Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:51, дипломная работа

Описание

цель исследования: выявление эффективности использования техники оригами в сочетании с другими видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
определить значение формирования эстетических представлений у младших школьников;
рассмотреть структуру организации уроков технологии в начальной школе;
определить эффективность уроков по техники оригами в сочетании с различными видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников;
экспериментально проверить эффективность занятий по техники оригами в формировании эстетических представлений;
выявить в ходе эксперимента уровень эстетических представлений:

Содержание

Введение....................................................................................................................3-5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Возрастные особенности младших школьников..........................................6-15
1.2. Сущность эстетики как науки. Содержание основных
Представлений формируемых на уроках технологии.......................................16-22
1.3. Сущность и содержание эстетического воспитания.
Виды деятельности направленные на
формирование эстетических представлений ....................................................23-28
1.4.Организация уроков технологии в начальной школе..................................29-31
1.5. Влияние видов деятельности используемых на уроках технологии
на формирование эстетических представлений ...............................................32-38
II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1.Выявление уровня сформированости эстетических
представлений у младших школьников..............................................................39-49
2.2. Реализация программы «Планета бумажных фантазий»...........................50-52
2.3. Диагностика уровня развития эстетических
представлений у младших школьников..............................................................53-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................60-61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................62-64

Работа состоит из  1 файл

диплом..doc

— 711.50 Кб (Скачать документ)

Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и  осмысление гражданской основы искусства  и способствовать формированию у  учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.

В. И. Смирнов выделяет следующие пути осуществления эстетического воспитания:

  • эстетическое воспитание и образование в учебной деятельности (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы;
  • приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры.

Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в  тесном единстве со всеми другими видами воспитания. Например, умственное воспитание учащихся, если оно проводится полноценно, не должно отрываться от нравственного и эстетического воспитания, иначе оно просто перестанет быть воспитанием, сведется к натаскиванию, зубрежке.

Эстетическое воспитание не может осуществляться, интеллектуальных и моральных критериев. Будучи явлением идеологического порядка, оно по сути своей выполняет определенную конкретно историческую, социальную функцию.

Единство эстетического  и интеллектуального определяется тем, что эстетическое отношение человека к действительности базируется на познании. Эстетическое воспитание неотделимо от таких интеллектуальных чувств как любопытство, любознательность, интерес. Мало того, и дальнейшее, более углубленное развитие эстетического восприятия не обходится без интеллектуальных элементов.

Движения мысли, разнообразные  идеи и связанные с ними ассоциативные  представления неотделимы от эстетического  чувства, когда оно становится содержательным. Это тем более так, что эстетическое освоение связано с удовольствием от проникновения в глубину содержания предмета, оно

является результатом  своеобразного творческого познания.

Все школьное обучение в целом имеет  своей общей задачей сформировать гармонически развитую личность. Каждый учебный предмет выполняет при этом свою особую функцию, дает знания в определенной области, развивает те или иные способности, раскрывает перед школьниками какую-то сторону действительности.

Таким образом, учебно-воспитательная деятельность – один из путей осуществления эстетического воспитания. Потенциалом эстетического воспитания младших школьников обладают многие учебные дисциплины: изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, литературное чтение, история, а также уроки технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель стремится, чтобы  все изделия, выполненные детьми на уроках технологии, имели  аккуратную и красивую отделку. На первых занятиях задания могут быть одинаковыми, но потом учитель постепенно, в соответствии с приобретенными навыками, возрастом учащихся, может использовать дифференцированные, самостоятельные задания.

Типы заданий для учащихся: по образцу или по рисунку с таблицы; по натурным зарисовкам после экскурсий; по технологическим картам; по словесному описанию; на темы сказок, басен, рассказов; по самостоятельному творческому замыслу.

Помогая детям выбирать мотив или сюжет форму, материалы, преподаватель учитывает сложность операций и ожидаемое качество выполнения работы, с тем, чтобы по достоинству оценить труд учащихся.

На основании программы  по трудовому обучению и изобразительному искусству можно составить перечень примерных заданий, приемов и умений обработки различных материалов.

Планируя уроки, учитель  учитывает общий уровень подготовки учащихся, наличие материалов, инструментов и приспособлений для работы.

В плане учителя отмечается наличие необходимых факторов, влияющих на проведение уроков, предусматриваются также некоторые отклонения от плана в расчете на творческий подъем учащихся.

В подготовку к уроку  технологии входит:

1.Составление плана-конспекта;

2.Изготовление образца  изделия;

3. Составление технологической карты.

 

Уроки технологии  обычно проводятся по следующему плану:

I. Организация детей на работу:

1. приветствие;

2. проверка отсутствующих;

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Беседа на выбранную тему.

IV. Планирование предстоящей работы:

1. анализ образца изделия;

2. планирование работы  по технологическим картам с  показом приемов работы.

V. Подготовка рабочего места и повторение правил безопасности.

VI. Выполнение работы по плану.

VII. Подведение итогов урока. Выставка лучших работ.

В начале урока технологии учитель должен организовать детей на работу, используя занимательный момент. Далее учитель сообщает тему в интересной форме. Это может быть загадка, стихотворение, пословица, приглашение сказочного героя. При этом дети должны назвать тему сами. Педагог совместно с учащимися формулирует цель.

Проведение бесед. Перед  выполнением каждой новой работы учитель планирует 5—7 мин на проведение беседы. Они могут содержать в себе информацию о видах материалах,  их производстве, истории; об инструментах используемых на данном уроке; о профессиях. Во время беседы преподаватель предлагает детям вспомнить, старается увлечь предстоящей работой.  
Беседа позволяет учащимся точнее подобрать композицию, колорит заданной темы, выразить ее через свое самостоятельное понимание, проявляя творческую выдумку и фантазию.

Следующим этапом урока  технологии является планирование практической работы. На этом этапе ребята под  руководством учителя анализируют  образец изделия: анализ частей, материалов, формы, способов соединения деталей; составляют по технологическим таблицам последовательность своих действий при выполнении работы; педагог демонстрирует приёмы работы.

Перед тем как преступить к выполнению практической работы учитель  вместе с детьми  должен повторить основные правила техники безопасности, правила рабочего человека.

Во время практической работы преподаватель контролирует работу детей, помогает детям советами, следит за их позой, правильностью владения инструментом, точностью рабочих движений. Необходимо стараться не пускать самостоятельную работу учащихся на самотек. Своими тактичными замечаниями, объяснениями учитель как бы держит пульс работы детей в своих руках. Например, увидев отдельные неправильные действия детей, он может использовать такой методический прием: не называя имен, похвалить того, кто хорошо справился с заданием, правильно подготовил рабочее место: аккуратно разложил бумагу, ножницы положил на определенное место так, чтобы они не упали.

В конце урока подводятся итоги проделанной работы, анализируются лучшие работы.

Тщательно спланированный, подготовленный и проведённый в  соответствии с требованиями урок всегда достигает своей цели. 

 

 

 

 

 

1.5. ВЛИЯНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

На уроках технологии формируются такие эстетические представления как: прекрасное, безобразное; красота формы, цвета, симметричности, характерных черт предметов,  художественных особенностей группы предметов соединенных ансамблем, композиции составленной  из различных фигур.

Для формирования этих представлений  на уроках используются и сочетаются  такие виды деятельности как: выполнение аппликации, работа с природным материалом, изготовление поделок из различных  материалов, освоение техники оригами. Как же использование и сочетание этих видов деятельности влияет на формирование указанных представлений?

Аппликация  относится  к декоративно-прикладному искусству  и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

Техника выполнения аппликации располагает большими учебными и воспитательными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, соотношения частей и целого, пониманию красоты цвета, симметричности, художественных   особенностях предметов, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии, развивают умение видеть прекрасное и безобразное в собственных работах и работах других. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.

Вопросы эстетического  воспитания начинаются с тщательно  продуманного оформления помещений, где  проводятся занятия.

Все, что окружает ребят:парты, столы, окраска стен и учебные пособия, должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью, красотой. Наглядность красоты зависит не только от того, как оформлена стенгазета или панно с аппликацией, но и где и как они вывешены.

Развитию у детей  художественного восприятия всего  окружающего способствует и коллекционирование узоров для составления композиций и оценка их красоты. На экскурсиях (в музее, у исторических памятников, в парке, на поле, луге) дети учатся не только рассматривать экспонаты, любоваться природой, но и делать зарисовки для будущих узоров. Цели и задачи любой экскурсии многогранны: воспитание культуры поведения в общественных местах, душевной чуткости, развитие умения сосредоточиться, внимательно рассмотреть экспонаты, радоваться всем проявлениям природы и истинной красоте.

Оформление монтажей с рисунками или фотографиями по материалам экскурсий, обсуждение увиденного имеют большую образовательную  и воспитательную значимость в развитии личности ребенка. Собранные материалы учащиеся используют для сюжетов при выполнении аппликационных работ.

Работа с природным  материалом также может способствовать развитию эстетических представлений школьника. Она заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков.

Чтобы дети не были гостями  в природной мастерской, а стали  в ней хозяевами, необходимо задумываться над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление  игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

Встречи с природой расширяют  представления детей об окружающем мире, учат их внимательно  вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности  в работе глаза и руки, совершенствованию  координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Большое влияние оказывает  труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.

Занимательность работы, но изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап.

Поделки из природного материала  в большой мере удовлетворяют  любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое

 искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный  настрой детей вовремя изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, очень важны для общего

развития.

Изготавливая работы из природного материала, дети учатся видеть прекрасное  даже в самом  невзрачном листе дерева, составлять из шишек забавных животных и другие интересные вещи и оценивать красоту их формы цвета.

Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок  зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения  этого искусства почти ничего не известно. Предполагают лишь, что изготовление красочных фигурок в далекой древности не было только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Кан- нон. Фигурками украшали статую, чтобы задобрить богиню, попросить у нее покровительства.

Информация о работе Формирование эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии