Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание

Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
 раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
 дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы бюджета
1.1 Понятие и сущность бюджета
1.2 Классификация бюджета
1.3 Понятие и сущность бюджетного устройства
2 Анализ бюджетного устройства России
2.1 История бюджетного устройства России
2.2 Структура бюджетной системы России
2.3 Принципы организации и функционирования бюджетной системы России на современном этапе
3 Проблемы и перспективы бюджетного устройства России на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам (конечная).docx

— 110.27 Кб (Скачать документ)

     Принцип самостоятельности бюджетов означает:

     -         право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

     -          право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом;

     -        право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы;

     -          право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

     -           недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

     -           право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

     -           недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

     -          недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

     Принцип равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований означает определение  бюджетных полномочий органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых  доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка  предоставления межбюджетных трансфертов  в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным  кодексом.

     Договоры  и соглашения между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие кодексу, являются недействительными.

     Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

     При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета.

     Принцип результативности и эффективности  использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета  не могут быть увязаны с определенными  доходами бюджета и источниками  финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

     -         субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы;

     -         средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

     -         добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

     -         расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

     -         расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

     -         отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

     Принцип прозрачности (открытости) означает:

     -         обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

     -         обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образовани), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

     -         стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

     Секретные статьи могут утверждаться только в  составе федерального бюджета.

     Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

     Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

     Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных  средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

     Главные распорядители (распорядители) бюджетных  средств не вправе распределять бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств распорядителям и получателям  бюджетных средств, не включенным в  перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса.

     Распорядитель и получатель бюджетных средств  могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

     Подведомственность  получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента, Правительства, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

     Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление  всех кассовых выплат с единого счета  бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми  актами органов государственной  власти, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством  Российской Федерации.

     Данные  принципы приведены в соответствии с Бюджетным кодексом.

     Хочу  отметить, что существуют различные точки зрения на то сколько должно быть принципов функционирования бюджетной системы и каких. Встречается точка зрения, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести к принципам построения системы. Некоторые авторы добавляют к данному списку принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, при этом относя остальные принципы либо к бюджетному процессу, либо к механизму бюджетного финансирования. Таким образом данная тема является достаточно дискуссионной.

     В современных условиях экономической  действительности, необходимо отметить, что бюджетное устройство нуждается  в реформировании. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять. совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста. 
 
 
 

     3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЮДЖЕТНОГО  УСТРОЙСТВА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ.

     Важной  проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр  сложившихся отношений между  бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с трехуровневой  бюджетной системой, для России чрезвычайно  актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах  бюджетного федерализма, под которым  понимается система налогово-бюджетных  взаимоотношений органов власти и управления различных уровней  на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:

      1. Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.);

      2. Законодательное разграничение  бюджетной ответственности и  расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами  власти и управления;

      3. Соответствие финансовых ресурсов  органов власти и управления  выполняемым ими функциям (обеспечение  вертикального и горизонтального  выравнивания доходов нижестоящих  бюджетов);

      4. Нормативно-расчетные (формализованные)  методы регулирования межбюджетных  отношений и предоставления финансовой  помощи;

      5. Наличие специальных процедур  предотвращения и разрешения  конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

       Конкретные же воплощения концепции  бюджетного федерализма опираются  на определенное сочетание двух  взаимодополняющих тенденций: конкуренции  между региональными органами  на “рынке” социальных услуг,  с одной стороны, и выравнивания  условий этой конкуренции и  обеспечения на всей территории  страны общенациональных минимальных  стандартов - с другой.

     Основные  цели и задачи бюджетной политики:

Информация о работе Бюджетное устройство РФ