Устройство ВАЗа 2105

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:15, курс лекций

Описание

Курс лекций с картинками и кратким описанием по устройству ВАЗа 2105

Работа состоит из  1 файл

2105.docx

— 2.09 Мб (Скачать документ)

Износ резинометаллических  шарниров является одной из причин невозможности регулировки развала  колес, когда удалены все шайбы  из-под оси нижнего рычага. 
 
Зазор в верхних шаровых шарнирах

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием, поднимите правую переднюю часть автомобиля и снимите колесо.

2. Подставьте под нижний шаровой шарнир деревянную колодку 10 (см. рис. Замер зазора в верхнем шаровом шарнире приспособлением 02.8701.9500) высотой 190 мм и опустите на нее автомобиль.

3. Установите втулку 9 на гайку ближайшего к кожуху болта крепления верхнего шарнира, наденьте на втулку осно

ание 8 и слегка закрепите  его винтом 4.

4. Передвигая приспособление 02.8701.9500, установите рычажок 3 в вертикальное положение так, чтобы его нижний конец упирался в защитный кожух 2 тормоза, и затяните винт 4.

5. Установите в стойку основания 8 индикатор 7 до упора его ножки в рычажок 3 с натягом 2–3 мм и затяните болт 6.

6. Прикрепите кронштейн 16 к ступице 15 двумя болтами крепления колеса, наденьте динамометрический ключ 1 на шестигранную головку оси кронштейна 16 и моментом 196 Н·м (20 кгс·м), поверните кл

ч к автомобилю и от него, оба показания индикатора суммируйте. Суммарные показания индикатора не должны превышать 0,8 мм.

7. Повторите операции для подвески левого переднего колеса.



Состояние нижних шаровых шарниров

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием и, подняв правую переднюю часть автомобиля, снимите колесо.

2. Поставьте под ступицу 1 (см. рис. Схема проверки нижних шаровых шарниров) деревянную колодку 5 высотой 280 мм и опустите на нее автомобиль, очистите нижнюю часть шарнира от пыли и грязи и выверните коническую пробку.

3. Замерьте глубиномером штангенциркуля 4 расстояние h как показано на схеме.

4. Повторите операции для подвески левого пер

днего колеса.

5. Если hі 11,3 мм, снимите шарнир с автомобиля и тщательно осмотрите. На корпусе шарнира не должно быть трещин, а в смазке – грязи. При наличии грязи в смазке, трещин на корпусе шарнира, а также при hі 11,8 мм – замените шарнир.



 
Состояние элементов передка  кузова 

Состояние элементов передка  кузова проверяйте, как указано в подразделе 10.8.1.

 

Передняя подвеска

Передняя подвеска

 

1 – подшипники  ступицы переднего колеса;  
2 – колпак ступицы;  
3 – регулировочная гайка; 
4 – шайба;  
5 – цапфа поворотного кулака; 
6 – ступица колеса;  
7 – сальник;  
8 – тормозной диск; 
9 – шаровой палец верхней опоры; 
10 – поворотный кулак; 
11 – защитный чехол шарового пальца;  
12 – подшипник верхней опоры;  
13 – верхний рычаг подвески;  
14 – корпус подшипника верхней опоры;  
15 – буфер хода сжатия;  
16 – кронштейн буфера хода сжатия;  
17 – опорный стакан амортизатора;  
18 – подушки крепления амортизатора;  
19 – шайба подушки;  
20 – изолирующая прокладка пружины подвески;  
21 – верхняя опорная чашка пружины подвески;  
22 – ось верхнего рычага подвески;  
23 – внутренняя втулка шарнира;  
24 – наружная втулка шарнира,  
25 – резиновая втулка шарнира;  
26 – опорная шайба;  
27–28 – регулировочные шайбы;

29 – кронштейн  крепления поперечины к лонжерону  кузова;  
30 – поперечина передней подвески; 
31 – кронштейн крепления штанги стабилизатора;  
32 – подушка штанги стабилизатора;  
33 – штанга стабилизатора;  
34 – лонжерон кузова;  
35 – ось нижнего рычага; 
36 – нижний рычаг подвески;  
37 – болты крепления оси нижнего рычага; 
38 – пружина подвески;  
39 – обойма крепления штанги стабилизатора;  
40 – амортизатор; 
41 – болт крепления амортизатора;  
42 – гайка крепления штанги амортизатора к рычагу подвески;  
43 – кронштейн крепления амортизатора к нижнему рычагу подвески;  
44 – нижняя опорная чашка пружины подвески;  
45 – обойма вкладыша нижней опоры;  
46 – корпус подшипника нижней опоры;  
47 – вкладыш обоймы шарового пальца;  
48 – подшипник нижней опоры;  
49 – шаровой палец;  
50 – ограничитель доворота передних колес


Передняя подвеска независимая, на двух поперечных рычагах с каждой стороны, с витыми цилиндрическими  пружинами, с телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. 
 
Верхний 13 и нижний 36 рычаги подвески соединены с поворотным кулаком 10 шаровыми шарнирами. Верхний шаровой шарнир 14 крепится тремя болтами к верхнему рычагу подвески. В корпусе шарнира расположен подшипник 12, основа которого смола, а поверхность трения – тефлоновая ткань, плотно облегающая сферическую поверхность пальца 9. Детали шарнира защищены от загрязнения армированным чехлом 11. Конусная часть пальца заходит в коническое отверстие поворотного кулака и крепится самоконтрящейся гайкой. 
 
Нижний шаровой шарнир 45 соединен с поворотным кулаком и рычагом подвески аналогично с верхним шарниром. В корпусе 46 шарнира расположен палец 49 с полусферической головкой. На стержень пальца надет металлокерамический подшипник 48 с полусферической поверхностью. В нижнюю часть корпуса вставлен с натягом вкладыш 47, изготовленный из маслостойкой резины. На поверхность вкладыша, контактирующей с полусферой пальца 49, нанесен пластмассовый слой (смесь нейлона с сульфидом молибдена). В нижней части корпуса шарнира имеется отверстие, через которое смазывается шарнир. Оно закрывается пробкой. 
 
Верхний рычаг 13 подвески соединяется осью 22 со стойкой передка кузова, а нижний рычаг 36 при помощи оси 35 подвешен болтами 37 к поперечине 30 подвески, которая крепится кронштейнами 29 к лонжеронам. Между осью нижнего рычага и поперечиной установлены дистанционные 28 и регулировочные 27 шайбы. Изменением количества шайб 27 регулируют продольный угол наклона оси поворота и угол развала передних колес. Оба рычага подвески соединяются с осями через резинометаллические шарниры, обеспечивающие беззазорное соединение этих деталей. Такой шарнир включает в себе резиновую втулку 25, наружную 24 и внутреннюю 23 металлическую втулки. Между шарниром и гайкой устанавливается упорная шайба 26.  
 
Пружина 38 своим верхним концом упирается через опорную чашку 21 с резиновой прокладкой 20 на стойку передка кузова. Нижний конец пружины опирается в опорную чашку 44 нижнего рычага. По длине под нагрузкой 435 кгс пружины передней подвески сортируются на группы А и Б. Пружины группы А маркируются желтой краской по внешней стороне витков, а пружины группы Б – зеленой. Ход переднего колеса вверх ограничивается упором верхнего рычага 13 в резиновый буфер 15, установленный в кронштейне 16.  
 
