессиональная школьная психологическая  служба. ВВ 1947 году в Париже начала работать группа школьных психологов под руководством профессора А.Валлона. В отличие  от тех задач, которые ставил перед  школьной психологической службой  А.Бине, А.Валлон полагал, что ее цель не в селекции детей по каким-либо признакам, а в психологической  помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и  воспитания всех без исключения детей. В последующее время во Франции  обсуждается проект реорганизации  существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы  школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам  и целым учреждениям. Цели этой системы  – предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению социальной адаптации детей, помогать детям с умственной отсталостью  интегрироваться в общий поток  учащихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой на предшествующих этапах службы,. – отделять таких  детей), содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся, повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народного образования.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"