Адаптация младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 18:07, реферат

Описание

Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость

Работа состоит из  1 файл

Документ Word 2007.docx

— 24.02 Кб (Скачать документ)

     Проблеме  адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес  российских психологов к изучению адаптации  существенно усилился в связи  с резкими изменениями в жизни  общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.

     Над проблемой адаптации работали такие  психологи как: З.Фрейд, Хорни, К.Роджерс, А.В.Петровский, А.М.Прихожан, Ю.А.Александровский, К.М.Личко, Н.Г.Лусканова и многие другие.

     Начальный период обучения для первоклассников  достаточно труден, так как вызывает перестройку всего образа жизни  и деятельности. Меняется фактор места, социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Смена места  в системе общественных отношений - переход в позицию ученика, школьника, создает ситуацию психологической  открытости ребенка. Последствия трудной  адаптации различны: ухудшение состояния  здоровья, увеличение заболеваемости, снижение работоспособности, низкий уровень  усвоения учебного материала. 

     Программа тренинговых занятий 

     Программа содержит упражнения, направленные на повышение коммуникативной культуры в детской тренинговой гpyппe; развитие эмоциональной сферы, развитие индивидуальности и взаимоуважения. 

     Программа рассчитана на 10 учебных часов. Продолжительность 1 занятия - 45 минут. 

     Программа состоит из 3 частей.

     Первая  часть направлена на развитие сплоченности группы, развитие коммуникативной культуры;

     Вторая  часть - развитие взаимоуважения между  участниками группы, особое внимание уделяется взаимодействию между  мальчиками и девочками.

     Третья  часть - работа с отрицательными качествами. Заключительная часть - сплочение коллектива.  

     Каждое  занятие начинается с расслабляющих, снимающих напряжение и телесно  • ориентированных, упражнений и  игр на контакт и соприкосновение. Это на бессознательном уровне снимает  барьеры и снижает агрессивность. Постепенно, по мере роста доверительности, группа переходит к более сложным  упражнениями, играм и беседам. Акцент смещается на обсуждение группой всего, что произошло на занятии, вербализации. 

     Занятие 1. 

     Цель: создание тренинговой группы;.  

     Оборудование: магнитофон, клубок нити, изображение  дерева на листе ватмана, карточки цветонастроения - листья. 

     Ритуал  приветствия. 

     Все участники садятся в круг. Ведущий  просит положить правую ладонь на левую  ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Ведущий просит поздороваться друг с другом, называя соседа, полным, именем (в дальнейшем процедура усложняется, ребята дают положительную характеристику своему товарищу).  

     1. Упражнение «3дравствуйте». Звучит  музыка, ребята двигаются хаотично, здороваются друг с другом  за руку. После игры проводится  обсуждение, кто какие чувства  испытывал во время упражнения? 

     2. Практическая игра «Встаньте  те, кто...». Ребята сидят в кругу.  В центре - Ведущий, количество  стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: «Встаньте, кто...»  и называет какое- либо качество, например кто, считает себя  добрым, умным справедливым» и  так далее. Те, у кого присутствует  названный признак, встают, и стараются  занять свободное место, кроме  рядом стоящего стула. Далее  игра повторяется снова с новым  ведущим по новым признаком. 

     Игра  служит для разогревания группы. 

     3.Упражнение  «Давайте говорить друг другу  комплименты…». Ведущий рассказывает  ребятам, о том, как важно  уметь выражать свои чувства,  но порой мы говорим много  плохого, и боимся говорить  комплименты друг другу. Ведущий  предлагает ребятам сказать каждому  по комплименту своему другу,  подруге, передавая при этом  клубок нити. Таким образом, по  окончании упражнения, вся группа  оказывается «сшита» воедино.  Это упражнение показывает единение  группы. 

     После упражнение проходит обсуждение, какие  чувства испытывали ребята, когда  говорили комплименты, и воспринимали их. 

     Ритуал  прощания. Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом. 

     Рефлексия: «Одеть дерево» листьями. Цветонастоение группы. Обсуждение – что «что я сегодня открыл нового». 

     Занятие 2. 

     Цель: способствовать развитию доверия между  членами группы. 

     Оборудование: магнитофон, изображение дерева на листе ватмана, карточки цветонастроения - листья. 

     Ритуал  приветствия – см. Занятие 1. 

     1. Упражнение «Цветы» - аналогия: упражнения  «Броуновское движение». Подул  ветер. Развеял семечки, выросли  цветы с 5 лепестками....3 лепестками... 2 лепестками. Остаемся в парах.  

     3. Упражнение «Слепой и поводырь».  Делимся на пары. Встаем один  за другим. Тот, кто стоит впереди  - слепой, сзади - поводырь. Поводырь  берет партнера за талию. Слепой  закрывает глаза, и не открывает  их, пока играет музыка. Поводырь  быстро, но очень аккуратно водит  слепого по комнате. Затем меняемся  местами. Обсуждение - что чувствовал, когда был слепым, поводырем. Подчеркивается  чувство доверия и ответственности  за своего товарища. 

     4. Упражнение «Восковая палочка»  Участники стают плотным кругом. Один из нас «восковая палочка»  стоит в центре круга. Глаза  закрыты, тело расслаблено, руки  прижаты вдоль туловища, ноги  вместе зафиксированы в одном  месте в центре круга и не  сдвигаются. Аккуратно за плечи  подталкиваем «восковую палочку», она начинает падать на кого-либо, а ноги остаются на месте.  Обсуждение. 

     Ритуал  прощания - см. Занятие 1. 

     Рефлексия: «Одеть дерево» листьями. Цветонастоение группы. Обсуждение – что «что я сегодня открыл нового». 

     Занятие 3. 

     Цель: способствовать развитию личностных качеств. 

     Оборудование: небо, нарисованное на листе ватмана, разноцветные звезды - цветонастоение, листы бумаги, карандаши. 

     Ритуал  приветствия. 

     1. Упражнение «Здравствуйте». Дети  сидят в кругу, Ведущий выбирает  двух игроков. Звучит музыка, игроки  идут вдоль круга с закрытыми  глазами и здороваются с ребятами. Затем выбираются 4 человека, и так  далее, пока не проиграет вся  группа. Обсуждение, какие они были, какие чувства испытали? 

     2. Упражнение «Новый знакомый».  Ребята делятся на пары, закрыв  глаза, не говоря ни слова,  ребята знакомятся, затем борются  и мирятся. Действия меняются  соответственно музыке. В ходе  упражнения происходит развитие  аудиального восприятия. (Упражнение заимствовано у Н.Самоукиной) 

     3. Практическая игра «Встаньте  тот, кто...:»  

     4. Упражнение «За что мы любим». 

     Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними  качествами людей. Давайте попробуем  определить, какие качества в людях  мы ценим, принимаем. Ребята высказывают  свои мнения. (Упражнение заимствовано у Н.Самоукиной) 

     5. Упражнение «Я уважаю этого  человека, потому, что...» (ребятам  предлагается подчеркивать внутреннее  качества человека). Пишем письма  друг другу. Затем эти письма  выкладываются на изображении  глобуса, ребята читают письма. 

     6. Ритуал прощания. 

     Рефлексия: на глобусе ребята выкладывают разноцветные звезды. Обсуждение. 

     Представленные  три занятия способствуют развитию сплоченности группы, а также открывают  новые положительные качества самим  ребятам. Развивают взаимоуважение друг к другу. 

     Занятие 4.  

     Цель: способствовать развитию взаимоуважения; 

     Оборудование: листы бумаги, простые карандаши, цветные лепестки. 

     Ритуал  приветствия. 

     1. Практическая игра «Здравствуйте». Звучит музыка, ребята двигаются  в хаотичном порядке и здороваются  друг с другом. Ведущий ведут  игру. На первом этапе ребята  приветствуют друг друга «по-английски», на втором этапе – «по-японски», на третьем этапе, так, «как  будто не виделись 100 лет». (Игра  заимствована у К.Фопеля). 

     2. Упражнение «Новый знакомый». (см. занятие 3.). 

     3. Упражнение. «Какие качества мы  ценим в себе». Ребята делятся  на 4 группы. На каждую группу выдаются  цветные лепестки. Ребята обсуждают  качества, которые ценят в себе, советуются друг с другом, записывают  эти качества на лепестках.  Из полученных лепестков составляют  цветок. Получается 4 цветка. Затем Ведущий  предлагает ребятам из каждого  цветка выбрать 2 наиболее важных  качества, которые они ценят в  себе и в других людях. Каждая  группа выбирает только два  лепестка, и ребята выкладывают  один общий цветок. 
 

     Рефлексия. Ребята обсуждают, что нового они  сегодня узнали о себе и других людях. 

     Ритуал  прощания. 

     На  данном этапе работы необходимо провести практическую игру, которая поможет  ребятам познакомиться с человеческими  качествами и эмоциями.  

     Занятие 6. 

     Цель: определить, что знают учащиеся об эмоциях, чувствах, как понимают их смысл. Выяснить, как ребята объясняют  свои и чужие поступки, умеют ли давать им качественную оценку. 

     Оборудование: глобус, нарисованный на листе ватмана, корабли с разноцветными парусами - цветонастоение 

     Ритуал  приветствия. 

     Практическая  игра «Что я знаю об эмоциях и  чувствах человека» 

     Оборудование: игровое поле, кубик, карточки с заданием, «Маршрутные листы», картинки с изображением животных, природы, и т.д. 

     Игровое поле содержит 15 ходов, стороны кубика содержат нумерацию от 1 до 3 (можно  использовать кубик из настольной игры), каждая карточке содержит задание, например, <Как ты понимаешь, что такое  «Взаимовыручка?»  

     В основной игровой комнате Ведущий  прячет карточки в потайные места. 

     I этап. Открытие. 

     Участников  игры приглашают в основную игровую  комнату. При помощи разноцветных жетонов  Ведущий делит участников игры на группы по 6-7 человек. На каждую группу выдается «Маршрутный лист». Проводится жеребьевка групп. 

     II этап. Ход игры. 

     Первая  группа подходит к игровому полю и  делает первый ход. Группе необходимо отыскать карточку с соответствующим  номером, прочитать задание и  вернуть карточку на место. Далее  в маршрутном листе дать объяснение понятию, которое было указано в  карточке. Объяснить понятие можно  путем перефразирования, т.е. личностного  понимания, подобрать стихотворение, подобрать рисунок. Далее группа следует в «Экзаменаторскую» и представляет работу экспертам. Эксперты оценивают работу. Группа возвращается в основную игровую комнату и делает следующий ход. Игры окончена, когда одна из групп дойдет до «Финиша» (после 15 хода). 

Информация о работе Адаптация младших школьников