Бюджетное устройство РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 04:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы - поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Содержание

Введение
Бюджетное устройство Республики Беларусь
1.1 Понятие бюджетного устройства и его состав
1.2 Бюджетная система Республики Беларусь.
1.2.1 Республиканский бюджет
1.2.2 Местные бюджеты
2. Особенности государственного бюджета
Республики Беларусь на современном этапе.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное устройство Республики Беларусь.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

     Перераспределение доходов между отдельными видами бюджетов путем передачи средств (сверх собственных и закрепленных доходов) вышестоящими бюджетами нижестоящим и составляет содержание бюджетного регулирования.

     В настоящее время для сбалансирования  доходов и расходов местных бюджетов республики используются следующие методы:

      - дотации (безвозмездная передача  средств из вышестоящего бюджета для покрытия дефицита нижестоящего бюджета);

      - субсидии, субвенции (безвозмездное  целевое финансирование расходов  нижестоящих бюджетов за счет средств вышестоящих);

      - взаимозачеты (выделение средств  нижестоящим бюджетам на покрытие  затрат, связанных с передачей им расходных функций);

      - ссуды из вышестоящих бюджетов;

      - трансферты (оказание финансовой  помощи из средств фонда финансовой  поддержки регионов).

     Действующий механизм бюджетного субсидирования имеет  серьезный недостаток. Он состоит в том, что сфера действия каждой из названных выше форм, их сочетание, объемы перераспределяемых с их помощью финансовых ресурсов в каждом конкретном случае определяются по-разному, индивидуально. В результате влияния этих методов оказывается разнонаправленным, что, как правило, приводит к администрированию и субъективизму в принятии решений.

     Поэтому необходимо разработать единые подходы  к организации всех видов финансовой помощи, в максимальной степени реализовав потенциал их целенаправленного воздействия на экономику региона. Оказывать финансовую помощь регионам требуется так, чтобы повышать заинтересованность органов государственной власти на местах в расширении собственной доходной базы, развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразований в экономике регионов.

     Считается, что в странах с рыночной экономикой несбалансированность бюджетов – обычное  явление, поскольку бюджеты включены в состав участников рынка капиталов и подчиняются законам рынка. Поэтому существующая в настоящее время в Республике Беларусь множественность межбюджетных денежных потоков вполне естественна для условий переходной экономики.

     Министерство  финансов Беларуси исполнило республиканский  бюджет за  январь-ноябрь 2004 года с  профицитом 417 млрд.бел.руб., или 0,9% к  ВВП. За январь-ноябрь 2004 года в доходы республиканского бюджета (с учетом фонда социальной защиты населения и целевых бюджетных фондов) поступило 12,767 трлн.бел.руб., что составляет 94,5% плана на год (без учета проведенной в декабре корректировки). Расходы республиканского бюджета за этот период составили 12,35  трлн.бел.руб., или 85,4% плана на год.Превышение бюджетных доходов над расходами специалисты Минфина объясняют накопившимися остатками средств на счетах Фонда социальной защиты населения и опережающими поступлениями НДС и налога на прибыль. Так, в целом по налоговым источникам дохода в бюджет поступило 5,477 трлн.бел.руб.(97,4% годового плана). В том числе   поступления налога на прибыль составили 127% годовых назначений, НДС - 99,9% плана на год. При этом отмечается недопоступление налоговых платежей от внешнеэкономической деятельности - за январь-ноябрь 79,5% плана на год. В структуре основных расходов республиканского бюджета на  финансирование национальной обороны направлено 403,7 млрд.бел.руб.(94,2% плана на год), правоохранительных органов - 669,8 млрд.бел.руб. (93,5%), органов госуправления - 241,5 млрд.бел.руб.89%), ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС - 426,7 млрд.бел.руб. (92,7%). Расходы республиканского бюджета за этот период на образование составили 449,9 млрд.бел.руб. (85,3%), здравоохранение - 401,9 млрд.бел.руб. (88,1%), обслуживание госдолга- 201,1 млрд.бел.руб. (80,3%), на капвложения государства - 260,4 млрд.бел.руб. (85,5%), на поддержку предприятий - 120,8 млрд.бел.руб. (89,5%). Расходы целевых бюджетных фондов профинансированы в объеме 1,676 трлн.бел.руб. (87,2%), фонда социальной защиты населения - на 4,652 трлн.бел.руб. (85,6%). Таким образом республиканский бюджет в 2004 году с точки зрения доходов и финансирования мероприятий, в целом  исполнялся вполне благополучно. Доходы бюджета по сравнению с запланированными в законе о бюджете были превышены более чем на 600 млрд.бел.руб. Поступивших в бюджет доходов достаточно для исполнения всех обязательств по социальной политике, строительству  жилья и социальных объектов, обслуживанию госдолга и внешним займам             предприятий под гарантии правительства. "Бюджетный год закончился лучше, чем в 2003 году, некоторые ресурсы 2004 года можно было  использовать и в январе 2005 года.

          Перечень местных налогов и сборов остался прежним и устанавливается ст.10 Закона о бюджете на 2005 год. В него включены: налог с продаж товаров в розничной торговле по ставке 5% для отечественных товаров и 15% для товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь (кроме товаров, ввозимых из Российской Федерации); налог на услуги по ставке 10% выручки от реализации плательщиками услуг; целевые сборы по ставкам, устанавливаемым местными органами в размере, не превышающем (по совокупности) 4% налоговой базы; сборы с пользователей по ставкам, устанавливаемым в зависимости от объекта налогообложения в процентах от налоговой базы и (или) в размерах, кратных базовой величине; сбор с заготовителей по ставкам, устанавливаемым в зависимости от вида заготовленной (закупленной) продукции в размере, не превышающем 5% налоговой базы; курортный сбор по ставкам, устанавливаемым в зависимости от вида санаторно-курортного и оздоровительного учреждения в размере, не превышающем 3% налоговой базы; сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска по ставкам, предельные размеры которых должны быть установлены отдельным решением Президента Республики Беларусь; налог на приобретение бензина и дизельного топлива по ставке в размере 10% стоимости бензина и дизельного топлива.

     По  данным Министерства финансов Республики Беларусь доходы республиканского бюджета  Беларуси за январь-июнь 2005 года составили  более 10,3 трлн. рублей, или 56,2 % годового плана.

     По итогам I полугодия текущего года по основным доходным источникам исполнение бюджета происходит выше расчетных финансовых показателей. Во многом этому способствовали переход Беларуси на взимание НДС по принципу страны назначения во взаимной торговле с Российской Федерацией, улучшение общей экономической ситуации в хозяйственной сфере и финансовых показателей ее работы, увеличение объемов производства в реальном секторе экономики, рост белорусского экспорта.

     В Республике  Беларусь в 2006 году предусматривается  создание условий для стабильного развития и роста экономики республики, обеспечение уровня поступлений в бюджет, достаточного  для осуществления государственных расходов и регулирования социально-экономических процессов. Проект консолидированного бюджета на 2006 год   сформирован на основе прогноза важнейших показателей социально-экономического развития и параметров  денежно-кредитной политики на 2006 год. Общая сумма доходов консолидированного бюджета, включая средства Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), прогнозируется в объеме 34176,1 млрд. рублей, или 46,2 процента ВВП. Объем доходов консолидированного бюджета без учета средств ФСЗН, как ожидается, составит  25993,7 млрд. рублей (35,1 процента ВВП) и возрастет по отношению к ожидаемому исполнению консолидированного  бюджета 2005 года на 19,2 процента. Основными источниками доходов консолидированного бюджета в 2006 году будут являться налог на добавленную                         стоимость, налоги на доходы и прибыль, подоходный налог,  доходы от внешней торговли и внешнеэкономических  операций, акцизы. Ожидается, что общая сумма доходов по проекту республиканского бюджета на 2006 год (включая средства  ФСЗН) составит 23976,8 млрд. рублей и возрастет по отношению к ожидаемому исполнению республиканского бюджета 2005 года на 19,2 процента. При формировании расходов бюджета на 2006 год в основу  положены стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития страны, определенные в Послании Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию, и вытекающие из него  задачи, сформулированные в проекте Концепции Программы                        социально-экономического развития Республики Беларусь на  2006 – 2010 годы.В бюджете предусматриваются ассигнования, которые  обеспечат повышение заработной платы работникам  бюджетной сферы к концу 2006 года до размера, эквивалентного 250 – 260 долларам США. Размер среднемесячной ставки первого тарифного разряда составит 63 тыс. рублей, среднемесячной заработной платы  работников бюджетной сферы – около 560 тыс. рублей, при этом будет обеспечен прогнозный показатель по реальному росту заработной платы (110 процентов). В абсолютном  выражении заработная плата работников бюджетной сферы возрастет в 2006 году более чем в 1,2 раза. В проекте консолидированного бюджета на 2006 год бюджетные ассигнования на выплату заработной платы и                         начисления (не включая средства ФСЗН) составляют 8233,4 лрд. рублей и возрастают против ожидаемого исполнения за 2005 год на 21,9 процента.

       Общая сумма доходов консолидированного бюджета на 2006 год, включая средства Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), прогнозируется в объеме 33 трлн. 576,6 млрд.,или 45,6% валового внутреннего продукта.

     Объем доходов консолидированного бюджета  без учета средств фонда, как ожидается, составит 25 трлн. 394,2 млрд. (34,5% ВВП) и возрастет по отношению к ожидаемому исполнению бюджета 2005 года на 12%.  
Такие параметры закладываются в проект бюджета на 2006 год. Ожидается, что общая сумма доходов по проекту республиканского бюджета на 2006 год, включая средства Фонда соцзащиты населения, составит  
24 трлн. 385,3 млрд. и возрастет по сравнению с ожидаемым исполнением республиканского бюджета 2005 года на 20,8%.  
 
 


Информация о работе Бюджетное устройство РБ