Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:51, дипломная работа

Описание

цель исследования: выявление эффективности использования техники оригами в сочетании с другими видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
определить значение формирования эстетических представлений у младших школьников;
рассмотреть структуру организации уроков технологии в начальной школе;
определить эффективность уроков по техники оригами в сочетании с различными видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников;
экспериментально проверить эффективность занятий по техники оригами в формировании эстетических представлений;
выявить в ходе эксперимента уровень эстетических представлений:

Содержание

Введение....................................................................................................................3-5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Возрастные особенности младших школьников..........................................6-15
1.2. Сущность эстетики как науки. Содержание основных
Представлений формируемых на уроках технологии.......................................16-22
1.3. Сущность и содержание эстетического воспитания.
Виды деятельности направленные на
формирование эстетических представлений ....................................................23-28
1.4.Организация уроков технологии в начальной школе..................................29-31
1.5. Влияние видов деятельности используемых на уроках технологии
на формирование эстетических представлений ...............................................32-38
II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1.Выявление уровня сформированости эстетических
представлений у младших школьников..............................................................39-49
2.2. Реализация программы «Планета бумажных фантазий»...........................50-52
2.3. Диагностика уровня развития эстетических
представлений у младших школьников..............................................................53-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................60-61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................62-64

Работа состоит из  1 файл

диплом..doc

— 711.50 Кб (Скачать документ)

Полученные данные в ходе проведения методики представлены на диаграмме 8.

                                    Диаграмма 8

 

 

 

 

Результаты методики «Чайный сервиз»

При сравнении  полученных результатов первоначального проведения методики и повторного ее проведения можно видеть положительную динамику.

Сравнительные данные представлены на диаграмме 9

Диаграмма 9


 

 

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в  результате проведения коррекционной  работы, повысился уровень понимания художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем и умений оценивать с точки зрения прекрасного, безобразного.

После повторного проведения методики «Красочный поднос»

были получены следующие  данные:

7 человек (29%) показали высокий  знаний о геометрических фигурах, вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета, правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание  с позиции прекрасного, безобразного, красивого.

 

15 человек (63%) показали средний уровень о  геометрических фигурах, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, особенностей прекрасного, безобразного красивого, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.

2 человека (8%) показали низкий уровень знаний о  геометрических фигурах, различают цвета, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, особенностей прекрасного, безобразного красивого интуиция в этом направлении не развита.

Полученные данные в  ходе проведения методики представлены на диаграмме 10.


 

 

 

 

Результаты методики «Красочный поднос»

При сравнении  полученных результатов первоначального проведения методики и повторного ее проведения можно видеть положительную динамику.

 Сравнительные данные  представлены на диаграмме 11.

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 11


 

 

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в  результате проведения коррекционной работы повысился уровень  знаний детьми геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете и форме, умений составлять узор из геометрических элементов в круге и оценивать с точки зрения красивого, прекрасного, безобразного.

Следовательно, можно  сделать вывод о том, что уровень эстетических представлений в среднем повысился на 10%: о прекрасном, безобразном, понятиях форма, цвет, симметричность, характерные черты предметов, художественные  особенности общей группы предметов, композиции из различных фигур, представления о красоте указанных понятий.

 Исходя из сравнительного  анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента, можно сделать вывод об эффективности и действенности реализации  развивающей программы «Путешествие по планете Фантазий».

Сравнение результатов  по методикам констатирующего и  контрольного эксперимента представлено на диаграмме 14.

Диаграмма 12

                


 Сравнение результатов констатирующего и контрольного

экспериментов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена  изучению возможностей уроков трудового  обучения в эстетическом воспитании младших школьников.

Проведенное исследование показало, что сущность эстетического  воспитания состоит в организации  разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, эстетических представлений, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.

Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры, а также в учебной деятельности и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и технология. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить учебно-воспитательный  воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.

Было выявлено, что  эстетическое воспитание младших школьников на уроках технологии осуществляется с помощью таких видов деятельности как: выполнение аппликации, работа с природным материалом, изготовление поделок из различных материалов, освоение техники оригами.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод  о том,

 что специально  организованная психологическая - педагогическая деятельность способствует формированию эстетических представлений

Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы подтвердилась.  Действительно использование на уроках технологии техники оригами в сочетании с другими видами деятельности является эффективным в формировании у  младших школьников эстетических представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся - М., 1999
  2. Богатеева З.Н. Чудесные поделки из бумаги: М.: Просвещение, 2000.-208 с.:ил
  3. Бореев Ю.Б.Эстетика.- 4-е изд.,доп.-М.:Политиздат,2000
  4. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами Пособие для учителей/ сост. А.М. Гусакова.- М.: Просвещение,1991.-176с .:ил
  5. Волков И.П. Приобщение к творчеству — М.,2002
  6. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги.- Ташкент,2000
  7. Гульянц Э.К. Базик А.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн для учителя.-2-е изд. дораб.-М.6 Просвещение, 2001
  8. Дедюлина М.А. Учебно-методический комплекс по курсу» Эстетика» Таганрог: Издательство ТФТУ, 2004.-136 с.
  9. Кузнецова В.П. Рошнева А.Я. Методика Трудового обучения.- М.1998
  10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл человека. Учебное пособие для студентов высших учебных

заведений. - М.: ТЦ «Сфера»,2001.-464 с.

  1. Мелик-Пашев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно- творческого развития школьников //Вопросы психологии

№ 1 1999, стр. 18

  1. Молотобарова О.С. Кружковая работа по технологии: Пособие для руководителей кружков.- М.: Просвещение, 2003. -176 с.: ил.
  2. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя/Ю.Б. Алиев,        Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др.; под ре. Н.А. Кушаева .-М.: Просвещение,1996.-240 с.
  3. Перевертень Г.И. Самоделки  из бумаги: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе.- Просвещение,1999-94 с.: ил
  4. Перевертень Г.И.Поделки из различных материалов: Кн для учителя начальных классов по внеклассной работе.- Просвещение,1985 -142 с.: ил
  5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.вузов:в2 кн.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999 кн 2 Процесс воспитания.256 с.: ил
  6. Понамарёв Я.А. Исследование творческого потенциала детей: Психологический журнал № 1, 2001
  7. Программа эстетического воспитания детей. Красота. Радость. Творчество. / Под ред. Т.С. Комарова, А.В. Антипова, М.Б.Зацепина, изд. 2-е, испр. доп.- М.: Педагогическое общество России, 2002
  8. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. Опыт философии, педагогигики.-М.,2002
  9. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. Пособие для средних и высших пед.учебных заведений, учителей начальных классов и родителей /сост. Л.В. Ковинько , М.: издательский центр «Академия», 2003
  10. Соловьев С.А. Декоративное оформление. - М.:Просвещение,2001.
  11. Сундора Р. Н. Геометрические упражнения с куском бумаги - Одесса, 2002
  12. Сухомлинский В.А.Детское творчество в 3 т.-М.,2002.-Т 1
  13. Трудовое воспитание младших школьников- Свердловск, 2004
  14. Филенко Ф.П. Природные материалы на уроках труда в начальных

классах .-М.: Просвещение,2001.-144 с.:ил

  1. Шаповаленко Возрастная психология (психология развития и возрастная психология).-М.: Гардарики,2005.-349 с.
  2. Щеблыкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе / И.К. Щеблыкин,

В.Н. Романина, И.И. Качакова.-160 с., ил

  1. Щеблыкин И.К.  Аппликация в начальной школе: Пособие для учителей- М.: Просвещение,1998.-191 с.: ил
  2. Щеглова О, Щеглова А. Все об оригами 333 волшебные фигурки любой сложности.- Ростов н/д: М.: РИПОЛ Классик, 2008.-416 с.: ил
  3. Шпара П.Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования.  Киев, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии