Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

049343_2D3CD_shpory_po_psihologii_i_pedagogike.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, структура самосознания такова: 1.самопознание - процесс изучения индивидом своих физических, душевных возможностей и качеств, своего места среди других людей, 2.самооценка – оценка человеком самого себя в соответствии с выработанной шкалой ценностей 3.саморегуляция – регуляция своего поведения и состояний.

В самосознании можно выделить: отношение к себе, людям, ожидание отношения других людей к себе. Отношение к другим людям: 1) эгоцентрический уровень отношений (принцип – «Если человек мне помогает – он хороший человек»), 2) группоцетрический уровень (принцип – «Если человек принадлежит к моей группе – он хороший человек»), 3) просоциальный уровень (другой человек – это самоценность, уважай и прими другого таким, каким он есть. Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой), 4) эстохолический уровень (милосердие, совесть, духовность – главные принципы отношения к другим людям).

Самосознание выполняет  две основных функции: 1.формирование себя как неповторимой личности 2.самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности во всех условиях жизнедеятельности.

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки. Самооценка – ядро личности. От неё  зависит социальная адаптация личности, поведение и деятельность. Формирование самооценки происходит в процессе социализации личности.

Самооценка формируется  в процессе деятельности и общения. Человек наблюдает других людей, сравнивает их поступки и достижения со своими, подвергается оценкам других людей. У человека есть некая референтная  группа, которая является эталоном для него, из которой он черпает свои идеалы, ценности и т.д. Самооценка сильно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности. У человека конфликтуют две тенденции: 1) повысить уровень притязаний, чтобы добиться максимально возможного успеха, 2) снизить уровень притязаний, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний возрастает, а в случае неудачи снижается. Самооценка бывает: адекватной, завышенной и заниженной. Кроме того, она может быть: конфликтной и бесконфликтной, позитивной и негативной и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Концепции развития личности: бихевиоризм, гуманистическая концепция.

Бихевиоризм – поведенческая  психология. В бихевиоризме объектом научного исследования является поведение. По мнению сторонников бихевиоризма внутренний мир человека не познаваем, поэтому необходимо изучать внешние проявления психики, т.е. поведение человека. Личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т.е. приобретает навыки поведения в среде. Эта концепция отрицает роль самого человека в процессе формирования личности. Позднее формула развития личности несколько усложнилась, появилось ещё одно промежуточное звено – подкрепление. Кроме того, формирование личности бихевиористы представляли как программу научения путём наказания и поощрений, с помощью которых закреплялись необходимые семье и обществу свойства, способности, качества и т.д. Подкрепление может быть положительным и отрицательным. Положительные стимулы – это похвала, материальное вознаграждение и т.д. Отрицательные стимулы – это боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.д. Человек понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Основоположником «бихевиоризма» был американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958). В последствии с 30-х годов ХХ века в бихевиоризме стали возникать различные течения.

В гуманистической  концепции объектом исследования являются высшие потребности человека. Яркими представителями данной школы являются Абрахам Маслоу , Карл Роджерс . Психически нормальный человек находится под влиянием мотивов текущей и будущей деятельности. Детские переживания оказывают влияние на поведение только до определённого возраста, а затем они фактически никакого влияния не оказывают. Наивысшей потребностью человека провозглашается стремление к самоактуализации. Самоактуализация – это то, что человек обязан стать тем, чем он может стать. Человек должен реализовать то, что в нём заложено. Самоактуализация личности – это непрерывный процесс её совершенствования и реализации. Поэтому ни один человек не является на 100% самоактуализированной личностью. По мнению А. Маслоу средний человек удовлетворяет свои потребности: физиологические на 85%, безопасности на 70%, любви на 50%, самоуважении на 40% и самоактуализации на 10%. Любой человек рождается с потребностью делать только добрые дела. Однако это не означает, что люди не могут совершать плохие поступки. Агрессия проявляемая и животными, и человеком носит вынужденный характер и не может считаться нормой поведения. Когда людям ничто не мешает самореализоваться, раскрыть свою внутреннюю природу, они проявляют себя с положительной стороны и живут в гармонии с окружающим миром. На пути самоактуализации всегда встречается множество трудностей. Объясняя, причины препятствующие формированию позитивной личности, А.Маслоу разработал иерархию потребностей человека: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в общении, потребность в признании, потребность в самоактуализации. При чём нереализованность первых трех потребностей блокирует возможность реализации высших потребностей. Все потребности врожденные и поэтому для их актуализации необходимы определённые условия. Для развития позитивной Я-концепции необходимо, чтобы человека воспринимали таким, каким он есть без каких-либо оговорок. Такое отношение называется позитивным вниманием.

Психоанализ Фрейда. Механизм психологической защиты личности.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) является основоположником психоанализа. Фрейд был практикующим врачом-невропатологом. Он разработал новую психологическую концепцию, ядром которой стало учение о бессознательном. По мнению Фрейда психика человека состоит из трех уровней, компонентов: 1) Id (Оно) – носитель человеческих неосознаваемых и неуправляемых разумом инстинктов, 2) Ego (Я) – реальное, настоящее состояние человеческой личности как результата влияния окружающего мира и т.д., 3) Superego (Сверх-Я) – носитель нравственных ценностей и норм, который выполняет роль внутреннего цензора и критика. Оно и Сверх-Я находятся в непрерывном и непримиримом конфликте. Когда Я идёт на поводу у своих инстинктов, у человека под влиянием Сверх-Я возникает чувство вины, стыда и т.д.

Ид (Оно) свободно от ограничений, не починяется правилам, управляется принципом удовольствия. Оно насыщено сексуальной энергией – либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – величина постоянная. На «Я» воздействуют три силы: Оно, СверхЯ и общество. «Я» старается установить между ними равновесие, гармонию. Сверх-Я, как и Оно, формируется также неосознанно, путём усвоения нравственных ценностей и норм от окружающих (в том числе от родителей). СверхЯ- совесть. Человек с позиции фрейдизма – это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное. Доминирующий мотив человека – либидо (сексуальное влечение). В более поздних работах З.Фрейд добавил к нему инстинкт смерти - тонатос. Фрейд выделил несколько основных защитных механизмов. Вытеснение – процесс удаления из сознания человека нежелательных, травмирующих психику желаний, фактов, мыслей. Но окончательно они удалены быть не могут, и поэтому могут стать причиной телесных заболеваний (язва, сердечно-сосудистые заболевания и т.д.). Отрицание – отказ принимать настоящие, реальные события, факты, поступки, сопровождающийся уходом в фантазии, вымышленный мир. Этот характерен для детей и взрослых с невысоким уровнем интеллекта (хотя в сильнотравмирующих ситуациях могут его использовать все). Рационализация – нахождение для себя приемлемого объяснения своих поступков, чтобы они не противоречили нормам морали. Проекция – приписывание своих качеств, поступков, чувств, мыслей другому человеку. Сублимация (замещение) – перенос активности в сферу деятельности, которая положительно оценивается обществом. Инверсия – подмена мысли, чувств, отвечающих подлинным желаниям прямо противоположными.

Слабым местом психоанализа является биологизаторство человеческой деятельности, антагонизм человека и общества, противопоставление сознательного бессознательному. Психоанализ впервые поднял проблему бессознательного в психике человека и соотношения его с сознанием. Незначительная часть активности человека, по мнению фрейдистов, обусловлена сознанием, остальная бессознательным – инстинктами. Фрейд позволил выявить многие корни нарушений психики, создать психотерапевтические процедуры их устранения. Позднее сформировался неофрейдизм (Карл Густав Юнг, Карен Хорни, Адам Адлер и др.)

 

47,48,49. Образование – целенаправленный процесс обогащения личности системой знаний и соответствующих умений, качеств, способностей, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации и достижений НТР. Поэтому образование - это средство личностного развития человека. Индивидуальный педагогический результат образования называется образованностью личности.

Образование представляет собой сложный процесс, который характеризуется единством  обучения, воспитания и развития. На содержание образования влияет множество факторов, в том числе: потребности общества в определенном уровне образования подрастающего  поколения, изменения в развитии науки и техники, политика и идеология государства в области образования и воспитания, а так же иные факторы.

Образование выполняет социокультурные функции: 1.сохранение и передача накопленных знаний подрастающим поколениям 2.формирование навыков общения, закрепление форм и способов поведения человека в социальной группе 3.формирование и развитие личности, определение её социального статуса 4.обеспечение взаимосвязи науки и производства.

В мировой системе образования  выделяют следующие глобальные тенденции: переход от элитного к доступному всем категориям населения образованию; рост самостоятельности учебных заведений; рост рынка образовательных услуг; увеличение количества студентов; повышение интереса к одарённым ученикам; расширение возможностей для получения образования детьми с отклонениями в развитии; расширение межгосударственного сотрудничества в области образования.

В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем. К крупным международным проектам относятся: 1) ЭРАЗМУС, цель которого - в обеспечении мобильности студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны); 2) ЛИНГВА - программа повышения эффективности изучения иностранных языков.

Совершенствование общеобразовательной школы, начавшееся в 1996 году, будет проходить по следующим направлениям: 1) совершенствование организационной структуры – переход на 12-летнее среднее образование; 2) изменение содержания образования, что означает введение новых учебных программ и специализации в 10-11-ых (лицейских) классах; 3) совершенствование и разработка новых методик обучения.

Структура системы образования Республики Беларусь (с 12-летней общеобразовательной средней школой): *детский сад (с 3 до 6 лет); *начальная школа (подготовительный, 1 - 3 классы) (с 6 до 10 лет); *основная (базовая) школа: 4-9 классы (с 10 до 16 лет); *лицейские классы (10 - 11) (с 16 до 18 лет); *ПТУ (1-3 года); техникум / колледж (2-4 года); *ВУЗ (4-5 лет); *аспирантура (3-4 года); *докторантура;

Школа обеспечивает получение общего образования, т.е. общетеоретическую подготовку по основам  важнейших наук о природе и  обществе. За овладение профессиональными  знаниями, умениями и навыками в  соответствующих сферах производственной и духовной деятельности отвечает профессиональное образование.

Реформирование  системы высшего образования  в Республике Беларусь характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство.

Образовательные технологии – это система деятельности педагога и учащихся в образовательном  процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определёнными  принципами организации и взаимосвязи  целей-содержания-методов. Выделяют несколько видов образовательных технологий.

  1. Структурно-логические технологии – поэтапная постановка дидактических задач выбора способа их решения, диагностики полученных результатов.
  2. Игровые технологии – взаимодействие педагог-ученик через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакль, деловое общение и т.д.)
  3. Компьютерные технологии – использование компьютерных, обучающих программ.
  4. Диалоговые технологии – создание коммуникативной среды, расширение пространства сотрудничества в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач.
  5. Тренинговые технологии – система деятельности по отработке определённых алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты, практические упражнения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52,53,54. Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Брак от русского слова «брать». Брак – это исторически  сложившиеся разнообразные механизмы  социального регулирования сексуальных  отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Брак объединяет мужа и жену, а семья ещё и их детей. Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. Брак и семья формировались постепенно и приобретали новые формы под влиянием социально-экономических факторов. В настоящее время наиболее распространённой формой брака является парный брак или моногамия, который предполагает брачный союз между мужчиной и женщиной. В первобытном обществе было распространёно многобрачие или полигамия, которая предполагает установление одним лицом брачного союза с несколькими лицами противоположного пола. Это может быть как многомужество (полиандрия), так и многоженство (полигиния). Пережитки последней сохранились в странах Востока.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"