Туристическая деятельность предприятия, ее характеристика оценка эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение туристической деятельности предприятия, ее оценка и характеристика эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
1. теоретические основы туристической деятельности …………………………………………………………...5
1.1. Сущность технологии туроператорской и турагенской деятельности……………….7
1.2. Туроператорская и турагентская деятельность…………………………….8
1.3. показатели оценки эффективности туристической
деятельности предприятия……………………………………………………..13
1.4. Показатели финансово-хозяйственной деятельности
предприятия…………………………………………………………………….16
2. оценка эффективности туристичсекой деятельности предприятия «Спутник-Донецк»
2.1. Характеристика предприятия с………………………22
2.2. Анализ туристической деятельности предприятия «Спутник - Донецк»………………………………………………………………….30
3. Мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия
«Спутник – Донецк»………………………………………………………………..36
Выводы и рекомендации...………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы…………………………………………...…45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 440.50 Кб (Скачать документ)

     Туроператор - туристское предприятие (организация), которое занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу; рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам; продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям. Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме, так как именно они пакетируют различные услуги (транспорт, размещение, питание, трансфер, развлечения и т. п.) в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть. Обычно выделяют четыре типа туроператоров:

  • массового рынка;
  • специализированного сегмента рынка;
  • внутреннего рынка;
  • внешнего рынка.

     Туроператоры  массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают пакеты на популярные курорты. Перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными перевозками.

     Туроператоры  специализированного сегмента рынка специализируются на предоставлении определенного направления.

     Туроператоры  внутреннего рынка (местные) продают тур пакеты внутри страны проживания, т. е. организуют туры по своей стране.

     Туроператоры  внешнего рынка (въездные) продают тур пакеты в разные страны. Они организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.

     Туроператор на приеме – они базируются в  стране назначения и обслуживают  прибывших туристов.

     Туроператор - наиболее индустриализованный вид  турфирмы, представляющий собой разновидность оптовой туристской фирмы и отличающийся более крупным объемом и широкой специализацией.

     На  практике по региональному направлению  деятельности принято разделять  туроператоров на инициативных и  внутренних (рецептивных) операторов.

     Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с поставщиками услуг.. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивая проезд к месту начала путешествия и обратно и организуя предоставление внутримаршрутного транспорта.

     Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, развлекательными учреждениями и т. д.).

     Крупнейшими туроператорами мира являются: Америкен экспресс, Карлсон ( США), Томас Кук ( Англия), ТУИ ( ФРГ), Хиспатур ( Испания) Скай и Нордикс ( Скандинавия).

     Турагент  - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.

       Турагенты могут:

    • - Продавать тур от себя и по доверенности предприятия. Указывая в путевке реквизиты туроператора и агента.
    • - Продавать тур от своего лица, но с указанием конкретного туроператора.
    • - Продавать от себя без указания туроператора.
    • Функции организаторов туризма: комплектующая, сервисная, гарантийная

       Комплектующая – создания тура из отдельных туристических услуг.

       Сервисная – это обслуживание  туристов в офисе при продаже  пакетных туров и на маршруте 

       Гарантийная – это обеспечение  туристов гарантией предоставления  им заранее оплаченных услуг  в обусловленном количестве и  на определенном уровне. Согласно законодательству, та организация которая сформировала и продала туристу тур, несет перед туристом полную юридическую ответственность. 

     1.3 Организация работы туристической формы 

     Туристская  фирма - туристское предприятие агентско - операторского профиля, имеющее свою специфику организации деятельность, которая как и в любой фирме, зависит от целей и задач ее деятельности.

     Цель: создание привлекательных туристических  продуктов, соответствующих потребностям туристов, поддержание предложения на уровне спроса, сохранение конкурентоспособности продукта

     Задачи: 1) маркетинговые исследования рынка 2) Разработка турпродукта, состоящая  из планирования и апробации 3) финансовые расчеты, состоящие из ценообразования, учетной и отчетной политики, налогообложения и др. 4) развитие туристической фирмы, в том числе внедрение новых продуктов и направлений, диверсификации и интеграции

     Все эти задачи направлены на выполнения главной функции – качественное обслуживание туристовВ Украине сформировались четыре группы туристических фирм по виду и формам предоставляемых услуг.

  1. Фирмы с минимальным набором услуг, где предлагается клиентам несколько постоянных маршрутов без достаточного выбора.
  2. Фирмы достаточного выбора, где предлагается клиенту 10-15 маршрутов.
  3. Фирмы полного выбора, критерием которых является девиз: “Куда угодно и когда угодно!”.

     Фирмы экзотических маршрутов, предлагающих клиентам необычные путешествия  и экскурсии.

     Минимальный размер финансового обеспечения  туроператора 20 000 евро. Размер финансового обеспечения туроператора который занимается исключительно внутренним и въездным туризмом 10 000 евро. Минимальный размер финансового обеспечения турагента 2 000 евро.

     Структура турфирмы

     Структура туристской фирмы зависит от её специализации, вида и организации деятельности.

     Структура организации и управления туристической  фирмы определяется задачами и стратегией компании, но, как правило ,имеет руководителя, осуществляющего общее руководство и разрабатывающего общую стратегию фирмы, а также отделы посреднических операций, маркетинга и рекламы, бухгалтерию.

     Отдел по организации посреднических операций международного туризма ведёт работу по планированию и осуществлению туристических поездок на основании дилерских договоров с туроператорами. В начале каждого сезона на основании данных о спросе и состоянии рынка, предоставляемых отделом маркетинга, составляется план набора групп по различным направлениям, запрос пересылается туроператору на предоставление отдельных туров на определённый период. Вся работа по обеспечению договора: формирование групп, подбор руководителей и гидов-переводчиков, предоставление необходимой информации, списков групп при визовом оформлении и страховании осуществляется также этим отделом.

     Контроль  за работой фирмы осуществляется с помощью бухгалтерского отдела, куда поступает информация о наличии и движении денежных средств и осуществлении различных хозяйственных операций.

     Маркетинговая и рекламная стратегия, а также  разработка туристического продукта осуществляется отделом маркетинга. 

2. Анализ туристической  деятельности предприятия 

     2.1. Теоретические аспекты анализа туристической деятельности предприятия

     Анализ  деятельности туристского предприятия - это комплексное изучение его работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, определение путей повышения эффективности производства туристского продукта и качества обслуживания клиентов.

     Необходимость возникновения анализа продиктована желанием субъектов предпринимательской  деятельности иметь подтвержденные объективными расчетами данные, отражающие реальное финансовое, имущественное и иное положение дел на конкретной фирме, а также ближайшие и дальние перспективы ее развития. Немаловажную роль играет также желание знать, каким образом можно усовершенствовать процесс работы для получения максимально возможной прибыли при наличии определенного потенциала материальных, денежных и других средств.

     Предметом экономического анализа деятельности туристско-экскурсионных организаций  являются хозяйственные процессы, связанные  с производственной и коммерческой деятельностью отдельных фирм и с развитием туристской отрасли в целом.

     Основная  цель анализа - получение небольшого числа параметров (экономических показателей), дающих объективную и точную картину хозяйственного состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре основных и оборотных фондов, нематериальных активов, в объемах продаж и их динамике, а также в структуре управления предприятием, в расчетах с дебиторами и кредиторами и т. д. При этом пользователя может интересовать как текущее состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу.

     Главные принципы экономического исследования - изучение экономических явлений  в единстве анализа и синтеза, дедукции и индукции, во взаимосвязи и развитии, выявление противоречий хозяйственной жизни и способов их преодоления.

     Характерные особенности метода анализа - это  использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность туристско-экскурсионных организаций и фирм, изучение причин изменения этих показателей, нахождение взаимосвязи между ними на основе использования математики, экономической статистики и бухгалтерского учета.

     Основные  методы анализа, применяемые в практике работы туристических фирм, следующие:

    1. сравнительный;
    2. факторный (определение влияния отдельных факторов на изменение показателей);
    3. комплексный.

     Сравнительный анализ заключается в проведении математических сравнений фактических показателей с прогнозными в целях правильной оценки работы организации, выявлении неиспользованных резервов, повышении обоснованности плановых заданий и качества обслуживания.

     Сравнение - это важнейший метод экономического анализа. В процессе анализа необходимо выявить причины отклонений фактических данных от плановых по основным показателям деятельности организаций: объему предоставляемых услуг, обслуживанию туристов и экскурсантов, прибыли, рентабельности и т.д. План и его выполнение являются важнейшими критериями оценки деятельности организаций. В практике проводится сравнение плановых показателей с показателями предыдущего года с целью определения динамики показателей и тенденции развития туристско-экскурсионного обслуживания.

     В целях подведения итогов хозяйственной  деятельности туристского предприятия  за каждый день работы в его подразделениях проводится сравнительный анализ показателей их деятельности. Это дает возможность выявить не только слабо работающие подразделения, но и неиспользованные резервы, целенаправленно проводить работу по повышению качества обслуживания, конкурентоспособности и улучшению финансового состояния предприятия в целом.

     Метод сравнения обязательно предполагает сопоставимость сравниваемых показателей  по срокам, единицам измерения и т. д.

     Факторный анализ дает возможность определить влияние отдельных факторов на рассматриваемые показатели. Применяется для выявления причин отклонения фактических показателей от установленных в плане по факторам, зависящим и не зависящим от деятельности туристско-экскурсионной организации. Пофакторный анализ проводится путем цепных подстановок и заключается в последовательной замене плановой величины каждого фактора величиной фактической. После каждой замены новый результат сравнивается с прежним. При факторном анализе используются обобщающие показатели хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных организаций, на которые влияют разные факторы.

     Комплексный анализ - это система поиска неиспользованных резервов. Системный подход к изучению экономики туристско-экскурсионного обслуживания предусматривает анализ взаимосвязи основных показателей в различные периоды, т. е. в динамике. Комплексный анализ включает оценку и предварительную характеристику хозяйственной деятельности по всем показателям, последующий глубокий анализ факторов и причин, определяющих эти показатели, на основе которого выявляются неиспользованные резервы в туристско-экскурсионном обслуживании и пути повышения качества предоставляемых услуг.

Информация о работе Туристическая деятельность предприятия, ее характеристика оценка эффективности