Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:51, дипломная работа

Описание

цель исследования: выявление эффективности использования техники оригами в сочетании с другими видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
определить значение формирования эстетических представлений у младших школьников;
рассмотреть структуру организации уроков технологии в начальной школе;
определить эффективность уроков по техники оригами в сочетании с различными видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников;
экспериментально проверить эффективность занятий по техники оригами в формировании эстетических представлений;
выявить в ходе эксперимента уровень эстетических представлений:

Содержание

Введение....................................................................................................................3-5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Возрастные особенности младших школьников..........................................6-15
1.2. Сущность эстетики как науки. Содержание основных
Представлений формируемых на уроках технологии.......................................16-22
1.3. Сущность и содержание эстетического воспитания.
Виды деятельности направленные на
формирование эстетических представлений ....................................................23-28
1.4.Организация уроков технологии в начальной школе..................................29-31
1.5. Влияние видов деятельности используемых на уроках технологии
на формирование эстетических представлений ...............................................32-38
II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1.Выявление уровня сформированости эстетических
представлений у младших школьников..............................................................39-49
2.2. Реализация программы «Планета бумажных фантазий»...........................50-52
2.3. Диагностика уровня развития эстетических
представлений у младших школьников..............................................................53-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................60-61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................62-64

Работа состоит из  1 файл

диплом..doc

— 711.50 Кб (Скачать документ)

Утратив со временем свое религиозное предназначение, оригами  стало украшением японского быта, народных праздников, карнавальных шествий. Это искусство, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Свидетельство тому - различные представительные выставки, центры оригами.

Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами, стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции «Волна мира» в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов.

А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме.

Изготовление красочных  поделок из бумаги приемами многократного  складывания и сгибания — увлекательное и полезное занятие для детей.

Бумага — доступный для ребенка и универсальный материал широко применяется только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает ребят возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, учителям, друзьям.

Ребенок радуется тому, что  сделанная собственными руками игрушка  действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик, змей взлетают ввысь. Так, через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет  большое значение в развитии творческого  воображения ребенка, его фантазии, художественного и эстетического вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Конструируя из цветной бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.

При проведении занятий  оригами ребёнок впервые соприкасается  с такими предметами как геометрия. Учится делить квадрат на 2 ли более треугольников. Здесь же присутствуют первичные навыки чтения чертежа. Ребёнок постепенно, приучается работать по схемам самостоятельно выполняя, действия по изготовлению какой - либо фигуры. Помимо всего прочего у детей на данных занятиях развивается глазомер, логическое мышление пространственное воображение, вырабатывается эстетическое отношение к своему труду.

В начальных классах предусмотрена обработка различных материалов: ткани, бумаги, металлов, древесины, пластилина.

В процессе изготовления простейших поделок, наглядных пособий, игрушек учащиеся овладевают приемами пользования ручными инструментами, узнают о свойствах материалов, их применении в народном хозяйстве, знакомятся с элементами графической грамоты, производят разметку несложных изделий.

Уроками трудового обучения призваны расширить и углубить знания,

умения и навыки детей по обработке различных материалов, хотя они занимают не большое место в трудовом обучении и воспитании младших школьников.

Самоделки из разных материалов прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, конструкторского мышления учащихся, формирования эстетических представлений, таких как прекрасное, безобразное, комическое, ужасное.

Из доступных, легко  обрабатываемых материалов дети могут  сделать много интересных и полезных вещей.

Изготовление поделок  не должно являться самоцелью, оно призвано служить лишь средством для реализации поставленных целей и задач. Необходимо помнить, что труд учащихся должен быть общественно полезным, поэтому той или иной поделке следует иметь практическое назначение: служить наглядным пособием, счетным материалом, выставочным экспонатом детского творчества, подарком на праздник.

Важно совершенствовать эстетический вкус ребенка, развивать  чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в его деятельности. Поэтому нет необходимости требовать от ребенка точного соблюдения устройства поделки, копирования ее там, где есть возможность внести конструктивные изменения, надо помочь ему усвоить лишь общие принципы ее построения.

На уроках технологии в начальной школе используются различные виды деятельности направленные на формирование эстетических представлений. Важно правильно их организовывать, сочетать и в процессе самой деятельности, учить ребёнка оценивать свои и чужие работы, используя полученные знания в этой области. 

 

 

 

 

 

 

2.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 

Для достижения цели: выявление эффективности использования техники оригами в сочетании с другими  видами деятельности, в формировании эстетических  представлений у младших школьников на  уроках технологии, была разработана следующая программа исследования:

1.Выявление уровня сформированности  эстетических представлений у учащихся. Для этого была разработана программа констатирующего эксперимента.

2.Разработка и реализация  развивающей программы  «Бумажные  фантазии».  (формирующий эксперимент).

3. Диагностика уровня развития эстетических представлений.  Для этого использовалась программа контрольного эксперимента, которая включала в себя последовательно проводимые методики: «Дорисуй фигуры», «Чайный сервиз», «Красочный поднос».

Исследование проводилось  на базе ОУ СОШ №3 г. Сызрани. 

В исследовании принимали  участие учащиеся 1 класса «Б»  в  количестве 24 человека, возраст детей от 7,5 до 8 лет.

 

 

 

 

 

 

 

2.1.ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ

 ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Для выявления уровня сформированности эстетических представлений была разработана программа констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент включал в себя 3 последовательно проводимые методики:

 

Название методики

Цель

  1. «Дорисуй фигуры» 

Выявить уровень представлений  о симметричности предметов, умения достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа и оценивать их с точки зрения красивого.

  1. «Чайный сервиз»

Выявить уровень понимания художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем и умений оценивать с точки зрения прекрасного, безобразного.

  1. «Красочный поднос»

Выявить знание детьми геометрических фигур, уровень знаний детей о  цвете и форме, умение составлять узор из геометрических элементов в круге и оценивать с точки зрения красивого, прекрасного, безобразного.


 

Цель эксперимента: определение  наличия проблем в формировании эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.

 

 

 

Методика 1

Название: «Дорисуй фигуры». [Приложение 1]

Цель: Выявить уровень представлений о симметричности предметов, умения достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного

образа и оценивать их с точки зрения красивого.

Материалы и оборудование: бланки заданий (по количеству детей).

Задание: дается  бланк с 4 знакомыми детям фигурами  (квадраты, круги, стрекозы, рыбы)  и   предлагается  дорисовать их фигуры. Подчеркивают, что все квадраты (круги, стрекозы, рыбы) одинаковые. Далее необходимо обосновать свой выбор, отвечая на вопросы.

Оценка результатов:

Результаты исследования представлены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

№ п/п

Имя, фамилия ученика

1

2

3

Балл

Уровень

Мария А.

-

+

+

2

средний

София А.

-

+

-

1

низкий

Тимур А.

+

-

+

1

низкий

Елена Б.

+

+

+

3

высокий

Дана В.

+

+

+

3

высокий

Илья Г.

-

+

+

2

средний

Иван Г.

+

+

+

3

высокий

Мария Д.

-

+

+

2

средний

Артём Д.

+

+

+

3

высокий

Антон Е.

-

+

-

1

низкий

Алексей Л.

+

+

+

3

высокий

Анастасия Л.

-

+

+

2

средний

Александр М.

-

+

-

1

низкий

Максим М.

+

-

+

2

средний

Ксения Н.

+

+

+

3

высокий

Денис О.

-

+

-

1

низкий

Полина П.

-

+

+

2

средний

Арина Р.

+

+

+

3

высокий

Александр Т.

+

+

+

3

высокий

Данил С.

-

+

+

2

средний

Кристина С.

-

+

+

2

средний

Иван С.

-

+

-

1

низкий

Сергей Ф.

+

-

-

1

низкий

Артём Я.

+

-

+

2

средний


 

В  результате проведения методики были получены следующие данные:

8 человек (33%) имеют высокий уровень представлений о симметричности предметов, безошибочно дорисовывают и раскрашивают  фигуры, осознано  обосновывают  свой выбор, используя понятие красивого.

9 человек (38%) имеют  средний уровень представлений  о симметричности, дорисовывают фигуры, но иногда допускают небольшую асимметрию в рисунке и неверно выбирают цвет, интуитивно оценивают предметы с точки зрения красивого.

7 человек (29%) имеют низкий  уровень представлений о симметричности, уменьшение площади дорисованной фигуры, грубые изменения ее формы, не понимание принципа работы и неверный выбор цвета, интуиция в оценке предмета с точки зрения красивого не развита.

Количественные результаты по данной методике представлены

на диаграмме 1.

Диаграмма 1

 

 

 

 

 

Результаты методики «Дорисуй фигуры»

 

Таким образом,  анализ полученных данных позволяет сделать  вывод о том, что в исследуемой группе большинство детей имеют средний уровень представлений о симметричности предметов и умений оценивать её с точки зрения красивого.

Методика № 2

Название: «Чайный сервиз». [Приложение 2]

Цель: Выявить уровень понимания художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем и умений оценивать с точки зрения прекрасного, безобразного.

Материалы и оборудование: карточка с изображением чайника, листы  бумаги (по количеству детей).

Задание: подобрать к  данному чайнику чашку и блюдце, чтобы они подходили по форме, цвету и орнаменту.

Далее необходимо обосновать свой выбор, отвечая на вопросы.

Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п

Имя, фамилия ученика

1

2

3

Балл

Уровень

Мария А.

+

-

+

2

средний

София А.

+

-

+

2

средний

Тимур А.

+

+

+

3

высокий

Елена Б.

-

+

+

2

средний

Дана В.

+

+

-

2

средний

Илья Г.

+

-

-

1

низкий

Иван Г.

-

+

-

1

низкий

Мария Д.

+

-

-

1

низкий

Артём Д.

-

+

-

1

низкий

Антон Е.

-

+

-

1

низкий

Алексей Л.

-

+

-

1

низкий

Анастасия Л.

+

+

+

3

высокий

Александр М.

-

+

-

1

низкий

Максим М.

+

-

-

1

низкий

Ксения Н.

+

+

+

3

высокий

Денис О.

+

-

-

2

средний

Полина П.

+

-

+

2

средний

Арина Р.

-

+

-

2

низкий

Александр Т.

+

+

+

3

высокий

Данил С.

-

+

-

1

низкий

Кристина С.

+

+

+

3

высокий

Иван С.

-

+

-

1

низкий

Сергей Ф.

+

-

-

1

низкий

Артём Я.

+

-

+

2

средний

Информация о работе Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии