Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:51, дипломная работа

Описание

цель исследования: выявление эффективности использования техники оригами в сочетании с другими видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
определить значение формирования эстетических представлений у младших школьников;
рассмотреть структуру организации уроков технологии в начальной школе;
определить эффективность уроков по техники оригами в сочетании с различными видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников;
экспериментально проверить эффективность занятий по техники оригами в формировании эстетических представлений;
выявить в ходе эксперимента уровень эстетических представлений:

Содержание

Введение....................................................................................................................3-5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Возрастные особенности младших школьников..........................................6-15
1.2. Сущность эстетики как науки. Содержание основных
Представлений формируемых на уроках технологии.......................................16-22
1.3. Сущность и содержание эстетического воспитания.
Виды деятельности направленные на
формирование эстетических представлений ....................................................23-28
1.4.Организация уроков технологии в начальной школе..................................29-31
1.5. Влияние видов деятельности используемых на уроках технологии
на формирование эстетических представлений ...............................................32-38
II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1.Выявление уровня сформированости эстетических
представлений у младших школьников..............................................................39-49
2.2. Реализация программы «Планета бумажных фантазий»...........................50-52
2.3. Диагностика уровня развития эстетических
представлений у младших школьников..............................................................53-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................60-61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................62-64

Работа состоит из  1 файл

диплом..doc

— 711.50 Кб (Скачать документ)

 

В  результате проведения методики были получены следующие данные:

5 человек (21%) имеют  высокий уровень понимания художественных особенностей группы предметов соединенных ансамблем , легко определяют принадлежности предметов, выражающиеся в сочетании по форме, цвету и орнаменту. Сознательно выделяют общие черты, обосновывая,  обосновывают  свой выбор, используя понятия прекрасного и безобразного.

8 человек (34%) имеют средний уровень понимания художественных особенностей группы предметов соединенных ансамблем, частично устанавливают связь между предметами. Сочетают предметы по одному признаку: либо по цвету, либо по форме, либо по орнаменту, интуитивно чувствуют принадлежность предмета к ансамблю и оценивают с позиций прекрасного и безобразного.

11 человек (45%) имеют  низкий уровень понимания художественных особенностей группы предметов соединенных ансамблем, не понимают художественных особенностей общности предметов, связанных ансамблем. Выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни по форме, ни по орнаменту, не умеют оценивать с точки зрения прекрасного и безобразного. Интуиция в этом направлении не развита.

Количественные результаты по данной методике представлены

на диаграмме 2.

Диаграмма 2

 

 

 

 

 

 

Результаты методики «Чайный сервиз»

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что в   исследуемой группе большинство детей имеют низкий уровень представлений о художественных особенностях, общей группы предметов и умений оценивать с точки зрения прекрасного, безобразного.

Методика 3

Название: «Красочный поднос». [Приложение 3]

Цель: Выявить уровень знаний детьми геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете и форме, умение составлять узор из геометрических элементов в круге и оценивать с точки зрения красивого, прекрасного, безобразного.

Материалы и оборудование: карточка с геометрическими фигурами, бланки заданий (по количеству детей).

Задание: Составьте из данных  геометрических фигур узор – орнамент для украшения подноса  так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво.

Далее необходимо обосновать свой выбор, отвечая на вопросы.

Оценка результатов:

Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п

Имя, фамилия ученика

1

2

3

4

Балл

Уровень

Мария А.

+

+

-

-

2

средний

София А.

+

-

+

+

2

средний

Тимур А.

+

-

-

-

1

низкий

Елена Б.

+

+

+

+

3

высокий

Дана В.

+

-

+

+

2

средний

Илья Г.

+

-

+

+

2

средний

Иван Г.

+

+

-

-

2

средний

Мария Д.

-

+

+

+

2

средний

Артём Д.

+

-

-

+

2

средний

Антон Е.

+

-

-

-

1

низкий

Алексей Л.

+

+

+

+

3

высокий

Анастасия Л.

+

+

+

+

3

высокий

Александр М.

+

-

+

+

2

средний

Максим М.

+

+

-

-

2

средний

Ксения Н.

+

-

+

+

2

средний

Денис О.

+

-

+

+

2

средний

Полина П.

+

+

+

+

3

высокий

Арина Р.

+

+

+

+

3

высокий

Александр Т.

+

+

-

-

2

средний

Данил С.

+

+

-

-

2

средний

Кристина С.

+

+

-

-

2

средний

Иван С.

+

-

+

+

2

средний

Сергей Ф.

+

-

-

-

1

низкий

Артём Я.

+

-

-

-

1

низкий


 

В  результате проведения методики были получены следующие данные:

5 человек (20%) имеют высокий уровень знаний о геометрических фигурах, вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета, правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание  с позиции прекрасного, безобразного, красивого.

15 человек (63%) средний уровень знаний о  геометрических фигурах, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, особенностей прекрасного, безобразного красивого, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.

4 человека (17%) имеют низкий  уровень знаний о геометрических фигурах, различают цвета, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, особенностей прекрасного, безобразного красивого интуиция в этом направлении не развита.

Количественные результаты по данной методике представлены

на диаграмме 3.

Диаграмма 3

 

 

 

 

 

 

Результаты методики «Красочный поднос»

Таким образом, можно  сделать вывод, что в   исследуемой  группе большинство детей имеют средний уровень знаний о  геометрических фигурах, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, особенностей прекрасного, безобразного красивого, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.

Таким образом, по результатам  проведенных методик можно сделать  вывод, о том, что в экспериментальной группе большинство детей имеют средний уровень эстетических представлений, поэтому у данной группы детей необходимо формировать представления о прекрасном, безобразном, понятиях форма, цвет, симметричность, характерные черты предметов, художественные  особенности общей группы предметов, композиции из различных фигур, представления о красоте указанных понятий.

Результаты исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4

№ п/п

Имя, фамилия ученика

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Уровень

Мария А.

средний

средний

средний

средний

София А.

низкий

средний

средний

средний

Тимур А.

низкий

высокий

низкий

средний

Елена Б.

высокий

средний

высокий

высокий

Дана В.

высокий

средний

средний

средний

Илья Г.

средний

низкий

средний

средний

Иван Г.

высокий

низкий

средний

средний

Мария Д.

средний

низкий

средний

средний

Артём Д.

высокий

низкий

средний

средний

Антон Е.

низкий

низкий

низкий

низкий

Алексей Л.

высокий

низкий

высокий

средний

Анастасия Л.

средний

высокий

высокий

высокий

Александр М.

низкий

низкий

средний

низкий

Максим М.

средний

низкий

средний

средний

Ксения Н.

высокий

высокий

средний

высокий

Денис О.

низкий

средний

средний

средний

Полина П.

средний

средний

высокий

средний

Арина Р.

высокий

низкий

высокий

средний

Александр Т.

высокий

высокий

средний

высокий

Данил С.

средний

низкий

средний

средний

Кристина С.

средний

высокий

средний

средний

Иван С.

низкий

низкий

средний

низкий

Сергей Ф.

низкий

низкий

низкий

низкий

Артём Я.

средний

средний

низкий

средний


 

 

Количественные по данные по результатам проведенных методик представлены на диаграмме 5.


 

 

 

 

 

Результаты  констатирующего  эксперимента

В состав экспериментальной  группы вошли все учащиеся класса в составе 24 человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«ПЛАНЕТА БУМАЖНЫХ ФАНТАЗИЙ»

(ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)

 

За основу составления  программы «Планета бумажных фантазий», основанной на занятиях по овладению техникой оригами, были использованы материалы О.Щегловой, З.А. Богатеевой, Г.И. Перевертня. За основу при разработке игрового сюжета было взято заочное путешествие по  «Планете фантазий».

Приложение: программа. [Приложение 4].

Наблюдая за деятельностью  и поведением детей в ходе реализации развивающей программы можно отметить следующее:

1 урок  [Приложение 5]. Данный урок носил организационный и вводный характер. С помощью созданной атмосферы загадочности детям была представлена форма проведения занятий (путешествие), проведена беседа об искусстве оригами, практическая работа, направленная на формирование у детей умений представлять на бумаге созданный в воображении образ. Всё это позволило заинтересовать детей предстоящими уроками. На уроке ребята вели себя раскованно, уверенно отвечали на вопросы, с интересом выполнили практическое задание.

2 Урок [Приложение 6], также проходил в форме путешествия, во время которого дети познакомились с некоторыми видами бумаги и начали осваивать основные приёмы складывания. На занятии были использованы такие виды деятельности как: беседа, практическая работа,  во время которых дети определяли геометрические фигуры, форму, художественные особенности, симметрию предметов, выделяли их красоту, оценивали виды бумаги с точки зрения прекрасного, безобразного.

3 урок [Приложение 7] был направлен на знакомство детей с базовыми формами, используемыми при выполнении оригами. Деятельность на уроке сопровождалась беседой о путешествии. Во время практических заданий дети учились правильно определять форму предмета, оценивали получившиеся базовые формы с точки зрения красивого.

4 урок [Приложение 8] на котором помимо основной формы уроков- путешествия присутствовала игра  позволил актуализировать и продолжать формировать знания и представления детей о красоте  формы, цвете, характерных чертах  предметов, композиции, категориях прекрасного и безобразного.

5 урок [Приложение 9].На этом уроке основным видом деятельности стала практическая работа, во время которой дети выполняя различных животных, повторили геометрические фигуры, базовые формы, учились выделять и называть форму предметов, их характерные черты, подбирать цвет, составлять красочную композицию из готовых предметов и оценивать ее, используя представления о прекрасном, безобразном.

6  урок [Приложение 10] позволил детям с помощью воображения опустились на морское дно. По своим представлениям они учились описывать его, выделяя форму предметов, их цвет. При изготовлении поделок ребята учились находить и  выделять  художественные  особенности общей группы предметов и оценивать их с позиции красивое.

7урок [Приложение 11] проводился в форме заочного  путешествия на болото. Дети с интересом принимали участие в беседе и практической работе. Во время этих видов деятельности дети определяли характерные черты указанного места и его обитателей, симметрию в своих и чужих работах, учились оценивать их,  используя и знания и представления о красивом, прекрасном и безобразном.

8 урок [Приложение 12] благодаря таким формам работы как: беседа  и практическая работа способствовал повторению  приёмов складывания из квадрата, геометрических фигур их особенностей, форме предмета, цвете, правильной сочетаемости предметов в композиции и формировал умения оценивать, используя понятия красивое, прекрасное, безобразное.

9 урок. [Приложение 13] Последний урок был посвящен подведению итогов путешествия, проведению рефлексии деятельности. На занятии ребята делились впечатлениями о путешествии. Для этого они были разделены на 5 групп (по количеству пройденных станций). Каждая группа выполняла соответствующее задание и в процессе этого: закрепляла знания следующего характера о красоте формы, цвета, симметрии, характерных черт предмета, художественных  особенностей общей группы предметов,  композиции, категориях прекрасного и безобразного.

Сюжет путешествия заключался в том, что в конце каждого занятия у детей получался из простого листа бумаги какой- либо предмет, который ребята учились оценивать с точки зрения эстетики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ  РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)

 

Для выявления положительной динамики в формировании эстетических представлений у участников развивающей программы «Планета бумажных фантазий», был проведен повторный эксперимент.

Для проведения повторного эксперимента повторно использовались методики,  использовались методики: «Дорисуй фигуры», «Чайный сервиз», «Красочный поднос».

После повторного проведения методики «Дорисуй фигуры»  были получены следующие данные:

9 человек (37%) показали высокий уровень представлений о симметричности предметов, безошибочно дорисовывают и раскрашивают  фигуры, осознано  обосновывают  свой выбор, используя понятие красивого.

10 человек (42%) показали средний уровень представлений о симметричности, дорисовывают фигуры, но иногда допускают небольшую асимметрию в рисунке и неверно выбирают цвет, интуитивно оценивают предметы с точки зрения красивого.

5 человек (21%) низкий  уровень представлений о симметричности, уменьшение площади дорисованной фигуры, грубые изменения ее формы, не понимание принципа работы и неверный выбор цвета, интуиция в оценке предмета с точки зрения красивого не развита.

Полученные данные в  ходе проведения методики представлены на диаграмме 6.

 

 

Диаграмма 6

 

 

 

 

 

Результаты методики «Дорисуй фигуры»

 

При сравнении результатов  первоначального проведения методики и повторного ее проведения можно видеть положительную динамику. 

Сравнительные данные представлены на диаграмме 7.

                                                                                                          Диаграмма 7


                               

 

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в  результате проведения коррекционной  работы, уровень представлений о симметричности предметов и умений оценивать её с точки зрения красивого повысился.

После повторного проведения методики «Чайный сервиз» были получены следующие данные:

7 человек (30%) показали высокий уровень понимания художественных особенностей группы предметов соединенных ансамблем, легко определяют принадлежности предметов, выражающиеся в сочетании по форме, цвету и орнаменту. Сознательно выделяют общие черты, обосновывая,  обосновывают  свой выбор, используя понятия прекрасного и безобразного.

9 человек (37%) показали  средний уровень средний уровень понимания художественных особенностей группы предметов соединенных ансамблем, частично устанавливают связь между предметами. Сочетают предметы по одному признаку: либо по цвету, либо по форме, либо по орнаменту, интуитивно чувствуют принадлежность предмета к ансамблю и оценивают с позиций прекрасного и безобразного.

8 человек (33%) показали  низкий уровень понимания художественных особенностей группы предметов соединенных ансамблем, не понимают художественных особенностей общности предметов, связанных ансамблем. Выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни по форме, ни по орнаменту, не умеют оценивать с точки зрения прекрасного и безобразного. Интуиция в этом направлении не развита.

Информация о работе Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии