Бюджетное устройство РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 04:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы - поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Содержание

Введение
Бюджетное устройство Республики Беларусь
1.1 Понятие бюджетного устройства и его состав
1.2 Бюджетная система Республики Беларусь.
1.2.1 Республиканский бюджет
1.2.2 Местные бюджеты
2. Особенности государственного бюджета
Республики Беларусь на современном этапе.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное устройство Республики Беларусь.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

     Правительство Республики Беларусь разрабатывает  и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент Республики Беларусь отчет об исполнении республиканского бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента Республики Беларусь не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового (бюджетного) года по такой же структуре, что и утвержденный бюджет за соответствующий год.

     Отчет об исполнении республиканского бюджета  утверждается законом Республики Беларусь.

     Проект  закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год рассматривается  Парламентом Республики Беларусь до рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

     1.2.2 Местные бюджеты

     К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

     Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь.

     Доходы  местных бюджетов

     Местные Советы депутатов вправе устанавливать  зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     К собственным источникам доходов  бюджета относятся:

     источники доходов, закрепленные законодательством  Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;

     дополнительные  источники доходов, устанавливаемые  самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства. Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

     Состав  и размеры части республиканских  налогов и других обязательных платежей, зачисляемых в бюджеты областей и города Минска, устанавливаются ежегодно в законе о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый (бюджетный) год.

     Распределение части республиканских налогов  и других обязательных платежей между  областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.

     Распределение части республиканских налогов  и других обязательных платежей между  районными бюджетами, бюджетами  городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советами депутатов.

     Расходы  местных бюджетов

     Местные Советы депутатов самостоятельно в  пределах своих полномочий определяют направления использования средств  местных бюджетов, за исключением  переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.

     Основные  направления расходования средств  местных бюджетов:

     капитальные вложения по объектам, относящимся  к коммунальной собственности, экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;

     региональные  мероприятия по социальной защите населения;

     учреждения  социально – культурной сферы  местного подчинения ;

     содержание  местных органов государственной  власти и государственного управления;

     содержание  правоохранительных органов, находящихся в подчинении местных Советов депутатов;

     возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов;

     другие  мероприятия и программы регионального  и межрегионального значения.

     В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные  фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов.

     Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся  у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

     Составление, рассмотрение и утверждение  местных бюджетов

     Каждый  местный Совет депутатов самостоятельно формирует свой бюджет, базируясь на:

     закрепленных  источниках доходов;

     нормативах  отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решениями местных Советов депутатов для соответствующих бюджетов;

     дополнительных  источниках, установленных местными Советами депутатов;

     суммах  дотаций, субвенций и субсидий, получаемых из вышестоящих бюджетов;

     потребности в расходах на финансирование мероприятий  по экономическому и социальному развитию.

     Порядок и сроки составления местных  бюджетов устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами. Составление местных бюджетов производится местными финансовыми органами (бюджетов городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов - исполнительными и распорядительными органами) на основании прогнозных показателей по доходам и расходам местных бюджетов и получаемых соответственно от Министерства финансов или вышестоящих исполнительных и распорядительных органов прогнозных расчетных показателей, принятых для определения нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в эти бюджеты, сумм дотаций.

     Составленные  проекты местных бюджетов вносятся для рассмотрения в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы. Одновременно представляются предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.

     Исполнительные  и распорядительные органы рассматривают проекты местных бюджетов (областного, районного, городского бюджета, бюджета поселка городского типа и сельсовета) и нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и представляют соответствующим местным Советам депутатов.

     В утвержденном местным Советом депутатов  бюджете устанавливаются:

     доходы  местного бюджета в общей сумме  и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;

     расходы местного бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;

     превышение  доходов над расходами бюджета  или расходов над доходами бюджета (дефицит бюджета), источники финансирования дефицита бюджета;

     размеры резервных и целевых бюджетных  фондов, а также размер оборотной кассовой наличности;

     размер  дефицита нижестоящего бюджета в  пределах уровня, утвержденного вышестоящим местным Советом депутатов;

     нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.

     Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

     Местные бюджеты исполняются в соответствии с бюджетной росписью, которая составляется местными финансовыми органами или соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами согласно утвержденному бюджету.

     Исполнительные  и распорядительные органы городов  с районным делением могут предоставлять право исполнения городского бюджета в части финансирования бюджетных учреждений и организаций, расположенных на территории районов в городе, местным администрациям районов в соответствии со сметами расходов, утвержденными в установленном порядке.

     В случае возникновения временных  кассовых разрывов при исполнении местных  бюджетов по ходатайствам местных исполнительных и распорядительных органов могут быть выданы займы и ссуды из областных и районных бюджетов соответствующим исполнительным и распорядительным органам. Возврат полученных займов и ссуд производится в пределах текущего финансового (бюджетного) года.

     Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению производится местными финансовыми и налоговыми органами.

     Отчет об исполнении областного бюджета, бюджета  города Минска, районного, городского (города областного подчинения) бюджета составляется местными финансовыми органами и представляется соответствующему местному исполнительному и распорядительному органу. Отчет об исполнении бюджета города районного подчинения, поселка городского типа и сельсовета составляется соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются соответствующему вышестоящему финансовому органу.

     Отчеты  об исполнении местных бюджетов представляются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в установленные ими сроки. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении местного бюджета производятся местным Советом депутатов в установленном порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности государственного  бюджета Республики  Беларусь на современном  этапе. 

     Республика  Беларусь является унитарным государством, и этому типу государственного управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты.

     В настоящее время в республике функционируют 1664 местных бюджета, которые являются финансовой базой регионов и обеспечивают осуществление мероприятий по их социально-экономическому развитию.

     Из  местных бюджетов финансируются  объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также транспорт, дорожное хозяйство, благоустройство населенных пунктов, развитие рыночной инфраструктуры и др. Около 70% расходов государства на социально-культурную сферу несут местные бюджеты.

     Бюджеты всех уровней связаны между собой  сложными отношениями, регулирующими бюджетные потоки в процессе распределения государственных доходов и расходов, - межбюджетными отношениями.

     В Республике Беларусь межбюджетные отношения  строятся на основе существующего разделения между территориальными уровнями власти следующих функций:

      - регулирования социально-экономического  развития общества;

      - оказания различного рода общественных  услуг (услуги социального назначения – здравоохранения, просвещения, культуры; услуги инфраструктуры – связь, транспортное сообщение, энергообеспечение и др).

     Современные дискуссии по вопросам регулирования  бюджетных потоков в основном сосредоточены вокруг проблем распределения доходов между бюджетами различных уровней. Меньше внимания уделяется распределению расходных функций органов власти. В работах, посвященных анализу этих проблем, чаще всего предлагается увеличить налоговые поступления в региональные бюджеты. К этому стремятся и местные органы власти, требуя расщепления регулирующих налогов в свою пользу. В результате происходит распыление республиканской финансовой помощи регионам.

     В настоящее время доходы местных бюджетов формируются из следующих каналов поступлений: собственных (муниципальных) доходов, налогов и сборов; закрепленных за местными бюджетами налогов и доходов; отчислений от общереспубликанских налогов и доходов. Дополнительно в республиканском бюджете предусматриваются средства, безвозмездно передаваемые местным бюджетам, с целью оказания им финансовой помощи.

Информация о работе Бюджетное устройство РБ