Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание

Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
 раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
 дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы бюджета
1.1 Понятие и сущность бюджета
1.2 Классификация бюджета
1.3 Понятие и сущность бюджетного устройства
2 Анализ бюджетного устройства России
2.1 История бюджетного устройства России
2.2 Структура бюджетной системы России
2.3 Принципы организации и функционирования бюджетной системы России на современном этапе
3 Проблемы и перспективы бюджетного устройства России на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам (конечная).docx

— 110.27 Кб (Скачать документ)

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный  для достижения политических или  военных целей. Бюджет такого государства  формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют  свои бюджетные и налоговые системы.

За более  чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная  система прошли путь от княжеской  казны и системы унитарного государства  до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ даёт следующее определение  бюджетной системы: Основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства. В настоящее  время бюджетная система РФ отражает некоторые особенности переходного  периода и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Например, в ней не урегулированы проблемы межбюджетных отношений.

 Распределительный  процесс осуществляется, как известно, в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. При стоимостном распределении участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д.

 Специфика  финансов состоит в том, что  распределительный процесс, осуществляемый  с их помощью, чрезвычайно многогранен,  охватывает как первичное распределение,  так и многочисленные стадии  перераспределения. Следовательно,  финансы выражают более общие  финансовые отношения, чем бюджет.

 Существование  бюджета в качестве самостоятельной  сферы распределения объективно  предопределено самим обществом,  развитие которого нуждается  в соответствующих централизованных  ресурсах.

 Централизация  денежных средств необходима  для организации бесперебойного  кругооборота фондов в масштабах  всего народного хозяйства для  обеспечения функционирования экономики.  Развитие экономики требует перераспределения  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов между составляющими  его звеньями в интересах достижения  оптимальной структуры производства.

 Существование  специфической бюджетной среды  стоимостного распределения обусловлено  также природой и функциями  государства. Именно оно нуждается  в централизованных средствах  для финансирования областей, развивающихся  ускоренными темпами, для проведения  социально-культурных мероприятий  в масштабах всего общества, решения  задач оборонного характера, покрытия  общих издержек государственного управления. Поэтому. Совокупность этих финансовых отношений выражается через экономическую категорию «государственный бюджет», объективная необходимость которой обуславливается потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

В государственном  бюджете реально воплощен принцип  финансовой централизации, который  осуществляется государством. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государству  обеспечивать запланированные темпы  и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его  отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.

 Благодаря  финансовой централизации денежные  средства сосредотачиваются на  решающих участках экономического  и социального развития, подготавливая  условия для успешной реализации  экономической и социальной политики  государства.

Как особая область стоимостного распределения  государственных бюджет выполняет  специфическое общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных  потребностей. За счет бюджетных средств  осуществляются затраты по расширению производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического прогресса  и достижения запланированных сдвигов  в отраслевой и территориальной  структуре общественного производства; образуются резервные фонды в  общегосударственном масштабе; покрываются  общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты  по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формированию фондов для содержания нетрудоспособных, расходы  по охране границ государства, содержанию армии, затраты, связанные с развитием  интеграции и т.д.

Итак, государственный  бюджет характеризуется следующими чертами:

Является  особой экономической формой распределительных  отношений, связанной с обособлением части стоимости общественного  продукта, национального дохода, валового внутреннего продукта в руках  государства и использованием ее на удовлетворение общегосударственных  потребностей;

 предназначен  для перераспределения стоимости  между отраслями народного хозяйства,  территориями страны, секторами  экономики, в отличие от финансов  хозяйствующих субъектов, опосредствующих  процесс создания и производственного  потребления стоимости и финансов  непроизводственной сферы, обслуживающих  потребление стоимости;

выражает  такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана  с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном «отрыве» от нее, в  то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются  с товарно-денежными;

 пропорции  и формы бюджетного распределения  стоимости общественного продукта  определяются потребностями расширенного  воспроизводства в целом и  задачами, стоящими перед обществом  на каждом историческом этапе  его развития;

область бюджетного распределения занимает центральное место в составе  финансов, выполняя ведущую роль по отношению к другим звеньям финансовой системы (финансам хозяйствующих субъектов, налогам и т.д.). 

     В итоге, делается вывод о том, что  бюджет - необходимый атрибут государства и основа его суверенитета.

     Бюджетная система – главное, самостоятельно существующее звено финансовой системы государства, определяющее денежную политику, централизующее финансы, являющееся одновременно экономической категорией и инструментом политики.

     Существует  множество видов, типов, классификаций  и определений бюджета, каждый из которых имеет свои особенности. Но, так или иначе, то, что бюджет является центральным звеном любой  экономической системы.

  
 
 

2. АНАЛИЗ  БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

2.1. ИСТОРИЯ  БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

     Исторически, появление бюджетного устройства уходит корнями в 14-15 вв., претерпевая множественные изменения, касающиеся трактовки, и шагая в ногу со временем понятие бюджетного устройства имеет современный вид.

Этапы становления  бюджетной системы 

Таблица 2.  

Период Краткое описание
Становление бюджетной системы в XV – начале XX вв. Годом рождения бюджетной системы России можно  признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский (ок. 1296–1340), получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское – символ верховной власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств.
   
Возникновение советской бюджетной системы.      Бюджетная система СССР просуществовала более  семидесяти лет. За это время она  прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и  годовые бюджеты составлялись как  единые. Такая централизация бюджетной  системы была вызвана крайне тяжелой  экономической и политической ситуацией  в стране. Порядок составления  единого бюджета сохранился и  после объединения советских  республик.
Бюджетная система в военные 1941-1945 годы      Великая Отечественная война 1941—45 потребовала  всемерной мобилизации материальных, людских и денежных ресурсов. Коренным образом изменилась структура расходов бюджета: ассигнования на оборону за годы войны составили 58,2 млрд. руб. (51% расходов). Для финансирования затрат, связанных с военными расходами и возмещением причинённых народному хозяйству потерь, были использованы, наряду с текущими доходами бюджета, накопленные в мирные годы бюджетные резервы и свободные ресурсы государственных предприятий и хозяйственных организаций.
Бюджетная система СССР в 1945-1980гг.      После окончания войны перед финансовой системой встали задачи, связанные  с переводом народного хозяйства  на мирные рельсы, его восстановлением  и дальнейшим развитием. В декабре 1947 была проведена денежная реформа  и отменена карточная система. Повысилась покупательная способность рубля и укрепилось денежное обращение, возросла роль стоимостных рычагов в народном хозяйстве — хозрасчёта, рентабельности, себестоимости. В 1948—50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система государственных дотаций. С марта 1950 исчисление советского рубля переведено на золотую основу и установлено его золотое содержание в 0,222168 г чистого золота. Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке. Для дальнейшего повышения роли советского рубля в 1961 был изменен масштаб цен, старые денежные знаки заменены новыми по соотношению 1:10.
Современная бюджетная система РФ      Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 28) бюджетная  система России основана на принципах:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
  • сбалансированности бюджетов;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджетов;
  • адресности и целевого назначения бюджетных средств.

     Несмотря  на самостоятельность каждого из бюджетов, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы РФ.


 

     Исторически восточные племена славян, как  и другие народы, вели набеги друг на друга. В начале набеги преследовали цель защиты места обитания и охоты. С усилением племен борьба велась за захват территорий соседних племен, за покорение, обложение данью и образование племенных союзов, первоначальные государственные образования восточных славян в виде союзов племен или княжеств образовались в IV-VII вв., т. е. задолго до образования первого устойчивого государства под названием «Киевская Русь». С образованием княжеств одним из источников княжеской казны становится военная добыча, выкуп или дань, собираемые с покоренных народов. Вначале они носили натуральную форму и собирались в виде продовольствия, птицы, скота, мехов, меда, воска и других предметов. К XX в. дань приобрела форму контрибуции. На территории восточных славян первое устойчивое государственное образование из состава русских племен исторически сложилось к 882 г. вокруг древнейшего города Киева.

     Государство было раннефеодальной монархией. Во главе его стоял великий князь, а во главе земель, входящих в  Киевскую Русь, стояли князья, которые  платили в казну великого князя  дань и другие подати. Великий князь  при себе имел совет (думу) из числа  знатных князей, уважаемых дружинников (воевод) и аппарат управления, который  ведал сбором дани и податей, взысканием штрафов в казну князя. Великий  князь и князья при себе имели  значительные по численности дружины, которые совместно с народным ополчением защищали границы княжеств и ходили в походы на другие княжества. Содержание великого князя, его дружины, аппарата управления, а равно и  других князей-феодалов осуществлялось частично за счет средств, собираемых с покоренных народов в виде дани и иных платежей. Казна великого князя и князей-феодалов являла собой  прообраз складывающейся бюджетной  системы государства. Следует отметить, что складывающаяся бюджетная система  имела одностороннюю направленность. Казна великого князя формировалась за счет двух источников:

     - доходов, поступающих из казны князей-феодалов

     - доходов, поступающих от подданных своего княжества.

     Казна же князя-феодала формировалась  за счет одного источника дохода, поступающего от подданных княжества. Великий  князь и князья средства казны  расходовали по своему усмотрению на собственные нужды княжества.

     Начиная с середины XII в. наблюдается значительное ослабление власти великого князя Киевского, начинается процесс образования  системы суверенизации княжеств, который продолжился до XV в. вплоть до образования централизованного Московского княжества. Феодальная раздробленность наложила свой отпечаток на систему формирования княжеской казны. Все средства, собираемые с подданных княжества, оставались в распоряжении князя-феодала. Князь лично устанавливал и закреплял размеры податей и повинностей, размеры платы за торговое дело, за аренду части усадьбы (земли), пошлины и штрафы. Начиная с XIII в. на Руси начала складываться система посошного обложения. Единицей обложения являлись соха, дым, двор, тягло. Все собранные средства с подданных поступали в княжескую казну и расходовались на содержание войска, строительство городов-крепостей, храмов, на содержание аппарата управления и семьи князя-феодала.

     С образованием Московского княжества  как централизованного государственного образования вновь начала складываться двухзвенная финансово-бюджетная  система, состоящая из великой княжеской  казны (бюджета государства) и местных  бюджетов, которые формировались  за счет княжеских налогов и местных  сборов. Доходы Московского князя (казны) составляли посошная подать, таможенные, соляные, кабацкие и другие сборы. С местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), гости (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др. За счет местной казны содержались царские наместники, волостители (уездные) и другие служащие, на которых возлагалось решение местных хозяйственных задач. В ходе реформ 1861 г. в России были созданы органы местного самоуправления — земства.

     В налоговой системе мирские повинности были переоформлены в земские  повинности и земские сборы, подушная подать с мещан заменена налогом  на недвижимое имущество, подушная подать с крестьян заменена на поземельный  налог, для кочевых народов введена  кибиточная подать, вместо винных откупов  введен акциз на производство спиртных напитков

     и введен промысловый налог (сбор за выдачу и оформление документов на право  заниматься торговлей и промыслами).

     В 1862 г. в России были разработаны правила  государственной отчетности по составлению, утверждению и исполнению государственных  финансовых средств, получивших название бюджетной реформы. Первая роспись  государственных доходов и расходов в России была составлена в 1863 г. Аналогичные  росписи стали составляться в  губерниях, уездах, земствах. Земства  ведали местными хозяйственными делами, дорогами, школами, больницами, социальной сферой. Для решения этих задач  в земствах формировались земские  бюджеты за счет земских повинностей  и сборов. Земские повинности взимались  со всех граждан земства и устанавливались  либо государством, либо губернскими  и уездными земствами. Земские сборы  взимались с земель, недвижимого  имущества, с промысловых патентов и устанавливались губернскими  и уездными земствами. Кроме того, источником земских доходов бюджета  были пособия из государственного бюджета, размер которых составлял до 25% общей  суммы земского бюджета.

     После Февральской революции 1917 г. бюджетная  система пришла в расстройство. При  Временном правительстве доходы и расходы производились на основании отдельных кредитов (иностранных займов).

Информация о работе Бюджетное устройство РФ