Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

049343_2D3CD_shpory_po_psihologii_i_pedagogike.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)

Предметом педагогики является исследование развития и формирования человеческой личности в процессе обучения и воспитания и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного  педагогического процесса. Объектом же педагогики является развивающийся человек, его формирующиеся в течение всей жизни личностные качества.

  Основные задачи  педагогики: 1)Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности  в условиях специально организованного воспитания. 2)Определение  целей воспитания. 3)Разработка содержания воспитания. 4)Исследование методов воспитания.

Педагогика развивается, укрепляя свои связи (и одновременно усиливая свою самостоятельность) с философией, социологией, этикой, психологией, медициной, этнографией, физиологией человека и другими отраслями знаний. Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не  отметить и ее влияние на эти  науки.

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

  1. Общая педагогика — исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает роль воспитания в жизни общества и развитии личности; процессе образования и обучения;
  2. Возрастная педагогика — изучает особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития;
  3. Специальная педагогика  — дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. В свою очередь распадется на ряд от отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика;
  4. Частная методика — исследует специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определенного предмета (иностранного языка, математики, биологии и др.);
  5. История  педагогики — изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи

Интенсивно развиваются  самостоятельные отрасли педагогической науки, такие как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика культурно-просветительной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Основными категориями научной педагогики являются такие термины как “обучение”, “преподавание”, “учение”, “образование”, “воспитание” и др. Под обучением понимают  активную целенаправленную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков.

Преподавание – это  деятельность тех, кто обучает; учение – это деятельность тех, кто обучается; образование – овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры.

Воспитание – процесс  целенаправленного формирования личности. С помощью этих категорий можно  сформировать определение педагогической науки.

Педагогика как наука – это совокупность знаний о воспитании, обучении и образовании человека, обеспечивающих развитие его личности.

Изучение закономерностей  формирования личности осуществляется с помощью целой системы разнообразных  методов.

К ним относятся: *педагогические наблюдения (систематизированный сбор фактов, позволяющий выдвинуть предположения, требующие проверки с помощью других методов); *беседа (выяснение отношения как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам); *изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся; *педагогический эксперимент; *социологические методы исследования (анкетирование; рейтинг; метод экспертных оценок); *методы математической статистики; *теоретический анализ педагогических идей.

 

 

 

 

 

 

 

27. Понятие «личность» в психологии. Термин «человек» только лишь выделяет нас из многочисленного мира живых существ. Человек – это родовое понятие. Человек обладает речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и использовать их.

Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась «личина» - лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определёнными типами действующих лиц. Маска была характерной – герой, злодей, несчастный и т.д. Затем это слово стало обозначать самого актера и его роль.

В научной литературе понятие «личность» появилось в  начале ХХ века. Единого мнения о  трактовке понятия «личность» нет  и в настоящее время. Человек  становится личностью, но не рождается  ею. Природа создает человека, а личностью его делает общество. Личность – это набор любых качеств, сформированных под влиянием жизни в обществе, как положительных, так и отрицательных. Личность – это и удачливый бизнесмен, и высококвалифицированный рабочий, и преступник и т.д.

Личность всегда исторична, социальна и индивидуальна. Не всякий человек является личностью, т.к. личность должна обладать некоторыми важными  признаками: 1) сознанием, т.е способностью осознанно отражать окружающий мир, 2) самосознанием, т.е. способностью осознавать самого себя, 3) саморегулированием, т.е. уметь управлять своим поведением и своими действиями, 4) активностью в деятельности, 5) индивидуальностью, т.е. наличием своего особого стиля поведения, мышления и т.д. Что значит быть личностью? Это значит иметь свою жизненную позицию, самостоятельно осуществлять выбор в различных жизненных ситуациях и отвечать за последствия своих действий, постоянно заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Носителем личности является индивид. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. Индивид – представитель рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане. Если есть необходимость отметить неповторимость личность, своеобразие индивида используют термин – «индивидуальность». В него включаются только те свойства, которые присущи этому конкретному представителю человеческого рода. Именно осознание своей индивидуальности дает индивиду чувство личной свободы, неразрывно связанной с личной ответственностью за все принимаемые решения и поступки. Чтобы стать индивидуальностью человек должен стать личностью. Недаром Э. Фромм определил «личность» как целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным.

Основными составляющими  индивидуальности являются система  ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера. Индивидуальность проявляется  в чертах темперамента, характера, способностях, направленности, привычках, психических процессах. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в задатках, которые преобразуются под воздействием обучения и воспитания, порождают многообразие проявлений человеческой индивидуальности. Индивидуальность – это совокупность психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуален каждый человек, но у одних она проявляется ярко, а у других малозаметно.

Со смертью индивида личность полностью не умирает, она продолжает существовать в других людях своей представленностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Структура личности. Понятие «направленность личности» ввёл в научный обиход С.Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека.

Термин «структура»  имеет латинское происхождение. Слово «struktura» на русский язык переводится как строение. Личность человека представляет собой сложную психологическую систему, состоящую из нескольких компонентов. Они взаимосвязаны между собой и в совокупности создают психологическую структуру личности. Поэтому каждая из составных частей структуры личности неотделима от других частей.

Поскольку в исследованиях  личности в психологии имеют место  различные подходы, то имеются и разные объяснения психологической структуры личности. В отечественной психологии доминирует деятельностный подход к исследованию личности. В рамках данного подхода в структуру личности включены как биологические, так и социальные элементы. При чём биологические элементы в структуре личности первичны. Они закладываются в генах человека и являются врожденными качествами.

К. Платонов в  структуре личности выделил четыре уровня развития личности, которые являются её компонентами. Первый уровень состоит из биологических свойств, которые определяют скорость протекания нервных процессов, телосложение и т.д. Второй уровень включает в себя индивидуальные особенности психических процессов (памяти, внимания, воображения и т.д.). Третий уровень содержит индивидуальный социальный опыт человека – знания, умения, навыки, привычки. Четвёртый уровень считается наивысшим уровнем развития личности. В нём представлены убеждения, идеалы, взгляды, ценности, самооценка человека – направленность личности.

 

 

 

 

30.Способности. Понятие «способности» появилось в трудах древнегреческого философа Платона почти 2500 лет назад. Можно выделить несколько основных подходов к объяснению природы способностей человека. Первый подход – способности носят врождённый характер. Второй подход – способности формируются в процессе обучения и воспитания, т.е. имеют социальную природу. Оба подхода заслужено критикуются за односторонность. Поэтому психологи стремятся соединить в одной гипотезе два подхода. Они считают, что способности обусловлены как врожденными особенностями индивида, так и его социальным опытом.

Основой развития способностей и важнейшим условием является наличие задатков. Задатки  – это врожденные анатомические  и физиологические особенности  организма человека. Проявится, способности могут только в деятельности человека. В современной психологии система свойств личности, формирующаяся на основе задатков и определяющая успешность выполнения определённых видов деятельности, а также овладение знаниями и навыками, называется способностями.

Существует множество  классификаций способностей, в основу каждой из них положен свой признак. 1) По критерию происхождения — природные  и социальные способности. Природные  способности обусловлены врожденными  свойствами психических процессов. Социальные способности в большей степени обусловлены системой обучения и воспитания. 2) Выделяют общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают успешное выполнение многих видов деятельности. Специальные способности необходимы для выполнения какого-то одного определённого вида деятельности. 3) Учебные и творческие способности. Учебные позволяют успешно осваивать знания. Творческие обуславливают способность к созданию новых оригинальных идей, знаний и т.д. 4) По наличию условий для развития способности – потенциальные и актуальные. Потенциальные – способности, которые в настоящее время не проявились. Актуальные способности – это те, которые уже проявились у человека.

С самого рождения и до примерно шестилетнего возраста (дошкольный возраст) формируется основа для развития общих способностей. Специальные способности активно формируются в школьном возрасте от 6 до 16 лет. Значимым фактором процесса формирования и развития способностей является методика обучения и воспитания.

По уровню развития способности подразделяют на одаренность, талант и гениальность. Иногда ещё используют термин «мастерство», которым обозначают совершенство личности в конкретном виде деятельности. Под одаренностью понимают - совокупность общих способностей, которые при наличии знаний, умений и навыков позволят успешно выполнять какую-то деятельность. Талант – одаренность человека, реализованная в высоких и оригинальных достижениях в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей. Гениальность – высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость. Эти результаты достигаются через сочетание общих и специальных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.Направленность личности. Одной из важнейших составляющих направленности личности является мотивация. Мотивация имеет в настоящее время два значения, в которых данный термин используется. Во-первых, им обозначают систему факторов, определяющих поведение личности (мотивы, цели, намерения, стремления и т.д.). Во-вторых, им обозначают процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность.

Направленность  личности - устойчивая система мотивов, определяющих активность личности  и избирательность ее отношений  к действительности, особенности поведения и деятельности человека независимо от условий данной социальной среды. Поэтому её считают важнейшим компонентом в структуре личности.

В структуре направленности личности также можно выделить несколько  компонентов: желание, стремление, интерес, идеал, мировоззрение, убеждение. Желание – это осознанная человеком какая-то потребность. Желание, подкреплённое волевыми усилиями человека, называется стремлением. Многократно повторяющиеся потребности и действия порождают интерес – предрасположенность человека к определённой деятельности и стилю поведения. Со временем у человека формируются идеалы - образцы желаемого будущего, обладающие для данной личности признаками совершенства и привлекательности; конкретизированная в предмете жизненная цель. Мировоззрение – это совокупность взаимосвязанных идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь и общество. Убеждение – высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"