Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

049343_2D3CD_shpory_po_psihologii_i_pedagogike.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)
  • физиологические (чрезвычайно большие физические перегрузки, предельно допустимые границы температуры обитания, боль);
  • психологические (возрастные кризисы, информационная перегрузка, страх, обида, горе, иррациональные убеждения).

Основная функция стрессов – защитная, адаптационная. И только в этом плане можно говорить о его полезности. В остальном стресс разрушителен для человека. Об этом свидетельствует динамика его развития: тревога, страх, шок, защита (бегство, борьба), приспособление к ситуации (физиологическое и психическое), истощение (ослабление всех сил организма).  Наиболее вероятными следствиями стресса являются снижение иммунитета к инфекционным заболеваниям, неврозы всех видов, язва желудка, сердечно-сосудистая недостаточность и др.

Аффект – (от лат. «душевное волнение») – это  сильное и относительно кратковременное  эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субьекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными длительными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов. Аффект – своеобразная эмоциональная буря. Как правило, он возникает резко, хотя действие обстоятельств, приводящих к аффекту, может накапливаться. В состоянии аффекта у человека резко изменяются показатели внимания, сознание суживается; в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые входят в аффективный комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, поэтому человек в конечной стадии практически не управляем. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Аффект может вызвать любое чувство: как положительное, так и отрицательное.

Фрустрация – эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого (или кажущегосся ему непреодолимым) препятствия на  пути к значимой цели. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. В этом состоянии в поведении наблюдается две тенденции. Первая сопровождается гневом, агрессивностью ко всем, кто даже случайно встречается на пути. Вторая тенденция проявляется в чувстве безысходности, отчаяния, вины, в  крушении надежд. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к суицидам. 

Чувства тесно  связаны с разумом, ощущениями, восприятием, памятью, воображением, волей. Они относятся  к стержневым свойствам личности, создают определенную окраску характера. Эмоции и чувства играют важную роль во всей жизнедеятельности человека. В качестве их основных функций выделяются:

  • отражательная – в эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций.
  • сигнальная – содействие ориентировке человека в окружающей действительности, в оценке объектов и явлений с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности;
  • приспособительная – близкая к предыдущей функции, но в большей степени указывающая на важность переживаний в новых, изменяющихся условиях для наиболее оптимальной адаптации к ним;
  • регулятивная – через управление эмоциями и чувствами человек влияет на свое поведение, деятельность, отношения;
  • воздействия –  зачастую, выражая те или иные эмоции, человек тем самым стремится оказать влияние на поведение, отношение, установки других людей;
  • защитная -  наши переживания зачастую «подсказывают» нам о внешних или внутренних угрозах, о целесообразности уделить особое внимание конкретной ситуации. Данная функция также выражается в своего рода «разрядке» накопившейся энергии, в защите от перегрузок и др.

 

 

 

22,23. Воля – одно из главных понятий, используемых в психологии для объяснения поведения человека, особенно его высших форм. Воля отражает способность человека сознательно регулировать свою деятельность, поведение и эмоции, преодолевая трудности при достижении поставленных целей. Воля – это процесс преодоления себя в обстоятельствах, когда требуется действовать, проявлять активность в достижении цели. Волю считают ядром характера человека.

Воля –  сознательное регулирование человеком  своего поведения (деятельности, общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Внешние  препятствия: общественные явления; природные явления; погода; противостояния людей и т.д. К внутренним препятствиям можно отнести лень; страх; болезнь; предрассудки; недостаток знаний и навыков и т.п.

Воля проявляется  в двух функциях, выступающих в  единстве,- побудительной и тормозной. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побудительная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

От воли зависит  то, как человек реализует в  жизни имеющиеся задатки. Одаренный человек, имея слабую волю, добьется в жизни немногого. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».

Воля проявляется  в волевых действиях. Волевое  действие – это акт, направленный на достижение какой-либо конкретной цели. Волевое действие как раз и  связано с необходимостью его преодоления. Волевые действия бывают простые и сложные. Простое волевое действие характеризуется тем, что человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. Борьба мотивов в данном случае отсутствует. Сложное волевое действие включает следующие этапы: 1.осознание цели и стремление достичь её; 2.стадия обсуждения и борьбы мотивов; 3.принятие решения; 4.исполнение решения.

Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующая внутренние рессурсы человека и создающая дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое  усилие зависит: 1.от мировоззрения личности; 2.от моральной устойчивости личности; 3.от степени общественной значимости поставленных целей; 4.от установки по отношению к деятельности; 5.от уровня самоуправления и самоорганизации личности. 

Волевые качества – это совокупность качеств личности, характеризующих её со стороны способности  достигать поставленных целей, несмотря на возникающие преграды.   Выделяют самые различные волевые качества личности. В качестве обобщенной характеристики волевой сферы можно выделить силу воли, которая проявляется на всех этапах волевого действия, но особенно в ситуациях преодоления внешних и внутренних препятствий.

Для конкретизации  характеристик волевой сферы  все качества условно можно разделить  на три группы: 1.волевые качества, характеризующие целеустремленность; 2.волевые качества, характеризующие самообладание; 3.морально волевые качества. 

К волевым  качествам, характеризующим целеустремленность, можно отнести терпеливость, упорство, настойчивость.

Целеустремленность  – сознательное сосредоточение и  активные действия человека, направленные на достижение поставленной цели. Целеустремленного человека характеризует способность длительное время  фокусироваться на желаемом образе результата и организовывать свою деятельность для его практического воплощения.

Терпеливость  - длительное противодействие  неблагоприятным, «отвлекающим» факторам, которые препятствуют движению к поставленной цели. В качестве таких факторов могут выступать как внешние (неудачное стечение обстоятельств), так и внутренние (утомление, болезнь и др.).

Упорство – способность  мобилизовать внутренние ресурсы для преодоления  значительных затруднений, в том числе в ситуации неудачи. Однако важно различать упорство и упрямство. Последнее представляет собой негативное проявление воли вопреки разумным доводам.

Настойчивость – систематическое проявление волевых качеств при стремлении к отдаленной цели, позволяющей преодолевать многочисленные препятствия. Если упорство чаще связывают с конкретной ситуацией, то настойчивость – многократно проявляемое упорство в течение   длительного времени, необходимое для достижения отдаленной цели.

К волевым  качествам, характеризующим самообладание, относят выдержку, решительность  и смелость.

Самообладание – характеристика волевых особенностей личности, связанных со способностью управлять своими эмоциональными и поведенческими реакциями.

Выдержка  – волевое качество, позволяющее  человеку своевременно сдерживать свои эмоции, чувства, влечения, поведение, которые препятствуют достижению нужного  результата. Импульсивность как противоположное  отрицательное качество характеризует склонность человека действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих действий.

Решительность – качество, которое выражается в способности человека  своевременно и без лишних колебаний принимать  обоснованные решения, а затем проводить их в жизнь. Противоположным качеством является нерешительность.

Решительность – важнейшее  условие успеха в  любом деле.

Смелость  – способность человека преодолевать страх и растерянность. Другими  словами, когда не страх управляет  человеком, а человек – страхом.

К морально-волевым  качествам относят мужество, самоотверженность, принципиальность, дисциплинированность и др.

Существенную  роль в выполнении принятого решения  играют самоконтроль и самооценка. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов – над мгновенными импульсами и минутными желаниями, стремление к цели – над усталостью и т.д. Самооценка должна соответствовать требованиям самоконтроля, быть не завышенной и не заниженной. При отрицательной самооценке человек преувеличивает свои отрицательные черты, теряет веру в себя и в свои возможности. Положительное отношение к себе может привести к тому, что самоконтроль превратится в самолюбование.

 

 

 

 

 

25. Стресс – (от лат. «давление, напряжение») - состояние сильного эмоционального напряжения, которое вызвано факторами (стрессорами) различной природы, нарушающими привычный образ жизни и оказывающими разрушительное влияние на здоровье человека. Различают две группы стрессоров:

  • физиологические (чрезвычайно большие физические перегрузки, предельно допустимые границы температуры обитания, боль);
  • психологические (возрастные кризисы, информационная перегрузка, страх, обида, горе, иррациональные убеждения).

Основная  функция стрессов – защитная, адаптационная. И только в этом плане можно говорить о его полезности. В остальном стресс разрушителен для человека. Об этом свидетельствует динамика его развития: тревога, страх, шок, защита (бегство, борьба), приспособление к ситуации (физиологическое и психическое), истощение (ослабление всех сил организма).  Наиболее вероятными следствиями стресса являются снижение иммунитета к инфекционным заболеваниям, неврозы всех видов, язва желудка, сердечно-сосудистая недостаточность и др.

Фрустрация – эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого (или кажущегосся ему непреодолимым) препятствия на  пути к значимой цели. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. В этом состоянии в поведении  наблюдается две тенденции. Первая сопровождается гневом, агрессивностью ко всем, кто даже случайно встречается на пути. Вторая тенденция проявляется в чувстве безысходности, отчаяния, вины, в  крушении надежд. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к суицидам. 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"