Бюджетное устройство РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 04:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы - поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Содержание

Введение
Бюджетное устройство Республики Беларусь
1.1 Понятие бюджетного устройства и его состав
1.2 Бюджетная система Республики Беларусь.
1.2.1 Республиканский бюджет
1.2.2 Местные бюджеты
2. Особенности государственного бюджета
Республики Беларусь на современном этапе.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное устройство Республики Беларусь.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение

  1. Бюджетное устройство Республики Беларусь

    1.1 Понятие бюджетного  устройства и его  состав

      1.2 Бюджетная система  Республики Беларусь.

         1.2.1 Республиканский  бюджет

         1.2.2 Местные бюджеты

     2. Особенности государственного бюджета

         Республики Беларусь  на современном  этапе.

Заключение

Список  литературы

Приложение 1

Приложение 2 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Определяющую  роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, также не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Содержание бюджета Республики Беларусь на 2005 г. показывает реальные приоритеты государства, механизм использования средств для достижения поставленных целей, характер планируемой экономической политики.

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы - поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

При анализе  использовались конкретные показатели бюджета, отраженные в Законах о  бюджете Республики Беларусь на 2004 и 2005 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа, монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам. Также использовалась литература, посвященная этому вопросу и видения путей его развития. В частности были использованы и проанализированы  работы Сэмуэльсона и Нордхауса, Сорокиной,  Дорнбуша  и Фишера, Ковалевой,  Яндиева и других авторов, чьи работы затрагиват вопрос о составе и механизме функционирования государственного бюджета.

     В учебном пособии "Государственный бюджет" под редакцией М.И. Ткачук бюджетом называется "...основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств".

     В "Основах теории финансов" под редакцией Л.А. Дробозиной  бюджет рассматривается как "основной  централизованный фонд денежных  средств".

     Наиболее точным определением  бюджета является приведенное  Т.В. Сорокиной в книге "Бюджетный процесс Республики Беларусь": "Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета".

     Что касается законодательных  актов, то в них еще более  игнорируется природа бюджетных отношений.

     Закон Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных   внебюджетных   фондах"   в   разделе   "Основные   термины   и определения"     представляет    бюджет    как     "основной     финансовый     план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц...". Таким образом, в различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Бюджетное устройство  Республики Беларусь 

    1.1 Понятие бюджетного  устройства и его  состав

Финансовые  отношения,  складывающиеся у государства  с предприятиями,  организациями,  учреждениями  и  населением, называются бюджетными.  Специфика этих отношений  как части финансовых состоит  в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) , и,   во-вторых,  связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим  многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках  государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан,  решения оборонных задач,  покрытия общих издержек государственного управления.

Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного   бюджета - определяющего финансового плана в  жизни государства.  По   экономической   сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств.  Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи  экономической формой существования  реальных, объективных распределительных  отношений, выполняя специфическое  общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных  структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. К числу ее особенностей относятся следующие:

-государственный  бюджет является особой экономической  формой перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества  и  отдельных  его  государственно-территориальных формирований ;

-с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода, реже - национального  богатства между отраслями  народного  хозяйства,  территориями  страны,  сферами общественной деятельности;

-пропорции   бюджетного  перераспределения   стоимости определяются потребностями  расширенного воспроизводства в  целом и задачами, стоящими перед  обществом на каждом историческом этапе его развития;

-область  бюджетного распределения занимает  центральное место в составе  государственных финансов, что обусловлено  ключевым положением бюджета  по сравнению с другими звеньями.

Сущность  государственного  бюджета  как  экономической категории реализуется через его функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода); контрольную (движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);  и регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику).

Государственный бюджет является исторической категорией, появившейся с возникновением государства и развитием товарно-денежных отношений, он задействован в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому сущность бюджета как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др. К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др. Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности. 

     1.2 Бюджетная система  Республики Беларусь.

     Центральное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, которая представляет собой совокупность отдельных самостоятельных бюджетов регионов, объединенных в государственном бюджете. 

     Структура бюджетной системы 

       

     Вышестоящий бюджет – бюджет вышестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно – территориальной единицы.

     Нижестоящий бюджет – бюджет нижестоящей административно – территориальной единицы по отношению к  бюджету вышестоящей административно – территориальной единицы.

     Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей территориально – административной единицы.

     Консолидированный бюджет района (бюджет района) составляют бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет.

     Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет.

     Чрезвычайный  бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь может вводиться в случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.

     Бюджетная система основывается на принципах  единства, самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех бюджетов. 

     Принципы  бюджетной системы  в Республике Беларусь

       

     Единство  бюджетной системы обеспечивается единой экономической и политической основой. Это выражается в том, что финансовые ресурсы бюджетов всех уровней формируются в основном за счет поступлений из сферы материального производства по единому налоговому законодательству. Политической основой является единство политики на всех уровнях власти в республике.

     Единство  бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, общим порядком составления и исполнения бюджетов. Оно заключается в предоставлении необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего уровня на следующий для составления сводов бюджетов Республики Беларусь.

     Кроме того, взаимодействие бюджетов всех уровней  осуществляется через использование  регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Информация о работе Бюджетное устройство РБ