Бюджет и бюджетное устройство РФ на современном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного устройства) Российской Федерации.

Содержание

Введение ............................................................................................................. 3
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации ..............................................................................................................
4
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации ...................................................................
4
1.2. Принципы бюджетной системы ............................................................ 6
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов .............................................................................................
8
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации ..........................................................................................................
11
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации ....................................
11
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации .......................................
11
2.3. Местные бюджеты ..................................................................................
13
3. Бюджетный процесс и его стадии ............................................................... 14
3.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс ..............................
14
3.2. Составление проектов бюджетов .........................................................
16
3.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов .............................................
18
3.4. Исполнение бюджетов ..........................................................................
20
3.5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение ... 22
Заключение ......................................................................................................... 23
Список литературы ............................................................................................ 24

Работа состоит из  1 файл

КР Бюджет.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО 

Четырнадцатый факультет дистанционного обучения (Сормово)

специальность: «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)»

дисциплина: «Финансы и кредит» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: «Бюджет и бюджетное устройство РФ на современном рынке» 
 

                  Курсовую  работу выполнил:

                  студент гр. 14-33ЭУ/3

                  Проверил:

                  ________________________ 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

г. Нижний Новгород

2009 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ............................................................................................................. 3
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное  устройство Российской Федерации  ..............................................................................................................  
4
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации ...................................................................  
4
1.2. Принципы  бюджетной системы ............................................................ 6
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов .............................................................................................  
8
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации ..........................................................................................................  
11
    2.1. Федеральный  бюджет Российской Федерации  ....................................
11
    2.2. Бюджеты субъектов  Российской Федерации .......................................
11
    2.3. Местные бюджеты  ..................................................................................
13
3.  Бюджетный процесс и его стадии ............................................................... 14
    3.1.  Бюджетное  планирование и бюджетный процесс  ..............................
14
    3.2.  Составление  проектов бюджетов .........................................................
16
    3.3.  Рассмотрение  и утверждение бюджетов .............................................
18
    3.4.  Исполнение  бюджетов ..........................................................................
20
    3.5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение ... 22
Заключение ......................................................................................................... 23
Список  литературы ............................................................................................ 24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Важную  роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее немаловажных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

       Экономические и политические реформы, проводимые в России также не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

       Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

     Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного устройства) Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. бюджетная система  И Бюджетное устройство

Российской  Федерации

  1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации

    Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

    Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и  взаимоотношений между членами  общества определяют и особенности финансовой системы. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

    Кардинальные  изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

      БК РФ дает следующее определение  бюджетной системы: “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

    Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

    Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в  унитарных государствах бюджетная  система имеет два уровня - государственный  бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

    Бюджетное законодательство РФ содержит понятие  “консолидированный бюджет” - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Принципы  бюджетного устройства.

       Принципы  бюджетного устройства в Российской Федерации:

  1. Единство бюджетной системы РФ – это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
  2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
  3. Самостоятельность бюджетов – это наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное определение направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления.
  4. Полнота отражения доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджета подлежат отражению в бюджетах в их полном объеме.
  5. Сбалансированность бюджета – объем предусмотренных бюджетных доходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
  6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств. При составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
  7. Общее (совокупное) покрытие расходов. Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  8. Гласность – обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
  9. Достоверность бюджета – реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  10. Адресность и целевой характер бюджетных средств. Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных целей.

       Консолидированный бюджет РФ представляет собой федеральный  бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти.

       Советы  министров республик в составе  РФ, исполнительные органы субъектов  Федерации составляют свои консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

       Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

       Доходная  часть территориальных бюджетов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих  доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

       Закрепленные  доходы – это доходы, поступающие  полностью в соответствующие бюджеты.

       Регулирующие  доходы – это средства, предаваемые  из вышестоящего звена бюджетной  системы нижестоящему бюджету сверх  закрепленных доходов для покрытия его расходов; зачисляют в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

       Основная  часть налоговых доходов субъектов  РФ и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулируемых доходов.

       Дотации – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой  сумме для сбалансирования нижестоящих стоящих бюджетов при их дефиците.

       Субвенции – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим  бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.

       Кредитные ресурсы – это средства, передаваемые  на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или без них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов.

    Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей  бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Информация о работе Бюджет и бюджетное устройство РФ на современном рынке