Устройство ВАЗа 2105

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:15, курс лекций

Описание

Курс лекций с картинками и кратким описанием по устройству ВАЗа 2105

Работа состоит из  1 файл

2105.docx

— 2.09 Мб (Скачать документ)

 
Сборка карданного шарнира 

 

1 – вилка карданного  шарнира;  
2 – стопорное кольцо;  
3 – корпус подшипника;  
4 – сальник;

5 – шип крестовины;  
6 – игла подшипника;  
7 – калибр 41.8734.4092;  
А, В, С, D – лепестки щупа


 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Карданные валы собирайте в последовательности, обратной разборке.

2. На шлицевые соединения нанесите смазку ФИОЛ-1.

3. При соединении деталей совместите метки, нанесенные на разъемные детали перед разборкой.

4. После сборки шлицевого соединения, прижимая сальник на 0,3–0,5 мм осевой нагрузкой, обожмите обойму на проточке вилки.

5. Гайку крепления вилки переднего карданного вала затяните динамометрическим ключом и зачеканьте.

6. При сборке промежуточной опоры 3 запрессуйте подшипник 2 приспособлением 1 (оправкой А.70045) и установите в проточке опоры стопорное пружинное кольцо.

7. Наденьте на задний конец переднего карданного вала пылеотражатель 7 (cм. рис. Детали переднего карданного вала).

8. Затем приспособлением 1 (оправкой А.4035) запрессуйте опору 2 с подшипником (3 – задняя часть переднего карданного вала).

9. Наденьте второй пылеотражатель 12 (cм. рис. Детали переднего карданного вала), напрессуйте на вал вилку 11 переднего карданного вала и закрепите ее гайкой.

10. Сборку карданного шарнира старой конструкции проводите в следующем порядке.

11. Удалив старую загустевшую смазку, заполните полости в шипах крестовины и смажьте внутреннюю поверхность корпусов подшипников смазкой ФИОЛ-2У (0,4–0,6 г на каждый подшипник).

12. Шипы крестовины смажьте тонким слоем смазки, чтобы не образовалась воздушная подушка при сборке. Вставьте шипы крестовины в вилку.

13. Наденьте корпуса подшипников с иглами на шипы крестовины и запрессуйте в отверстия вилки усилием 7840 Н (800 кгс).

14. Установите на прежние места согласно меткам стопорные кольца в проточках вилки.

15. Затем проверьте осевой свободный ход крестовины, который должен быть 0,01–0,04 мм.

16. Если свободный ход больше указанного, замените одно стопорное кольцо меньшей толщины на кольцо большей толщины.

17. При замене деталей карданного шарнира подбирайте стопорные кольца калибром 41.8734.4092, который имеет четыре лепестка разной толщины (1,53 мм; 1,56 мм; 1,59 мм; 1,62 мм).

18. Для этого установите стопорное кольцо 2 (см. рис. Сборка карданного шарнира) толщиной 1,56 мм.

19. При запрессовке подшипников, когда крестовина упирается в корпус подшипника (в этом случае зазоров нет), мерным щупом калибром 4187.34.409 определите расстояние между корпусом подшипника и торцом кольцевой канавки.

20. В зависимости от замеренного расстояния с учетом осевого зазора, равного 0,01–0,04 мм, вставьте второе стопорное кольцо соответствующей толщины. Например, если проходит лепесток 1,56 мм, то следует установить кольцо 1,53 мм.

Предупреждение

 Стопорные кольца поставляются в запасные части пяти (семи*)размеров (по толщине, мм), каждый из которых имеет определенный цвет: 1,50 (1,45)* – естественный;1,53 (1,52)* – темно-коричневый; 1,56 (1,56)* – синий; 1,59 (1,60)* – черный; 1,62 (1,48)* – желтый; (1,64; 1,67)* – цвета не обозначены и их толщина определяется замером.

21. Если мерный щуп наименьшей толщины (1,53 мм) не входит в канавку, то кольцо 2 замените другим 1,50 мм.

22. Если мерный щуп наибольшей толщины (1,62 мм) входит в канавку с зазором, то кольцо 2 замените другим, толщиной 1,62 мм.

23. Установив стопорные кольца, ударьте по вилкам молотком с пластмассовым бойком. Под действием удара и упруго сжатых сальников зазор между донышком подшипника и стопорным кольцом ликвидируется и появляются зазоры между корпусами подшипников и торцами шипов крестовины.

24. После сборки проверьте легкость проворачивания вилок шарнира и балансировку карданной передачи.

25. Сборка карданного шарнира со штампованными корпусами игольчатых подшипников из листовой стали имеет свои особенности. Замер зазора между корпусом подшипника и торцом кольцевой канавки проводится двумя калибрами, один из которых имеет набор лепестков щупа толщиной 1,45; 1,48; 1,52; 1,56 мм, а другой – 1,60; 1,64; 1,67 мм.

26. Если лепесток щупа наименьшей толщины (1,45 мм) не входит в зазор между корпусом подшипника и торцом кольцевой канавки, то кольцо 2 (см. рис. Сборка карданного шарнира) толщиной 1,56 мм замените другим, толщиной 1,45 мм.

27. Если лепесток щупа наибольшей толщины (1,67 мм) входит в зазор неплотно, то установите в данный зазор кольцо толщиной 1,67 мм, кольцо 2 удалите и повторите заново операции по подбору толщины кольца.

28. Если лепесток щупа входит в зазор плотно, то установите в канавку кольцо, толщина которого равна размеру щупа.

29. Усилие запрессовки игольчатых подшипников в отверстия вилок не должно превышать 10000 Н (1000 кгс).

30. Замер зазора щупом производите со стороны карданного вала.



Снятие и установка  карданной передачи

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву.

2. Поставьте упоры под передние колеса, отпустите стояночный тормоз и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.

3. Поднимите задний мост так, чтобы задние колеса могли свободно вращаться.

4. Снимите кронштейн безопасности.

5. Установите хомут А.70025 на эластичной муфте (см. рис. Эластичная муфта соединения карданного вала с коробкой передач) и, проворачивая вал, отверните гайки болтов крепления фланца эластичной муфты; снимите болты, а затем стяжной хомут.

6. Отсоедините задний карданный вал от фланца ведущей шестерни главной передачи.

7. Отсоедините оттяжную пружину направляющей заднего троса стояночного тормоза.

8. Отсоедините поперечину промежуточной опоры от пола кузова и снимите карданную передачу в направлении передней части автомобиля.

9. Карданную передачу в сборе устанавливайте на автомобиль в порядке, обратном снятию.



Карданная передача

Карданная передача 

 

1 – болт крепления  эластичной муфты к фланцу  вторичного вала коробки передач;  
2 – фланец вторичного вала коробки передач;  
3 – резиновый элемент эластичной муфты;  
4 – центрирующая втулка фланца переднего карданного вала; 
5 – вкладыш эластичной муфты; 
6 – болт крепления эластичной муфты к фланцу карданного вала;  
7 – фланец переднего карданного вала; 
8 – обойма сальника;  
9 – сальник;  
10 – вторичный вал коробки передач;  
11 – грязеотражатель;  
12 – гайка крепления фланца на вторичном валу;  
13 – уплотнитель центрирующего кольца;  
14 – передний карданный вал; 
15 – центрирующее кольцо;  
16 – стопорное кольцо;  
17 – промежуточная опора;  
18 – пробка;  
19 – резиновая втулка;

20 – дистанционная  втулка; 
21 – задний карданный вал; 
22 – фланцевая вилка карданного шарнира;  
23 – эластичная муфта; 
24 – кронштейн безопасности;  
25 – балансировочная пластина;  
26 – поперечина промежуточной опоры;  
27 – стопорное кольцо; 
28 – вилка переднего карданного вала;  
29 – стопорное кольцо;  
30 – игольчатый подшипник;  
31 – сальник;  
32 – обойма сальника крестовины;  
33 – вилка карданного шарнира;  
34 – крестовина;  
35 – гайка крепления вилки;  
36 – кронштейн промежуточной опоры;  
37 – упругая подушка;  
38 – корпус подшипника;  
39 – подшипник; 
40 – грязеотражатель


Карданная передача состоит  из двух трубчатых валов, соединенных  между собой карданным шарниром, эластичной муфты 23 (см. рис.Карданная передача) и промежуточной опоры 17.  
 
Передний карданный вал 14 изготовлен из тонкостенной трубы, к обоим концам которой приварены шлицевые наконечники. На шлицах переднего наконечника расположен фланец 7, который через резиновую муфту 23 соединяется с фланцем 2 вторичного вала 10 коробки передач шестью болтами 1 и 6. Соосность соединяемых валов обеспечивают центрирующее кольцо 15, напрессованное на конец вторичного вала, и центрирующая втулка 4, запрессованная во фланец 7 карданного вала. Кольцо 15 фиксируется на валу стопорным кольцом 16. 
 
Шлицевое соединение смазывается через отверстие, закрываемое пробкой 18. Смазка удерживается резиновым сальником 9, который расположен в стальной обойме 8, а с другой стороны – уплотнителем 13, надетым на гайку 12 и поджимаемым ею. 
 
Задний шлицевой наконечник вала 14 опирается на шариковый подшипник 39 промежуточной опоры. На шлицах наконечника гайкой 35 закреплена вилка 28 промежуточного карданного шарнира. 
 
Задний карданный вал также изготовлен из тонкостенной трубы, по концам которой приварены вилки карданных шарниров. 
 
Промежуточная опора поглощает вибрации карданной передачи. Она состоит из кронштейна, закрепленного на поперечине 26 болтами с гайками. Поперечина, в свою очередь, крепится гайками на болтах, приваренных к кузову. На болты крепления поперечины устанавливаются стальные распорные втулки 20 и резиновые изолирующие втулки 19, поджимаемые шайбами. В кронштейне расположена резиновая подушка, которая привулканизирована к поверхностям кронштейна и корпуса подшипника. В корпусе подшипника расположен радиальный шариковый подшипник 39 с уплотнителями, который фиксируется в корпусе стопорным кольцом 27. Пылеотражатели, установленные с обеих сторон подшипника, защищают подшипник от воздействия окружающей среды. 
 
Эластичная муфта поглощает шум и вибрации карданной передачи. Она выполнена из шести резиновых элементов 3, между которыми размещены металлические вкладыши 5 с отверстиями для болтов 1 и 6. На вкладышах имеется шесть выступов, три из которых заходят в пазы фланца вторичного вала коробки передач, а остальные – в пазы фланца эластичной муфты. Этим обеспечивается центрирование эластичной муфты на фланцах. 
 
Карданный шарнир состоит из двух закрепленных на валах вилок 28 и 33, которые соединяются между собой крестовиной 34. На полые шипы крестовины надеты корпуса игольчатых подшипников 30. Подшипник крестовины уплотняется сальником 31, расположенным в металлической обойме 32. 
 
Игольчатые подшипники в сборе фиксируются в отверстиях вилок стопорными кольцами 29, которые по толщине делятся на пять размеров. Подбором стопорного кольца обеспечивается осевой зазор крестовины в пределах 0,01–0,04 мм. 
 
С 1988 года на автомобили устанавливается карданная передача с шарнирами повышенной долговечности. Она внешне отличается увеличенной толщиной вилок по месту установки игольчатых подшипников, отсутствием металлических обойм под сальниками крестовины и более резким переходом трубы переднего карданного вала в шлицевой наконечник (примерно под углом 90°). Карданные шарниры имеют улучшенное уплотнение игольчатых подшипников. Это достигается применением сальников радиально-торцевого уплотнения. Корпуса игольчатых подшипников отштампованы из листовой стали, в отличие от точеных из прутковой стали в ранее применяемой карданной передаче. 
 
Новые и ранее выпускаемые крестовины карданных шарниров взаимозаменяемы, но устанавливать крестовины ВАЗ-2105 в вилки карданных валов ВАЗ-2101 нежелательно, так как в этих вилках уменьшается жесткость штампованных корпусов игольчатых подшипников. 
 
В связи с изменением размеров вилок карданных шарниров изменена технология разборо-сборочных работ новых карданных шарниров.  
 
Поэтому в тексте описывается технология как старых, так и новых шарниров

Разборка и  сборка коробки передач

Снятие фланца эластичной муфты съемником А.40005/3/9B/9С 

1 – фланец эластичной  муфты;  
 
2 – болты крепления приспособления к фланцу; 
 
3 – планка 9С съемника А.40005/3;  
 
4 – съемник А.40005/3


 
Внутренний вид картера сцепления 

Красными стрелками  указаны гайки крепления картера  сцепления к коробке передач. 
 
Белой стрелкой указано отверстие в передней крышке для выпуска масла из картера коробки передач, чтобы не происходило замасливание дисков сцепления.


 
Внутренний вид задней крышки коробки  передач 

1 – винт с ушком  крепления оттяжной пружины рычага  переключения передач;  
 
2 – оттяжная пружина рычага;  
 
3 – рычаг переключения передач;  
 
4 – винт ограничения поперечного хода рычага.  
 
Стрелкой указано направление, в котором нужно переместить рычаг, чтобы вывести его из зацепления с головками штоков переключения передач и снять заднюю крышку коробки передач.


 
Детали первичного вала 

 

1 – стопорное  кольцо;  
2 – пружинная шайба;  
3 – подшипник; 
4 – первичный вал;

5 – пружина синхронизатора;  
6 – блокирующее кольцо синхронизатора;  
7 – стопорное кольцо; 
8 – подшипник


 
Детали вторичного вала 

 

1 – стопорное  кольцо;  
2 – пружинная шайба;  
3 – ступица синхронизатора;  
4 – муфта синхронизатора;  
5 – стопорное кольцо;  
6 – блокирующее кольцо синхронизатора; 
7 – пружина синхронизатора;  
8 – шайба;  
9 – шестерня III передачи;  
10 – вторичный вал;  
11 – шестерня II передачи;  
12 – шайба;  
13 – пружина синхронизатора;  
14 – блокирующее кольцо;  
15 – стопорное кольцо;  
16 – ступица синхронизатора;  
17 – муфта синхронизатора; 
18 – стопорное кольцо;

 
19 – блокирующее кольцо синхронизатора;  
20 – пружина синхронизатора;  
21 – шайба;  
22 – шестерня I передачи;  
23 – втулка шестерни I передачи;  
24 – подшипник;  
25 – шестерня заднего хода;  
26 – пружинная шайба;  
27 – стопорное кольцо;  
28 – шестерня привода спидометра;  
29 – задний подшипник;  
30 – сальник;  
31 – фланец эластичной муфты;  
32 – гайка;  
33 – уплотнитель; 
34 – центрирующее кольцо;  
35 – стопорное кольцо


 
Детали рычага переключения передач 

 

1 – болт оттяжной  пружины;  
2 – шайба;  
3 – оттяжная пружина;  
4 – прокладка; 
5 – направляющая чашка;  
6 – прокладка;  
7 – шайба;  
8 – ограничительный болт;  
9 – рычаг переключения передач;  
10 – шаровая опора;  
11 – сферическая шайба;  
12 – пружина;  
13 – опорная шайба; 
14 – стопорное кольцо;

 
15 – прокладка; 
16 – фланец;  
17 – пружинная шайба;  
18 – гайка; 
19 – манжета;  
20 – внутренний чехол;  
21 – стержень рычага;  
22 – колпачок;  
23 – упорная подушка;  
24 – упругая втулка; 
25 – дистанционная втулка;  
26 – упругая втулка;  
27 – запорная втулка


Разборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Промойте коробку передач и установите ее на стенде.

2. Слейте масло и снимите нижнюю крышку с прокладкой.

3. Снимите вилку привода выключения сцепления, а с направляющей втулки передней крышки коробки передач – муфту в сборе с подшипником и соединительной пружиной.

4. Снимите картер сцепления с прокладкой и передней крышкой коробки передач, вместе с сальником и пружинной шайбой (см. рис. Внутренний вид картера сцепления).

5. Снимите привод спидометра с прокладкой и выключатель фонаря заднего хода, соблюдая осторожность, чтобы не деформировать его корпус.

6. Выверните болт крепления вилки переключения III и IV передач.

7. Установите на первичный вал фиксатор 41.7816.4068 или одновременно включите две передачи. Это предотвратит проворачивание первичного, вторичного и промежуточного валов и позволит выполнить последующие операции по разборке.

8. Снимите стопорное кольцо с конца вторичного вала коробки передач.

9. Разогнув стопорную шайбу, отверните гайку на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо эластичной муфты, и снова заверните гайку.

10. Выталкивателем А.40006/1 со съемником А.40005/4 снимите с конца вторичного вала центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала.

11. Снимите с конца вторичного вала уплотнитель центрирующего кольца эластичной муфты, отверните гайку и съемником А.4005/3/9B/9С снимите фланец эластичной муфты (см. рис. Снятие фланца эластичной муфты съемником А.40005/3/9B/9С).

12. Снимите заднюю крышку коробки передач, отвернув гайки ее крепления и винт 4 (см. рис. Внутренний вид задней крышки коробки передач) ограничения поперечного хода рычага, а также передвинув влево рычаг переключения передач, чтобы освободить его от штоков включения передач.

13. Снимите со вторичного вала задний подшипник. Снимите ведущую шестерню привода спидометра.

14. Снимите со штока включения заднего хода вилку с дистанционной втулкой, а с оси – промежуточную шестерню заднего хода.

15. Снимите стопорное кольцо ведущей шестерни заднего хода с промежуточного вала; снимите шестерню и пружинную шайбу.

16. Снимите стопорное кольцо ведомой шестерни заднего хода со вторичного вала, прижимая оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу, чтобы снять нагрузку со стопорного кольца.

17. Снимите ведомую шестерню заднего хода и пружинную шайбу.

18. С помощью фигурных оправок (типа отверток) и стержневых выколоток выньте из картера коробки переда передний и задний подшипники промежуточного вала. На внутренних кольцах двухрядного переднего подшипника нанесите метки, по которым эти кольца устанавливайте на прежние места в наружном кольце подшипника.

19. Выньте из картера коробки передач промежуточный вал, наклоняя его, как показано на рисунке.

20. Снимите крышку 20 (см. рис. Привод переключения передач) фиксаторов штоков вместе с прокладкой, выньте пружины и шарики фиксаторов. Выньте из картера коробки передач шток 18 заднего хода, шток 17 вилки переключения III и IV передач.

21. Отверните болт крепления вилки I и II передач, выньте шток и вилки.

22. Вынимая штоки, одновременно удалите три блокировочных сухаря 19.

23. Снимите стопорную пластину промежуточного подшипника вторичного вала и ось промежуточной шестерни заднего хода. Стрелкой показано направление ударного хода обоймы отвертки; пользоваться молотком.

24. С помощью оправок (типа отверток) выньте первичный вал вместе с подшипником и кольцом синхронизатора и снимите игольчатый подшипник с переднего конца вторичного вала.

25. Выбейте из промежуточного подшипника вторичный вал, выньте промежуточный подшипник и, наклонив, как показано на рисунке, извлеките из картера вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами и кольцами синхронизатора.

26. Снимите с вала муфту синхронизатора III и IV передач.

27. Разберите первичный вал (см. рис. Детали первичного вала). Для этого снимите стопорное кольцо 7, блокирующее кольцо 6 и пружину 5 синхронизатора.

28. Установите вал на пресс и, сжав оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу 2, снимите стопорное кольцо 1, затем пружинную шайбу и подшипник 3.

29. Разберите вторичный вал (см. рис. Детали вторичного вала). Для этого снимите с задней стороны вала шестерню 22 передачи с втулкой 23, ступицу 16 со скользящей муфтой переключения I и II передач, шестерню 11 II передачи вместе с блокирующим кольцом 14 синхронизатора.

30. Установите вторичный вал с оправкой 41.7816.4069 (1) на пресс, подложите под шестерню III передачи опорные полукольца (3), и, нажимая оправкой на пружинную шайбу, снимите стопорное кольцо (2), затем пружинную шайбу (4), ступицу скользящей муфты переключения III и IV передач и шестерню III передачи (5 – шток пресса).

31. Разберите рычаг переключения передач и заднюю крышку, снимите чехол 20 (см. рис. Детали рычага переключения передач) рычага, затем стопорное кольцо 14, шайбу 13, пружину 12 и сферическую шайбу 11.

32. Отсоедините оттяжную пружину 3 рычага от ушка болта 1.

33. Снимите манжету 19, отверните гайки крепления фланца 16 и снимите рычаг вместе с фланцем, опорой 10 и чашкой 5.


Информация о работе Устройство ВАЗа 2105