Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:51, дипломная работа

Описание

цель исследования: выявление эффективности использования техники оригами в сочетании с другими видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
определить значение формирования эстетических представлений у младших школьников;
рассмотреть структуру организации уроков технологии в начальной школе;
определить эффективность уроков по техники оригами в сочетании с различными видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников;
экспериментально проверить эффективность занятий по техники оригами в формировании эстетических представлений;
выявить в ходе эксперимента уровень эстетических представлений:

Содержание

Введение....................................................................................................................3-5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Возрастные особенности младших школьников..........................................6-15
1.2. Сущность эстетики как науки. Содержание основных
Представлений формируемых на уроках технологии.......................................16-22
1.3. Сущность и содержание эстетического воспитания.
Виды деятельности направленные на
формирование эстетических представлений ....................................................23-28
1.4.Организация уроков технологии в начальной школе..................................29-31
1.5. Влияние видов деятельности используемых на уроках технологии
на формирование эстетических представлений ...............................................32-38
II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1.Выявление уровня сформированости эстетических
представлений у младших школьников..............................................................39-49
2.2. Реализация программы «Планета бумажных фантазий»...........................50-52
2.3. Диагностика уровня развития эстетических
представлений у младших школьников..............................................................53-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................60-61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................62-64

Работа состоит из  1 файл

диплом..doc

— 711.50 Кб (Скачать документ)

эстетики и его многогранности, требующей от исследователя фундаментальных

знаний в областях истории искусства, религии, философии  и практически всех

гуманитарных  наук,  как  минимум,  а  также  обостренного  художественного 

чувства  и  высоко  развитого  вкуса,  эстетика  до  сих  пор  остается  во  всех

отношениях  наиболее  сложной  трудоемкой,  дискуссионной  и  наименее

упорядоченной из всех дисциплин. 

Сегодня,  как  и  в  момент  возникновения,  в  центре  внимания  эстетики

стоят  два  главных  феномена:  совокупность  всех  явлений,  процессов  и 

отношений, обозначаемых как эстетические, т.е. само эстетическое как таковое,

и искусство в его сущностных основаниях. В классической эстетике в качестве

наиболее  значимых  считались  такие  термины  и  категории  как:  эстетическое

сознание,  эстетический  опыт,  эстетическая  культура,  игра,  прекрасное,

безобразное,  возвышенное,  трагическое,  комическое,  идеал,  катарсис,

наслаждение,  мимесис,  образ,  символ,  знак,  выражение,  творчество,  метод,

стиль,  форма  и  содержание,  гений,  художественное  творчество.

Неклассическая  эстетика,  развивающаяся  в  русле фрейдизма,  структурализма, постмодернизма,  обратила  внимание  на  маргинальные  проблемы  и  категории.  Особенность эстетики  как науки заключается в том,  что она не  имеет своей эмпирической базы, а использует материал других наук. Дело в том, что эстетика  это  наука  особого  рода,  причем  не  только  наука:  в  чем-то  она совпадает с наукой. А в чем-то выходит за ее пределы. Говоря об эстетике как о науке,  нельзя забывать  о ее  своеобразии. «Эстетика – наука об  исторически обусловленной сущности  общечеловеческих  ценностей,  их  порождении, восприятии,  оценке  и освоении» (Ю. Борев).

   Все вышеперечисленное подтверждает,  что эстетика – это философская наука, так как она появилась в недрах философии, а именно таких ее разделов как гносеология и аксиология. Если философия изучает наиболее общие законы природы,  общественного  развития и мышления,  то  эстетика изучает наиболее общие законы развития искусства, а также эстетического отношения человека к миру.  Даже  став  самостоятельной  наукой,  эстетика  продолжает  черпать основные  методологические  положения  из  философии. 

Она  также взаимодействует  с  этикой, так  как  мораль  входит  в  само 

существо эстетического  отношения  человека  к  действительности,  тесно  связана  с психологией,  потому  что  эстетическое  восприятие  действительности  носит  чувственно-эмоциональный  характер,  с  педагогикой,  социологией,  историей, логикой.

   Наиболее тесно эстетика связана с искусством и выступает методологий

для  искусствоведческих  дисциплин.  Искусство  как  плод  художественного 

творчества  становится  предметом  исследования  эстетической  науки. Эстетика изучает отношение искусства к действительности, отражение действительности в  искусстве,  художественное  творчество,  раскрывает  законы,  управляющие всеми  видами  искусства.  На  методологическую  базу  эстетики  опираются  и новые  направления,  такие  как:  техническая  эстетика,  эстетика  быта,  эстетика поведения.

Эстетика рассматривает и анализирует такие категории, в процессе формирования эстетических представлений на уроках технологии  как:  прекрасное, безобразное, красота формы, цвета, симметричности, характерных черт предметов,  художественных особенностей группы предметов соединенных ансамблем, композиции составленной из различных фигур.

В категории прекрасное отражены наиболее существенные и распространенные позитивные эстетические свойства и особенности явлений, предметов, живых существ. Прекрасное - это одна из важнейших и наиболее широких по значению категорий эстетики, служащая для определения и положительной оценки, наиболее совершенных и целостных явлений в действительности, общественной жизни, в деятельности людей и в искусстве.

Категория безобразного отражает негативную эстетическую ценность. Безобразное обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие своей дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность  или отсутствие совершенства. Категория безобразного указывает на эстетическое свойство предметов, естественные природные данные которых имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему. Безобразное — это своего рода диссонанс, противоречие между реальностью и идеалом, которое, однако, не представляет опасности для человека и его ценностей.

Форма (лат. forma — форма, внешний вид) — взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. Форма предмета, наряду с цветом, размерами, освещённостью и другими факторами влияет на внешний вид предмета. Бесформенными называются либо объекты, форма которых непохожа ни на одну из простых геометрических фигур, либо объекты эстетически непривлекательной формы.

Цвет — это свойство спектрального состава излучения (пропускания, отражения), вызывающее у человека особые зрительные ощущения.

Симметрия в окружающем мире часто воспринимается, как прекрасное. Она заложена в самом основании мироздания в микрокосмосе частицам противостоит их зеркальное отражение - античастицы. Симметрия - фундаментальное свойство мироздания - повторяется и в листке дерева, и в строении тела животных и человека. Осваивая мир, люди сообразуют свою деятельность с его свойствами, выходя благодаря этой деятельности в сферу свободы. В ходе человеческой деятельности рождается красота как способность действительности стать объектом освоения и потому быть значимой для человечества и в результате освоения стать сферой свободы.

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

Композиционное решение распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета.

Таким  образом,  эстетика –  это  наука  об  эстетическом,  о  сущности  и

законах  эстетического  познания  и  эстетической  деятельности  человека,  наука об общих законах  развития искусства. Она включает и целенаправленно изучает такие категории представления, о которых формируются на уроках технологии как:  прекрасное, безобразное, красота формы, цвета, симметричности, характерных черт предметов,  художественных особенностях группы предметов соединенных ансамблем, композиции составленной  из различных фигур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

В "Словаре по педагогике" Г. М. Коджаспировой термин "эстетическое воспитание" описывается так: выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Понятие "эстетическое воспитание" органически связано с термином "эстетика", который происходит от греческого слова "эстезис" - чувственный. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд "Эстетика" был опубликован в 1750 году. С того времени эстетика стала целой отраслью научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше: ее истоки уходят в глубокую древность. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов.

Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания, по мнению И. Ф. Харламова, состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Понятие "эстетическое воспитание" является самым общим в теории эстетического воспитания. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий. Среди них следует отметить: эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое чувство.

Эстетическое развитие - процесс целенаправленного становления  в ребенке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей.

Эстетический вкус - способность  человека к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств. Существенным компонентом в проявлении вкуса является эстетический идеал.

Эстетический идеал - целостный, социально  обусловленный, конкретно-чувственный  образ, являющийся воплощением представлений  людей о совершенстве красоты  в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание эстетического  отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Эстетическое чувство  выражается в духовном наслаждении  или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы. Развитие и воспитание эстетического чувства направлено на формирование у воспитанников эстетического идеала и усвоения ими эстетических норм и оценок.

Г. С. Лабковская отмечает, что цель эстетического воспитания

заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но, прежде всего, в практической жизни - в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, наконец, к искусству.

Задачами эстетического воспитания являются:

1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.

2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.

3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей.

И. Ф. Харламов подчеркивает, что, поскольку эстетическое воспитание осуществляется, прежде всего, с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства - к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, в природе, в окружающей жизни и в поведении людей.

Существенным компонентом  эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с  пониманием искусства и умением  выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся преставлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработке умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного  вкуса, связанного с восприятием  и переживанием прекрасного. Нужно  научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному  творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л. Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

Информация о работе Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии