Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание

Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
 раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
 дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы бюджета
1.1 Понятие и сущность бюджета
1.2 Классификация бюджета
1.3 Понятие и сущность бюджетного устройства
2 Анализ бюджетного устройства России
2.1 История бюджетного устройства России
2.2 Структура бюджетной системы России
2.3 Принципы организации и функционирования бюджетной системы России на современном этапе
3 Проблемы и перспективы бюджетного устройства России на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам (конечная).docx

— 110.27 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и науки  РФ

ФГБОУ ВПО  «Уральский  Государственный  Экономический  Университет»

Кафедра Государственных и муниципальных  финансов 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: общая теория финансов

На тему: Бюджетное устройство РФ  
 

  Исполнитель: студент гр. ФК- 09-3

Булатецкий И. А.

Руководитель: ассистент

 Анкудинова  А.П.

                        


 
 

Екатеринбург

2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение           3
1 Теоретические основы бюджета                                                         6
   1.1  Понятие и сущность бюджета                                                     6
   1.2  Классификация бюджета      

     1.3 Понятие и сущность бюджетного  устройства

9

14

2 Анализ  бюджетного устройства России 19
   2.1 История бюджетного устройства России  19
   2.2 Структура бюджетной системы России                27
   2.3 Принципы организации и функционирования бюджетной системы России на современном этапе            32
3  Проблемы  и перспективы бюджетного устройства России на современном этапе   40
Заключение  46
Список  использованных источников         49

 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных  органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих  территорий.

     Исторический  опыт и практика формирования бюджетных  систем в различных странах, в  том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют  о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались  под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.

     В организации бюджетных отношений  России за последнее десятилетие  произошли существенные изменения: выделены три уровня в составе  бюджетной системы РФ; сама она  строится на совершенно иных, чем в  советское время, принципах построения; проведена первая системная реформа  межбюджетных отношений; продолжается процесс разграничения бюджетных  полномочий между органами власти разного  уровня; и т.д. Все это позволяет  утверждать, что взаимоотношения  между звеньями бюджетной системы  РФ уже переведены в качественно  иной, более рациональный режим функционирования.

     Однако, осуществленных преобразований недостаточно для приведения бюджетной системы  России в соответствие с принципами бюджетного федерализма. Становление  современной бюджетной системы  страны еще далеко не завершено. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно - и расходов между бюджетами; состав и структура доходов территориальных бюджетов; способы бюджетного выравнивания и др.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение  бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для  современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и  исполнительных органов государственной  власти федерального и регионального  уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.

     Перед собой автор поставил цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.

     Задачи  работы обусловлены ее целью и  могут быть сформулированы следующим  образом:

  • раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
  • дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
  • показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

     Объектом  настоящей курсовой работы выступает  бюджетная система РФ. Предметом  исследования являются устройство бюджетной  системы РФ, её уровни и способы  связи и взаимодействия между  ними.

     Структурно  работа включает в себя введение, где  реализуются постановка цели и задач  исследования, трех глав основной части, заключения, содержащего краткие  выводы по исследованию, списка использованной литературы.

     Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных авторов  в становления и развития бюджетной  системы, учебные и учебно-методические пособия, научные публикации, периодические  издания, посвященные тематике изучения.

     В качестве информационной базы исследования были использованы статистические данные Министерства финансов РФ, экономико-статистические данные, отраслевые экономические обзоры, информационные и аналитические  ресурсы сети Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТА

    1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА

Центральным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет. В юридической и экономической литературе видовые характеристики бюджета разнообразны.

Бюджет - это: «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд», «основной централизованный фонд денежных средств», «совокупность денежных (экономических) отношений», «основной финансовый план», «важнейший финансовый регулятор», «расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов», «способ финансового обеспечения функций государства». Для наглядности, определения бюджета из разных источников представлены в таблице 1.

Таблица 1- Определение бюджета.

Источник Определение бюджета
Бюджетный кодекс 
 
 
 
 
 
 
бюджет представляет собой форму образования и  расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами. 
Борисов А.Б. Большой экономический словарь БЮДЖЕТ — (англ, budget — сумка) имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Чаще всего Б. составляется для учета количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия, но сущестзуют и Б. времени, в которых сопоставляется располагаемое время и расходуемое. Б. является основным инструментом проверки сбалансированности соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам которого составляется Б., различают государственный, региональный, местный (муниципальный), семейный (потребительский) Б. Правомерно говорить и о Б. предприятия, фирмы, составленном в форме баланса доходов и расходов.
Большая советская энциклопедия Бюджет (англ. budget, буквально — сумка), 1) роспись денежных доходов и расходов государства, составляемая на определенный срок. См. Бюджет государственный. Бюджетная система. 2) Всякий план доходов и расходов предприятия, учреждения, организации или отдельного лица (в денежном выражении) на определённый срок (см. в статье Бюджетное планирование). 3) Б. времени — распределение затрат времени (например, суток) по видам его использования у отдельных лиц, семей или групп населения (см. Бюджет времени).

 

Бюджет  в Российской Федерации есть ведущее  звено всей финансовой системы и  основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и  его структур. В бюджетах концентрируются  основные доходы и расходы государства  и других его общественно - территориальных  образований.

Бюджет  объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный и муниципальный  кредит, расходы) в их статике и  динамике, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное расходование. Бюджет как основная финансово-правовая и отправная  для бюджетной деятельности категория  по своей сущности многоаспектен, что находит свое отражение как в законодательстве, так и в научных формулировках.

Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях.

Государственному  бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью  распределительной функции бюджета  происходит распределение средств  на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями  экономического и социального развития регионов и отраслей.

Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета  работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое  оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства. Через  бюджет оказывается государственная  поддержка отдельным отраслям хозяйства авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим.

Такая поддержка зачастую связана с  реализацией высокоэффективных  и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

При распределении  финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета  осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В  условиях становления рыночных отношений  значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Контрольная функция бюджета позволяет через  формирование и использование фонда  денежных средств государства «сигнализировать»  о том, как поступают в доход  бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов  хозяйствования. Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, отражаемое в соответствующих  показателях бюджетных поступлений  и расходных назначений. Бюджетный  контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