Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

049343_2D3CD_shpory_po_psihologii_i_pedagogike.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8,9. Ощущения. В основе мира психических явлений лежат психические процессы, которые обеспечивают отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, внимание и воображение.

 Ощущение — это  отражение в сознании человека  отдельных свойств и качеств  предметов и явлений, непосредственно  воздействующих на его органы чувств. Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (боль, голод и др.) Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: 1) рецепторов (нервных окончаний), преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; 2) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг; 3) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

Способность к ощущениям  имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть мозг с высокоразвитой корой.

Типы ощущений очень  многообразны. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора  с раздражителем выделяют дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные) и  контактные (вкусовые, болевые, осязательные) ощущения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Нервная система человека является  физиологическим носителем психики человека. Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним миром; интеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельности; организация целостного функционирования организма.

Нервная система человека состоит из центральной нервной  системы; периферической нервной системы и вегетативной. Центральная нервная система (головной и спинной мозг) — это совокупность нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга,  мозжечка и спинного мозга. Ее основная функция — координация и регуляция всей психической деятельности.  Периферическая нервная система — это нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, нервные окончания, соединяющие рецепторы, мышцы со спинным и головным мозгом. Ее функции — передача раздражителей внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней.

Вегетативная нервная  система — это часть нервной  системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой  мускулатуры и других органов. Она  играет важную роль в эмоциональных  реакциях организма.

Основной элемент нервной системы — нервные клетки, или нейроны. Нейрон состоит из тела клетки и отростков, название которых — дендриты (воспринимают возбуждение) и аксон (передает возбуждение, т.е. осуществляет связь между нейронами. Контакт аксона с дендритами или  телом другой нервной клетки называется синапсом.

Центральная нервная  система (ЦНС) состоит из спинного и  головного мозга. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции. Ниже всего расположен спинной мозг — он регулирует работу отдельных мышечных групп и внутренних органов. Над ним расположен продолговатый мозг вместе с мозжечком, которые вовлекают в совместную деятельность целые системы внутренних органов, осуществляющих функции дыхания, кровообращения, пищеварения и т.п. Еще выше расположен средний мозг, который участвует в регуляции сложных движений и положений всего тела. Продолговатый и средний мозг вместе образуют стволовую часть головного мозга.

Наиболее высокие отделы мозга ЦНС представлены большими полушариями головного мозга. В  состав больших полушарий входят лежащие в глубине скопления нервных клеток — подкорковые узлы. У самой поверхности полушарий расположена кора головного мозга. Она представляет собой мантию, покрывающие большие полушария. Ее поверхность (около 2000 см), как известно, собрана в ряде складок или борозд и извилин.

В коре головного мозга  выделяют: * сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов); * моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями человека); * ассоциативные зоны (служат для переработки информации).

Большие полушария головного  мозга — это ассиметричный  орган. Левое полушарие отвечает за речь, вербальную память, логические рассуждения, а правое, которое легко  воспринимает пространственные отношения, умеет опознавать целое по части, отвечает за образное мышление. Специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух разных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого.

 

 

 

 

 

 

 

 

По модальности раздражителя  ощущения делят на зрительные (85 % информации), слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические,  температурные, болевые, холода, голода. 

По месту расположения рецепторов все ощущения можно разделить на экстерорецептивные (отражают свойства предметов и явлений внешней среды: зрительные, обонятельные, осязательные, вкусовые); интерорецептивные (отражают состояние внутренних органов.); проприоцептивные ощущения (отражают движение нашего тела.)    

Все ощущения имеют общие  законы: *Закон адаптации (приспособления) — состоит в изменении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется. *Закон контрастности — состоит в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя. Например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее,  а на черном — светлее. *Закон сенсибилизации — состоит в повышении чувствительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Повышение чувствительности анализаторов происходит в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

Последовательные образы — это продолжение ощущения, когда  действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного  органа чувств некоторое время находиться в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Способностью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией. Образ, складывающийся  в процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости  от того, какой из них работает активнее, различают и виды восприятия: зрительные, слуховые, осязательные.

В зависимости от формы  отражения выделяют: — восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения и др.; — восприятие времени — это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений; — восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Для восприятий характерен ряд свойств, таких как избирательность, предметность, апперцепция, осмысленность, константность и целостность. Избирательность  восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые  представляют для него интерес. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени. Апперцепция — это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Константность восприятия  — это относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия. (расстояние, освещенность и т.д.). Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека  в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются. Нарушением восприятий является галлюцинация. Это по сути восприятия, возникающие без наличия реальных объектов (видения, призраки, мнимые звуки, голоса и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных предметов и явлений.

 

 

 

11. Представление — это процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений ЦНС при восприятии. Представления различают по видам анализаторов, которые в них задействованы. Различают: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные (касание), двигательные и др.

Часто представления  возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от прогрессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный; у композитора — слуховой; у балерины — двигательный и т.д.

Представления различаются по степени общности. Представления  бывают единичными и общими. Единичные представления — это представления, основанные на восприятии  одного определенного предмета. Общие представления — это представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. По степени проявления волевых усилий представления разделяют на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Если же это целевые представления, возникающие у человека под воздействием волевых усилий, речь идет о произвольных представлениях.

 

 

13,14.Мышление

Мышление — это  психический процесс отражения  реальности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма  творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный процесс, направленный на разрешение какой-либо задачи. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах.

Виды мышления: *наглядно-действенное — отличается тем, что решение нестандартной задачи ищется посредством наблюдения реальных объектов их взаимодействий, и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления *наглядно-образное — осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы представлений; это отражение реальности в образно-концептуальной форме *абстрактно-логическое (словесно-логическое) или дискурсивное — это опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация и.т.п.). Это различного рода дедуктивные и индуктивные умозаключения, способы доказательств

14.Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, проявляются в качествах ума: самостоятельность мышления; широта и глубина ума; гибкость мысли; быстрота и критичность ума. Выделяют определенные операции мышления: — анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. — синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином  аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. — сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении таким образом общности или различия между ними. — абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. — обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Мышление протекает  в форме понятий, суждений, умозаключений, которые изучает наука логика. Понятие — это отражение в  сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Суждение — это основная форма мышления, в процессе которой утверждаются и отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Самостоятельной формой мыслительной деятельности является умозаключение — это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.

15. Речь. Человеческое мышление тесно связано с речью. И речь, и мышление  протекают на одной и той же основе — на основе языка. Язык служит средством общения между людьми и сформировался вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.

Речь — это словесный (вербальный) язык в действии, процесс  практического применения человеком  именно словесного языка, а не какого-либо другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т.д.). Существуют определенные виды речи:

— внутренняя речь —  это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек  и не говорит вслух, его мысли  все равно облекаются в форму слов;

— внешняя речь — это  средство общения между людьми. Она  бывает устной и письменной. Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой. Письменная речь — это речь посредством письменных знаков. Устная речь, в свою очередь, делиться на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, диспут, дискуссия). Речь имеет свои свойства. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Понятность речи достигается синтаксическим правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделением слов с помощью логического ударения. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной. Действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

 

 

 

 

17. Память — это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого.

Благодаря памяти происходит как бы соединение настоящего, прошлого и будущего. Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память является необходимым условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, способностей человека. Без нее невозможно поведение, мышление, сознание и подсознание. Существует три главных процесса памяти (запоминание, хранение и воспроизведение), синтез которых образует память как целостное функциональное образование психики.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"