Боковой крен кузова при повороте автомобиля уменьшается стабилизатором поперечной устойчивости, выполненным в виде штанги 33 из пружинной стали. Концы штанги прикреплены к кронштейнам нижних рычагов подвески обоймами 39 через резиновые подушки 32. Сама штанга крепится к лонжеронам 34 двумя кронштейнами 31, в отверстиях которых расположены резиновые втулки. К нижним рычагам подвески крепятся амортизаторы 40. Шток амортизатора проходит через отверстие опорного стакана 17 и крепится гайкой. Между кожухом амортизатора и стаканом, а также между опорной шайбой 19 и стаканом установлены резиновые подушки 18. К нижнему рычагу амортизатор крепится посредством кронштейна 43 и болтов 41 и гаек 42.

Замена сальника ведущей шестерни

Необходимость замены сальника определяют по снижению уровня масла  в картере заднего моста (вследствие утечки масла через сальник) до уровня, нарушающего нормальную работу редуктора. 
 
Запотевание горловины картера и даже образование отдельных капель в количестве, не превышающем ниже указанной нормы, не является признаком подтекания. 
 
Определение состояния сальника

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Поставьте автомобиль на подъемник или смотровую канаву.

2. Очистите от грязи сапун, проверьте его состояние.

3. Отвернув контрольную пробку, проверьте уровень масла в картере моста; при необходимости доведите уровень масла до нормы.

4. Очистите горловину картера редуктора от следов масла и протрите насухо.

5. Вывесьте задний мост и поставьте его на подставки.

6. Заведите двигатель, включите прямую передачу и при скорости 90–100 км/ч прогрейте масло до температуры 80–900 ° С (приблизительно в течение 15 мин).

7. При включенной прямой передаче, п

и скорости 100 км/ч, определите количество масла, вытекающего за 15 мин.



Замена сальника 
 
Утечка масла, превышающая 5 капель за 15 мин, является признаком неисправности сальника. 
 
Поврежденный сальник можно заменить, не снимая редуктор с автомобиля, если не требуется замена других деталей редуктора.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Слейте масло из картера заднего моста.

2. Ослабьте болты крепления задних колес; поставьте упоры под передние колеса и вывесьте задний мост; опустите стояночный тормоз и установите рычаг переключения передач в нейтральное положени

.

3. Снимите колеса и тормозные барабаны.

4. Отверните гайки крепления щита тормоза к балке моста и выталкивателем выведите полуоси из коробки дифференциала.

5. Отсоедините карданный вал от фланца ведущей шестерни и

тведите вал в сторону.

6. Проверьте динамометром момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни и запомните его величину.

7. Придерживая фланец специальным ключом, отверните гайку крепления фланца ведущей шестерни и снимите фланец с шайбой.

8. Снимите сальник ведущей шестерни.

9. Смажьте рабочую поверхность нового сальника смазкой ЛИТОЛ-24 и запрессуйте его оправкой в картер редуктора на глубину 2–0,3 мм между торцем картера редуктора и наружной поверхностью сальника.

10. Установите фланец с шайбой на ведущую шестерню и придерживая его специальным ключом, затяните гайку крепления фланца, периодически проверяя момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни.

11. Если первоначальный момент сопротивления проворачиванию был 58,8 Н·см (6 кгс см)и выше, то новый момент сопротивления проворачиванию должен быть на 9,8–19,6 Н·см (1–2 кгс·см) больше первоначального. Если же первоначальный момент сопротивления проворачиванию был меньше 58,8 Н·см (6 кгс·см), то гайку крепления фланца затяните до получения момента сопротивления 58,8–88,2

·см (6–9 кгс·см).

12. Если при затягивании гайки момент сопротивления проворачиванию будет превышен, то разберите редуктор, замените распорную втулку новой, после чего редуктор соберите и отрегулируйте, как указано в подразделе 5.4.7.6.

13. Сборку заднего моста проводите в последовательности, обратной разборке.



Проверка контакта зубьев шестерен главной передачи

Расположение  пятна контакта в зацеплении шестерен главной передачи 

I – сторона переднего  хода; 
 
II – сторона заднего хода; 
 
а и b – неправильный контакт в зацеплении шестерен: отодвиньте ведущую шестерню от ведомой, уменьшите толщину регулировочного кольца; 
 
c и d – неправильный контакт: передвиньте ведущую шестерню к ведомой, увеличив толщину регулировочного кольца; 
 
е – правильный контакт в зацеплении шестерен


 

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установите отрегулированный редукт

р на стенд и смажьте  рабочие поверхности зубьев ведомой  шестерни тонким слоем свинцовой  окиси.

2. Запустите стенд; рычагами стенда притормозите вращение установленных полуосей, чтобы под нагрузкой на поверхностях зубьев ведомой шестерни остались следы контакта с зубьями ведущей шестерни.

3. Измените направление вращения стенда и, притормаживая, получите следы контакта на другой стороне зубьев ведомой шестерни, что соответствует движению автомобиля назад.

4. Зацепление считается нормальным, если на обеих сторонах зубьев ведомой шестерни пятно контакта будет равномерно расположено ближе к узкому торцу зуба, занимая две трети его длины и не выходя на вершину и основание зуба, как показано на рис. Расположение пятна контакта в зацеплении шестерен главной передачи, е.

5. Случаи неправильного расхождения пятна контакта на рабочей поверхности зуба указаны на рис. Расположение пятна контакта в зацеплении шестерен главной передачи (а, b, с, d).

6. Для регулировки правильного положения ведущей шестерни с заменой кольца необходима разборка узл

.

7. При сборке повторите все операции по предварительному натягу роликовых подшипников ведущей шестерни, по проверке момента сопротивления проворачиванию, по предварительному натягу роликовых подшипников коробки дифференциала и по регулировке бокового зазора зацепления

шестерен главной передачи.



Сборка редуктора

Детали редуктора  заднего моста

 

1 – фланец ведущей  шестерни;  
2 – сальник;  
3 – маслоотражатель;  
4 – передний подшипник; 
5 – задний подшипник; 
6 – регулировочное кольцо ведущей шестерни;  
7 – опорная шайба шестерни полуоси; 
8 – шестерня полуоси; 
9 – сателлит; 
10 – ось сателлита;  
11 – ведомая шестерня;  
12 – коробка дифференциала;  
13 – подшипник коробки дифференциала; 
14 – регулировочная гайка;  
15 – болт крепления стопорной пластины;

16 – стопорная  пластина;  
17 – стопорная пластина; 
18 – болт крепления ведомой шестерни к коробке дифференциала;  
19 – ведущая шестерня;  
20 – болт крепления крышки; 
21 – пружинная шайба;  
22 – прокладка;  
23 – болт крепления редуктора к балке заднего моста;  
24 – картер редуктора; 
25 – распорная втулка; 
26 – плоская шайба; 
27 – гайка крепления фланца ведущей шестерни


Надежная работа редуктора  обеспечивается строгим соблюдением  нижеприведенных приемов по сборке и его регулировке. 
 
Сборка дифференциала

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Смажьте трансмиссионным маслом и установите через окна в коробке дифференциала шестерни полуосей с опорными шайбами и сателлиты.

2. Проверните сателлиты и шестерни полуосей так, чтобы совместить ось вращения сателлитов с осью отверстия в коробке, затем вставьте ось сателлитов.

3. Проверьте осевой зазор каждой шестерни полуоси: он должен составлять 0–0,10 мм, а момент сопротивления вращения шестерен дифференциала

е должен превышать 14,7 Н·м (1,5 кгс·м).

4. При увеличенном зазоре, являющемся признаком износа деталей дифференциала, замените опорные шайбы шестерен полуосей другими, большей толщины. Если указанный зазор не удается получить даже при установке шайб наи

ольшей толщины, замените шестерни новыми ввиду их чрезмерного  износа.

5. Установите ведомую шестерню на коробке дифференциала.

6. Оправкой А.70152 напрессуйте на коробку дифференциала внутренние кольца роликовых подшипников.



Установка и регулировка  ведущей шестерни 
 
  Шестерни главной передачи

 

1 – ведомая шестерня; 
2 – порядковый номер;

3 – поправка в  сотых долях миллиметра к номинальному  положению; 
4 – ведущая шестерня


Правильное положение  ведущей шестерни относительно ведомой  обеспечивается подбором толщины регулировочного  кольца, устанавливаемого между упорным  торцом ведущей шестерни и внутренним кольцом заднего подшипника.  
 
Подбирайте регулировочное кольцо с помощью оправки А.70184 и приспособления А.95690 с индикатором.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Закрепив картер редуктора на стенде, запрессуйте в гнезда картера наружные кольца переднего и заднего подшипников ведущей шестерни, пользуясь для этого оправками: для переднего подшипника – А.70185, а для заднего – А.70171 (1).

2. На оправке А.70184 (4), имитирующей ведущую шестерню, установите с помощью оправки А.70152 внутреннее кольцо заднего подшипника (3) и вставьте оправку в горловину картера редуктора (2 – приспособление А.95690).

3. Установите внутреннее кольцо переднего подшипника, фланец ведущей шестерни и, проворачивая оправку для правильной установки роликов подшипников, затяните гайку моментом 7,8–9,8 Н·м (0,8–1 кгс·м).

4. Закрепите приспособление А.95690 на торце оправки 4 и настройте индикатор 1, имеющий деления 0,01 мм, на нулевое положение, установив его ножку на тот же торец оправки А.70184. Затем передвиньте индикатор так, чтобы его ножка встала на посадочную поверхность подшипника коробки дифференциала (см. рис. в п.2).

5. Поворачивая налево и направо оправку 1 с индикатором, установите ее в такое положение, в котором стрелка индикатора отмечает минимальное значение “а1” и запишите его. Повторите эту операцию на посадочной поверхности второго подшипника и определите значение “а2” (2 – приспособление А.95690)

6. Определите толщину “S” регулировочного кольца ведущей шестерни, которая является алгебраической разностью величин “а” и “b”: 
S=a – b, где: 
– а – среднее арифметическое расстояние от торцов оправки 1 до шеек подшипников дифференциала; 
– а = (а1+а2)/ 2; 
– b – отклонение ведущей шестерни от номинального положения, переведенного в мм. (см. рис. в п.5).

7. Величина отклонения маркируется на ведущей шестерне (см. рис. Шестерни главной передачи) в сотых долях миллиметра со знаком плюс и

и минус.

8. При определении толщины регулировочного кольца учитывайте знак величины “b” и ее единицу измерения. 
Пример 
Допустим, что величина “а”, установленная с помощью индикатора, равна 2,91 мм (величина “а” всегда положительная), а на ведущей шестерне после порядкового номера поставлено отклонение “-14”. Чтобы получить величину "b" в миллиметрах, нужно умножить указанную величину на 0,01 мм. 
b= -14· 0,01 мм= -0,14 мм 
Определите толщину регулировочного кольца для ведущей шестерни в миллиметрах. 
S=a – b=2,91 мм – (-0,14 мм)=2,91 мм + 0,14 мм =3

05 мм 
В данном случае поставьте регулировочное кольцо толщиной 3,05 мм.

9. Наденьте на ведущую шестерню (4) регулировочное кольцо (3) нужной толщины и напрессуйте оправкой А.70152 (2) внутреннее кольцо заднего (1) подшипника, снятое с оправки А.70184.

аденьте распорную втулку.

10. Вставьте ведущую шестерню в картер редуктора и установите на нее внутреннее кольцо переднего подшипника, маслоотражатель, сальник, фланец ведущей шестерни и шайбу.

11. Наверните на конец шестерни гайку и, застопорив фланец ведущей шестерни, затяните ее (о моменте затягивания см. ниже).


Информация о работе Устройство ВАЗа 2105