Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:51, дипломная работа

Описание

цель исследования: выявление эффективности использования техники оригами в сочетании с другими видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
определить значение формирования эстетических представлений у младших школьников;
рассмотреть структуру организации уроков технологии в начальной школе;
определить эффективность уроков по техники оригами в сочетании с различными видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников;
экспериментально проверить эффективность занятий по техники оригами в формировании эстетических представлений;
выявить в ходе эксперимента уровень эстетических представлений:

Содержание

Введение....................................................................................................................3-5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Возрастные особенности младших школьников..........................................6-15
1.2. Сущность эстетики как науки. Содержание основных
Представлений формируемых на уроках технологии.......................................16-22
1.3. Сущность и содержание эстетического воспитания.
Виды деятельности направленные на
формирование эстетических представлений ....................................................23-28
1.4.Организация уроков технологии в начальной школе..................................29-31
1.5. Влияние видов деятельности используемых на уроках технологии
на формирование эстетических представлений ...............................................32-38
II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1.Выявление уровня сформированости эстетических
представлений у младших школьников..............................................................39-49
2.2. Реализация программы «Планета бумажных фантазий»...........................50-52
2.3. Диагностика уровня развития эстетических
представлений у младших школьников..............................................................53-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................60-61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................62-64

Работа состоит из  1 файл

диплом..doc

— 711.50 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................................3-5

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1.1. Возрастные особенности младших школьников..........................................6-15

1.2. Сущность эстетики как науки. Содержание основных

Представлений формируемых на уроках технологии.......................................16-22

1.3. Сущность и содержание  эстетического воспитания.

Виды деятельности направленные на

формирование эстетических представлений ....................................................23-28

1.4.Организация уроков технологии  в начальной школе..................................29-31

1.5. Влияние видов деятельности используемых на уроках технологии

на формирование эстетических  представлений ...............................................32-38

II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

2.1.Выявление уровня сформированости эстетических

представлений у младших школьников..............................................................39-49

2.2. Реализация программы «Планета бумажных фантазий»...........................50-52

2.3. Диагностика уровня развития эстетических

представлений у младших школьников..............................................................53-59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................60-61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................62-64

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Творчески работающий учитель  находится в постоянном поиске путей  и  средств решения задач трудового  и эстетического воспитания школьников.

Особая роль в этом процессе отведена учителю начальных классов. Именно он призван заложить основы трудовых навыков ребенка, его творческого потенциала, художественного развития.

Склонности к творчеству проявляются у детей довольно рано. Ярким примером служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного, красивого в поделках по образцам народных промыслов, в действующих конструкциях механизмов, моделях роботов, машин, учебно-наглядных пособиях.

В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственно творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».

Склонности к творчеству и желание творить у ребёнка  можно выявить на уроках технологии при выполнении различных видов  деятельности. Важно показать  ребёнку, что творчество должно быть красивым, то есть, в процессе различных видов деятельности на уроках технологии   сформировать у него представления об эстетических категориях и элементах эстетики и умения применять свои знания по отношению к своим поделкам и поделкам товарищей.

Поэтому необходимо изучать, какое  же воздействие оказывает использование данных видов деятельности на формирование указанных выше представлений у младших школьников.

На основе актуальности данной темы была сформулирована проблема:

какие виды деятельности, необходимо использовать на уроках  технологии, для наиболее эффективного формирования эстетических представлений?

Выделение проблемы позволило  определить объект и предмет исследования.

Объект исследования: процесс формирования эстетических представлений у младших школьников.

Предмет исследования: виды деятельности направленные на формирование эстетических  представлений.

Исходя из объекта  и предмета исследования, была сформулирована цель исследования: выявление эффективности использования техники оригами в сочетании с другими  видами деятельности, в формировании эстетических  представлений у младших школьников на уроках технологии.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

  1. определить значение  формирования эстетических представлений у младших школьников;
  2. рассмотреть структуру организации уроков технологии в начальной школе;
  3. определить эффективность уроков по техники оригами в сочетании с различными   видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников;
  4. экспериментально проверить эффективность занятий по техники оригами в формировании эстетических представлений;
  5. выявить в ходе эксперимента уровень эстетических  представлений:
  6. разработать и апробировать программу по формированию эстетических  представлений:

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что использование на уроках технологии техники оригами в сочетании с другими видами деятельности является эффективным в формировании у младших

школьников эстетических представлений.

Основными методами исследования стали: теоретический анализ и синтез, эксперимент, тестирование, обработка данных, беседа, наблюдение.

Методологическую основу работы составили теоретические положения исследований: Г.Гегеля, Л.С. Выготского, Б.М. Неменского, В.А.Сухомлинского, К.Д. Ушинского. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ  К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо знать и учитывать возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников.

Мышление является наиболее сложным познавательным психическим  процессом, свойственным только человеку. Мышление - очень сложная и многосторонняя психическая деятельность, и характеристика его не может быть простой и однозначной.

Различают 3 основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактное. Предметно-действенное  мышление – вид мышления, связанный  с практическими действиями над предметами. Наглядно-образное мышление – это вид мышления, который опирается на восприятие или представления. Этот вид мышления характерен для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возраста. Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых, - это мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.

Дети мыслят очень  конкретно и склонны понимать все буквально, поэтому в занятиях с младшими школьниками надо остерегаться всяких переносных значений. Если нужно дать детям известные общие положения, их обязательно надо конкретизировать каким-нибудь примером, иллюстрацией. То же относится к новым понятиям: они должны иллюстрироваться опытом ребенка, картинами, наглядными пособиями. Для понимания необходимы знания, но отдельные, отрывочные знания еще не все для понимания. Надо связать эти знания так, чтобы стал понятен смысл целого.

Младший школьник склонен  к наглядному мышлению. Оно очень  помогает ему в понимании, так как один образ, одна картина может сразу охватить то, для чего порой требуется длинный ряд фраз.

Ученику начальных классов  нелегко даются временные и особенно причинные связи. У младших школьников недостаточно развита логика. Дети могут не понимать: 1) отдельных фактов, 2) связи между ними, 3) доказательств и объяснений. В первом случае причиной непонимания является просто незнание: если я чего-либо совершенно не знаю, я его, конечно, не понимаю. Связь между факторами ребенок понимает, если ее легко увидеть или мысленно проследить. Доказательств ребенок часто не понимает, т.к. у него слабо развито логическое мышление. Причинные объяснения ему легче, если они идут от причины к действию или если объясняются намерением, целью, притом близкой к тем, которые ставят себе дети.

В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. Синкретичность у младших школьников выражается все слабее благодаря обостряющемуся вниманию к отношениям частей в целом, стремлению найти смысловые связи при восприятии предмета.

Однако у младшего школьника легко увидеть некоторое  своеобразие восприятия. Оно вызвано  в значительной мере ошибками в познании пространства. Ошибки в узнавании  геометрических тел свидетельствуют о низком уровне ориентировки детей в формах. Так же дети легко путают объемные тела с плоскими формами. Причина тут одна - отсутствие специального обучения детей видению предмета в третьем измерении, которое познается, прежде всего, с помощью осязания, в процессе моделирования, конструктивной деятельности.

В младшем школьном возрасте существенно развивается и  специальный

вид восприятия - слушание. У школьников слушание становится не только средством, но и видом его  учебной деятельности. Слушание включено в любой урок, т.к. все действия школьника, его успех, а значит и отметка, в первую очередь зависят от его умения слушать объяснения и указания учителя. Кроме того, дети слушают с критической направленностью ответы, решения, объяснения своих одноклассников. Слушание, как и чтение, становится своеобразной формой умственной деятельности детей.

Восприятие любого предмета и его изображения есть отражение  целого во взаимоотношении составляющих его частей. Эти отношения целого и части изменчивы и подвижны. Любой процесс восприятия предмета как целого требует вычленения его признаков, сторон, частей (анализ) и установления связей между ними (синтез). Такая мыслительная деятельность наиболее отчетливо выступает в восприятии сложного содержания: картины, текста, восприятие которых требует понимания, т. е. является формой сложной умственной деятельности.

Процесс развития восприятия сюжетной картины проходит три уровня: перечисления, описания и истолкования. Эти уровни свидетельствуют о  различной степени понимания ребенком данного ему содержания и зависят от: а) структуры картины; б) степени близости ее сюжета опыту ребенка; в) формы поставленного вопроса; г) общей культуры ребенка, умения наблюдать;

д) развития его речи.

Развитие восприятия есть переход от слитного, синкретичного, фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных причинных связях. С развитием восприятия изменяется и его структура, его механизм. Все большую роль начинает играть слово как средство анализа и обобщения воспринимаемого содержания.

Внимание не является психическим процессом. Это психическое  состояние личности, выраженное в  сосредоточенности на чем-то. Внимание выражает отношение человека к определенному объекту. Различают три вида внимания в зависимости от того, что является причиной его возникновения.

1. Непроизвольное (первичное) внимание привлекается ярким, неожиданным, сильным раздражителем.

2. Если школьник интересуется чем-то (книгами, фильмами и т. д.), то его внимание привлекают и удерживают те предметы или явления, которые удовлетворяют этот интерес. Это вторичное непроизвольное внимание. Оно не требует от ученика усилия, привлекается самим предметом, но не его яркостью или необычностью, а содержанием, отвечающим направленности, интересам этого ученика.

3. Произвольное внимание направляется волевым усилием человека, осознанием необходимости быть внимательным.

Каждому учителю известно, что нельзя строить повседневную работу на волевом произвольном внимании детей, тем более на первых этапах обучения. Оно требует большого нервного напряжения и оказывается очень трудным для маленьких учеников. Следует ориентироваться на 2-ой вид внимания, который поддерживается интересом, - на послепроизвольное, вторичное внимание.

Оно возникает там, где  дети должны думать над своей работой, искать способы решения, находить сходное  и разное, известное в новом  и уже знакомом, разбирать и  делать выводы, рассуждать и доказывать. Словом, внимание поддерживается активной мыслительной деятельностью. Если она интересна и продуктивна, она "держит" внимание детей, не требуя от них большого нервного напряжения. Но не все в учебной деятельности интересно, и у детей надо понемногу формировать способность к волевому сосредоточению.

Основными качествами внимания являются его объем, концентрация

(сила сосредоточения) и устойчивость (длительность сосредоточения). Объем внимания - это количество  объектов, которые человек может  одновременно "схватить" с одинаковой ясностью. У ребенка объем внимания мал. Поэтому, если ему приходится сразу ознакомиться с двумя новыми буквенными или цифровыми знаками, с двумя сходными картинами или близкими по смысловому содержанию стихотворениями, происходит "спутывание" воспринимаемых объектов. В этом случае очень целесообразно ввести прием сравнения.

Концентрация внимания характеризует силу сосредоточения человека и определяется той силой  нового раздражителя, которая необходима для угасания прежней доминанты и создания новой. У маленьких школьников сила сосредоточения невелика.

Информация о работе Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии