Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:51, дипломная работа

Описание

цель исследования: выявление эффективности использования техники оригами в сочетании с другими видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
определить значение формирования эстетических представлений у младших школьников;
рассмотреть структуру организации уроков технологии в начальной школе;
определить эффективность уроков по техники оригами в сочетании с различными видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников;
экспериментально проверить эффективность занятий по техники оригами в формировании эстетических представлений;
выявить в ходе эксперимента уровень эстетических представлений:

Содержание

Введение....................................................................................................................3-5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Возрастные особенности младших школьников..........................................6-15
1.2. Сущность эстетики как науки. Содержание основных
Представлений формируемых на уроках технологии.......................................16-22
1.3. Сущность и содержание эстетического воспитания.
Виды деятельности направленные на
формирование эстетических представлений ....................................................23-28
1.4.Организация уроков технологии в начальной школе..................................29-31
1.5. Влияние видов деятельности используемых на уроках технологии
на формирование эстетических представлений ...............................................32-38
II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1.Выявление уровня сформированости эстетических
представлений у младших школьников..............................................................39-49
2.2. Реализация программы «Планета бумажных фантазий»...........................50-52
2.3. Диагностика уровня развития эстетических
представлений у младших школьников..............................................................53-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................60-61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................62-64

Работа состоит из  1 файл

диплом..doc

— 711.50 Кб (Скачать документ)

Устойчивость внимания. Также невелико у младших школьников время сохранения одной доминанты. Всем учителям известно, как долго, с неослабевающим вниманием дети могут слушать интересный и доступный их пониманию рассказ. Но вместе с тем учителям также хорошо известна быстрая отвлекаемость внимания маленьких школьников, трудности сосредоточения на чем-то неинтересном, но нужном, тем более на длительное время - рассеянность детей. Быть рассеянным - значит не уметь надолго сосредоточиться на чем-то одном. Одна из наиболее часто встречающихся причин рассеянности детей - их легкое и быстро появляющееся утомление. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы. Нередко причиной рассеянности детей, особенно очень впечатлительных, хорошо умственно развитых, начитанных и думающих, является отсутствие у них необходимой гибкости внимания или его переключаемости.

В силу сказанного условиями  организации учебной деятельности детей выступают: хороший темп урока и продуманная его организация; четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний учителя; максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей; бережное отношение учителя к вниманию детей; разнообразие видов и форм работы; включение в учебную деятельность всех учеников.

Память ребенка отличается большой пластичностью, что создает  благоприятные условия для быстрого пассивного запечатления материала  и его легкого забывания. С  развитием ребенка память приобретает избирательный характер: ребенок лучше и на большой срок запоминает то, что ему интересно, и использует этот материал в своей деятельности.

Развитие памяти выражается в том, что:

а) увеличивается объем запоминаемого;

б) нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала;

в) запоминание все  чаще опирается на смысловые связи, что обеспечивает ученику возможность  свободно оперировать приобретенными знаниями в разных условиях, обеспечивает больший объем запоминания и  длительность сохранения;

г) память приобретает  произвольный характер;

д) дети осваивают рациональные способы заучивания.

Развитие памяти ребенка  повышает возможности развития его  воображения. Предвосхищение результата собственного действия является началом  развития воображения. Формируясь на основе подражания и собственной активности ребенка, воображение из воспроизводящего, фрагментарного становится все более творческим, логичным и богатым.

В процессе общего развития ребенка деятельность памяти становится все более управляемой. Развивается произвольная память. Непроизвольное запоминание сохраняет свое значение.

Деятельность памяти и воображения изменяется и в  зависимости от тех мотивов, которые  побуждают ребенка к усилию: запоминанию  и припоминанию воспринятого материала, к созданию нового рисунка или сочинения. Подражательная и непроизвольная деятельность превращается в творческую, которой ребенок научается управлять, подчиняя ее принятой задаче.

Выделяют различные  типы памяти в зависимости от того, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить. Наиболее существенные различия проявляются между наглядно-образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то мысли, выраженные в словах.

С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала.

Память заключается  в запоминании, сохранении и последующем  узнавании и воспроизведении  того, что было в прошлом опыте  ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо математические формулы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.

Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением.

У одних детей более  развито зрительное запоминание, они  нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух. В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее.

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а побуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых  возникают новые действия и предметы. Основная функция воображения - преобразование опыта. По степени самостоятельности воображения и оригинальности его продуктов различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение  – это представление новых  для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности. В учении он играет особо важную роль.

Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ  учителя, текст учебника), учащийся должен представить себе то, о чем  идет речь; например, вообразить себе моря, озера, горы, незнакомые растения, животных. Только на знания опирается воссоздающее воображение. Если знания недостаточны, то и представления могут быть искаженными: так, некоторые дети представляют мамонта высотой с четырехэтажный дом.

Чтобы создать у учащихся правильные представления о новом  учебном материале, надо не только эмоционально, но и ясно и точно рассказывать о нем. С этой же целью важно  дополнять словесную информацию наглядным материалом. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающего воображения – воссозданный образ становится более точным, он более правильно воспроизводит реальную действительность.

В отличие от воссоздающего  воображения творческое воображение  есть самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Творческая деятельность – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, создание произведений искусства, литературы и т. п.

Без достаточно развитого  воображения не может успешно  протекать учебная работа школьника. Чем больше будет участвовать  воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более  творческой будет его учебная деятельность.

Младший школьный возраст - это  особенный  возраст  для развития  эстетического  восприятия,  где  главную  роль   играет   учитель.

Особенности  развития  эстетического восприятия  в младшем школьном   возрасте в большей степени    связаны    с   изменениями,   происходящими   в   сфере познавательных процессов школьника. Формирование  эстетических  идеалов  у  детей,   как   части   их мировоззрения, сложный и длительный процесс. В ходе воспитания  жизненные  отношения,  идеалы претерпевают  изменения.  В  отдельных  условиях  под  влиянием   товарищей, взрослых,  произведений  искусства,  природы,  жизненных  потрясений  идеалы могут  претерпевать  коренные  изменения.  "Педагогическая   суть   процесса формирования  эстетических  идеалов  у  детей   с   учетом   их   возрастных особенностей состоит в том,  чтобы  с  самого  начала,  с  раннего  детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления  об  обществе, о  человеке,  об  отношениях  между  людьми,  делая  это  в   разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и  увлекательной  форме",  -  отмечает  в своей работе Б.Т. Лихачев.

Для  младшего  школьного   возраста   ведущими   формами знакомства   с   эстетическим   идеалом   являются    детская    литература, мультипликационные фильмы, кино, фотографии в книгах.

    Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности психологического развития школьников: мышления, восприятия, памяти, воображения и особенности эстетического восприятия детей и строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИКИ КАК НАУКИ.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 

ФОРМИРУЕМЫХ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 

Термин «эстетика» (от  греческого  слова «aisthetikos» –  относящийся  к

чувственному восприятию) был введен немецким философом А. Баумгартеном

в XVIII в. Им же было определено место этой науки в системе  философии.

Он полагает,  что  эстетика –  низшая  ступень  гносеологии,  наука  о  чувственном познании,  совершенной  формой  которого  является  красота.  Его  современник И. Кант  видит  в  эстетике  пропедевтику  всякой  философии.  Это  значит,  что систематическое  изучение  философии  следует  начинать  с  теории  красоты, тогда  полнее раскроется  добро и истина.  Если  для Баумгартена второй фундаментальной категорией является искусство, то Кант обратился к эстетике, отталкиваясь не от проблем искусства,  а от потребностей философии. Заслуга Канта как раз в том,  что он  внес в эстетику  дух диалектики.  Дефиниция «эстетика» прочно закрепляется в философской терминологии и уже с XVIII в. ее  начинают  понимать  как науку,  занимающуюся  проблемами «философии прекрасного»,  либо «философии  искусства».  Именно  в этом  плане  ее воспринимали Г. Гегель, позже Ф. Шиллер и Ф. Шеллинг. 

  История эстетики насчитывает тысячелетия. Она сформировалась гораздо

раньше,  чем  появился  сам  термин  эстетика.  Эстетический  опыт  как 

совокупность  неутилитарных  отношений  к  действительности  с  глубокой

древности  присущ  человеку  и  получил  свое  первоначальное  выражение  в 

протоэстетической  практике  архаического  человека.  Первобытный 

протоэстетический  опыт  был  слит  с  проторелигиозным  сакральным  опытом.

Первые упоминания появления  эстетических практик и умений уходят 

вглубь человеческой  истории.  Это  и  наскальные  рисунки  в  пещерах  первобытных людей,  и  содержание  мифов  у  разных  народов  мира.  Можно  выделить  два основных  способа  исторического  бытия  эстетики:  эксплицитный  и имплицитный.  К  первому  относится  собственно  философская  дисциплина эстетика,  самоопределившаяся  только  к  середине XVIII  века  в  качестве самостоятельной  науки.  Имплицитная  эстетика  уходит  корнями  в  глубокую древность  и  представляет  собой  свободное  несистематическое  осмысление эстетического  опыта  внутри  других  дисциплин (в  философии,  риторике, филологии, теологии и др.) Имплицитная эстетика существовала (и существует ныне)  на  протяжении  всей  истории  эстетики,  но  выявляется  она  только  с позднего  новоевропейского  периода  в  процессе  диалога  с  ней  эксплицитной эстетики.  Условно  в ней выделяют  три этапа протонаучный,  классический и  неклассический.

В  европейском  ареале  протонаучная  эстетика  дала  наиболее  значимые

результаты  в  Античность,  Средние  века,  Возрождение,  внутри  таких 

художественно-эстетических  направлений,  как  классицизм  и  барокко.                         В классический  период  она  особенно  плодотворно  развивалась  в  направлениях романтизма,  реализма  и  символизма.  Неклассическая  эстетика,  фундаментом которой стала переоценка всех ценностей традиционной культуры, отодвинула на второй план теоретическую эстетику. Эстетическое знание в ХХ  веке  наиболее  активно  развивалось внутри  других  наук (философии, филологии, лингвистики, психологии, социологии, искусствознании, семиотики. 

Эстетика изучает чувственное  познание окружающей действительности и 

имеет дело  с  ее разными  сторонами:  с природой, обществом, человеком и его

деятельностью  в жизненных  различных  сферах. С  точки  зрения

эстетической ценности  в  обыденной  жизни мы  оцениваем  красивые цветы, 

величественные здания,  высокие моральные поступки людей,  прекрасные 

произведения художественной  культуры.  Разнообразные  эстетические  отношения, возникающие у человека к повседневности, можно отнести  к общей дефиниции «эстетическое».  Природу  эстетического  изучает  наука  эстетика.  По  мнению В. Бычкова,  эстетика –  это наука философского  склада,  имеющая дело  с какими-то  достаточно  тонкими и трудноуловимыми на  рациональном  уровне материями,  и одновременно – нечто большее,  чем наука в обычном новоевропейском смысле слова. Точнее было бы сказать, что это некий особый, специфический опыт бытия – знания, в котором человек, имеющий конкретную установку именно на него, может пре бывать, иметь некое не постоянное, но временно прерывающее – время бытие, как-бы погружаться в него на время и затем опять выходить на уровень обыденного бывания – обычной утилитарной жизни. Как  показывает  история  эстетики,  определить  этот  предмет  вербально оказалось  делом  проблематичным.  Тем  не  менее,  практически  все  крупные философы не обходят без внимания эстетическую сферу. Эстетика в их трудах являлась завершающим звеном философской системы. Гегель по этому поводу пишет: «Я убежден, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический  и  что  истина  и  благо  соединяются  родственными  узами  лишь  в красоте.  Философ,  подобно  поэту,  должен  обладать  эстетическим  даром. Философия духа – это эстетическая философия».

В силу принципиальной ограниченности уровня формализации предмета

Информация о работе Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии