Исторические этапы становления журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:22, диссертация

Описание

В предлагаемом пособии авторами предпринята попытка систематизировать исторические и теоретико-методологические знания о процессе зарождения и развития профессиональной сферы Паблик Рилейшнз, раскрыть особенности и тенденции ее развития, определить наиболее актуальные проблемы функционирования и обозначить возможности и перспективы ее дальнейшего совершенствования. становления

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………………………… 4
Глава 1. Основные факторы и первоистоки зарождения сферы
Паблик Рилейшнз ………………………. .……………………………………………… 7
Глава 2. Происхождение профессиональных моделей и основные направления деятельности Паблик Рилейшнз на различных этапах развития человеческой цивилизации …………………………………………………...…………………………… 16
Глава 3. Становление и развитие профессиональной сферы Паблик Рилейшнз
в США ………………………………………………... ………………………………. 24
Глава 4. Основные функции и профессиональные особенности сферы деятельности ПР-специалистов ……………………………...…………………… 42
Глава 5. Основные модели и актуальные проблемы глобализации Паблик Рилейшнз как сферы профессиональной деятельности в современном мире... 54
Глава 6. Основные тенденции и проблемы становления российского рынка
ПР - услуг …………………………………………………..…………………………… 67
Глава 7. Международные и российские профессиональные объединения и кодексы профессионального поведения специалистов сферы
Паблик Рилейшнз …………………………………………………………………..… 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………. 92
ЛИТЕРАТУРА ……………..……………………………………………………………… 97

Работа состоит из  1 файл

Учебное пособие. Воробьев Ю.Л. и др. Исторические этапы становления сферы ПР.doc

— 763.00 Кб (Скачать документ)

Безусловно, к первоистокам Паблик Рилейшнз мы относим появление  средств массовой коммуникации (включая рекламу и пропаганду). Разумеется, технические возможности общества в далеком прошлом не идут ни в какое сравнение с ХХ веком, когда Паблик Рилейшнз стали полагаться на электронные средства коммуникации - телеграф, телефон, факсимильную связь, спутниковую связь, кино, радио, телевидение и компьютерные сети. Однако период доиндустриального общества дал нам открытие, которое оказало значительное влияние на сферу связей с общественностью. Это изобретение Иоганном Гуттенбергом в 1438 году печатного станка. Новая технология дала возможность печатать книги, массовыми тиражами издавать газеты, распространять любую печатную продукцию. Подобные носители информации, безусловно, существовали и до этого, «однако никогда ранее они не печатались так быстро, не распространялись столь масштабно и не влияли в одно и то же время и одним и тем же содержанием на столь огромную аудиторию»7. Возникновение радио и телевидения потребовали поиска новых форм взаимодействия с общественностью. Такой новой коммуникационной технологией стал Интернет, который сочетает в себе индивидуальную форму взаимодействия с потребителем и глобальные масштабы информационной среды. Постепенно именно массовые коммуникации потеснили все остальные, что объясняется, с одной стороны, разросшимися масштабами человеческого социума, с другой - новой психологией человека, направленной вовне, а не внутрь себя, как это было ранее8. Каждая фирма, желающая сохранить конкурентоспособность, вынуждена налаживать коммуникации с общественностью по всем существующим каналам. Многие современные эксперты-политологи и экономисты сходятся во мнении, что «… в современном мире увеличивается значимость человека, что заставляет фирмы и компании разделять чувство его гордости и свободы и рассматривать его не просто как потребителя»9. Это утверждение в полной мере распространяется и на правительства. Потребитель и производитель, гражданин и государство становятся всё более и более взаимозависимыми. В таких условиях средства рекламы, а тем более пропаганды, являются малоэффективными, и Паблик Рилейшнз становятся тем универсальным инструментом, с помощью которого можно добиться установления равноправного эффективного взаимодействия между различными социальными группами в режиме диалога.

Сегодня проанализировано около 1000 определений, характеризующих  связи с общественностью. Очевидно, что Паблик Рилейшнз можно рассматривать как определенный вид деятельности, связанный с управлением и предполагающий определенную ее организацию, координацию усилий участников и т. д. Такие авторы, как Сэм Блэк, Г.Л. Тульчинский при определении связей с общественностью применяют термин «наука», «искусство». По Сэму Блэку «Паблик Рилейшнз – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности»10. Некоторые авторы (например, Р. Харлоу, М.А Шишкина, И.В Алешина) рассматривают ПР как механизм управленческой деятельности. Рэкс Харлоу, изучив и обобщив около пятисот различных определений Паблик Рилейшнз, вывел следующее: «PR – это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и целевой общественностью»11. Практически все авторы отмечают информационный характер данной деятельности, подчеркивают, что процесс взаимопонимания осуществляется на основе передачи информации и организации обратной связи. Общественное мнение также является важнейшим фактором, влияющим на политику связей с общественностью. В конечном счете во всех определениях ПР присутствуют одни те же смысловые блоки, описывающие цели, задачи, средства и результаты (содержание) ПР-деятельности. Сделав обобщения этих определений, мы считаем возможным предложить трактовку, данную Ф. И. Шарковым: «Связи с общественностью - наука и искусство, коммуникативная деятельность, направленные на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между субъектом (личность, организация, учреждение, партия, регион) и общественностью на основе информации»12.

Хотя общепризнанно, что Паблик Рилейшнз как вид практической деятельности исторически связаны с пропагандой, не следует считать эти два понятия синонимами. Во-первых, пропаганда является атрибутом тоталитаризма, тогда как практика ПР – это свидетельство демократизации социально-политических процессов и развития институтов гражданского общества. Во-вторых, основное различие заключается в целях. Главная цель Паблик Рилейшнз – достижение согласия. Пропаганда же используется для навязывания той или иной точки зрения. В ней не всегда учитываются этические аспекты и, по мнению И. Типугина, это слово сегодня используется для того, чтобы выделить те виды убеждения, которые выстроены с позиции силы и в которых для достижения цели оправдываются все средства, в том числе искажение фактов. Связи с общественностью, напротив, могут быть успешными только тогда, когда они основаны на этических нормах и когда они осуществляются честными средствами13.

Нельзя уравнивать между собой ПР и рекламу. По определению Британского Института специалистов-практиков в области рекламы, реклама представляет собой точно позиционированное для вычисленной целевой аудитории сообщение о товаре и услуге, изготовленное и размещенное по минимально возможной цене. Акцент делается на продажах, что отличает рекламу от назначения Паблик Рилейшнз: информировать, просвещать и обеспечивать взаимопонимание через предоставление соответствующих знаний. Ф. Джефкинс считает, что основная зависимость между рекламированием и ПР заключается в том, что реклама с большей вероятностью добьется успеха, если предыдущая ПР-деятельность создаст необходимые знания и понимание о продукте или услуге, которые продвигаются на рынке14. ПР приходится иметь дело со всеми коммуникациями, осуществляемыми в организации, и поэтому это направление деятельности – более экстенсивное и всестороннее, чем реклама. Время от времени ПР может пользоваться рекламой, но ПР не является ни разновидностью рекламы, ни ее частью.

Для того, чтобы понять предпосылки возникновения Паблик Рилейшнз, необходимо выявить основные факторы, которые способствовали зарождению общественной потребности в такого рода деятельности.

По мнению Федотовой Л.Н., важнейшими факторами появления ПР-деятельности можно считать коренные изменения в общественно-экономическом развитии, связанные с переходом ремесленного производства к мануфактуризации15. Мануфактурное производство, в отличие от ремесленного, топографически оформляется в отдалении от места проживания работника. Оно само становится потребителем земли, воды, воздуха, всего того, что в общественном мнении осознавалось как всеобщее благо, как ценность, принадлежащая всем, а не только феодалу, на чьей земле эта вода, например, находилась. Появилась социальная потребность в специальной деятельности, как по объяснению самого этого факта, так и по снятию возможных напряжений в обществе.

Рост производительности труда привел к тому, что производство товаров стало массовым. Произошло переключение проблем производителя с «как произвести» на «как продать» товар. Тогда в самом производственном цикле стала обособляться новая профессиональная сфера деятельности - маркетинг, которая и стала решать проблему «как продать» с помощыо специфических средств: рекламы как мультиплицированных в больших количествах текстов, деятельности структур Паблик Рилейшнз, мероприятий по стимулированию сбыта и других методов, которые в перспективе становились все более интегрированными.

С ростом числа  производителей товаров одного диапазона цен появилась «неценовая» конкуренция. На спрос стала влиять такая нематериальная субстанция, как разница между образами производителей: их репутация, надежность, характеристики их предшествующих товаров и т. п. Соответственно, сама эта субстанция стала предметом внимания и заботы производителей, а точнее, их служб Паблик Рилейшнз. Появляется потребность в новых информационных каналах, чтобы мультиплицировать позитивный образ производителя. Мы знаем, что именно для решения этих проблем Паблик Рилейшнз обращаются к прессе: в разных формах - начиная с рассылки материалов на «правах рекламы» и заканчивая порождением «событийного повода» для средств массовой коммуникации.

В ходе развития массового производства, усиления демократических тенденций, повышения роли населения в политической жизни, укрепления рыночных отношений, которые включают в качестве активного участника потребителя, обеспечивающего нормальное функционирование рыночного механизма, в обществе начал формироваться новый социальный субъект - масса, учет социальных интересов которого с этого момента стал постоянным предметом внимания со стороны производителей товаров и услуг16.

Но этих, в  преобладающем большинстве случаев  социально-экономических, характеристик произошедших с цивилизацией изменений недостаточно, чтобы понять социальные истоки Паблик Рилейшнз. По-видимому, логично обратиться также к понятию, более комплексно описывающему индустриальный период человеческой истории. Это понятие «модернизации» - процесс перехода от стабильного «традиционного» общества к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. Модернизационные процессы не могли состояться, если бы в качестве участвующего в них субъекта не выступали массы людей. В обществах, которые характеризуются отчетливо выраженными модернизационными процессами, существует объективная необходимость в социальной коммуникации, диалоге по поводу состояния дел в отдельно взятой отрасли, сегменте, секторе социума, и альтернатив будущего, т. е. собственно социально-политического развития.

Это происходит потому, что зависимость интересов социальных структур от общественного мнения носит не только эмоционально-оценочный характер (отношение к экономической, политической, социальной структуре), но и поведенческий (участие в производстве товаров, услуг, идей; их потребление). Зависимость объективирована возможностью выбора для населения во всех этих случаях; она объективирована конкуренцией на полюсе предложения (товаров, структур, услуг, идей, персонального состава и проч.). В этом диалоге, в котором совместными усилиями двух субъектов - населения и соответствующих социальных, экономических, политических структур - рождается ответ на вопрос «что делать?». Именно поэтому общественное мнение занимает большое место в деятельности служб ПР как партнер по общественному диалогу и как объект воздействия для достижения прагматических целей: создания благоприятного образа компании, политического лидера, политической программы, товара или услуги и т. д.

Таким образом, в ходе социальной эволюции возник такой тип общества, который представляет совокупность индивидов экономически самостоятельных или, как минимум, вступающих в свободные контрактные отношения с работодателями. Это общество является плюралистическим17, так как каждый гражданин имеет принципиальную возможность влиять на политику, и ни одна из социальных групп не имеет в этом смысле преимуществ. Каждая из этих взаимосвязанных характеристик современного общества (экономическая, политическая, социальная) стала нуждаться в специфической профессиональной деятельности - Паблик Рилейшнз, которая в числе прочих механизмов способствовала их осуществлению.

Из всего вышеизложенного  мы можем сделать вывод, что определяющим условием становления и развития нового социального института связей с общественностью было формирование демократических основ общества, закрепление гражданских прав человека. Как справедливо отмечает Комаровский В.С., потребность в Паблик Рилейшнз возникает лишь на определенном этапе развития гражданского общества, когда государство и граждане становятся взаимозависимыми: граждане продолжают нуждаться в поддержке и социальной защите, а государство уже нуждается в одобрении своих действий со стороны18.

Развитие самостоятельных  компаний ПР было обусловлено также и причинами политического порядка. Формирование различных крупных компаний, организаций и групп поставило вопрос об их отношениях с государством, их влиянии на политические и социальные процессы. Растет потребность в проведении крупномасштабных акций, а отсюда и необходимость иметь на службе специальный аппарат для их организации и максимально эффективного проведения.

Существуют еще и  экономические причины развития ПР. Это наличие развитого, конкурентного рынка, участники которого вынуждены бороться за потребителя с множеством других рыночных субъектов, предлагающих аналогичные товары и услуги.

Таким образом, проведенный нами краткий исторический экскурс свидетельствует о том, что Паблик Рилейшнз вобрали в себя разнообразные виды техники и различные технологии влияния, убеждения, доказавшие свою эффективность на протяжении многих веков. Это такие исторические формы коммуникации как античная риторика, религиозная коммуникация, судебная речь, парламентская речь, литературная коммуникация, массовая коммуникация, включая рекламу и пропаганду, и собственно ПР. Необходимо отметить и то, что существует достаточно большое количество определений Паблик Рилейшнз: одни авторы определяют Паблик Рилейшнз как науку и искусство, другие как вид либо функцию управленческой деятельности и т.д. Вместе с тем, Паблик Рилейшнз, безусловно, является объективной и постоянно присутствующей в современном обществе созидательной, конструктивной функцией, призванной способствовать созданию и поддержанию эффективной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

Происхождение профессиональных моделей 

 и  основные направления  деятельности Паблик Рилейшнз

на различных  этапах развития человеческой цивилизации

 

В историческом контексте развития связей с общественностью как коммуникационной технологии, по мнению известных американских исследователей Дж. Грюнига и Т. Ханта, выделяются четыре стадии19.

Эти стадии названы авторами «Четыре модели PR»:

1) пресс-агентство / паблисити20 (1850-1900);

2) информирование общественности / общественная осведомленность (1900-1920);

3) двухсторонняя асимметричная  модель (1920-1960);

4) двухсторонняя симметричная модель (1960 - по настоящее время).

Модели различаются по направленности коммуникационных потоков (от организации к общественности и наоборот) и по сбалансированности учитываемых интересов (включаются ли интересы общественности в ожидаемый результат). Анализ моделей помогает понять разнообразие сегодняшней коммуникационной практики. Зачастую специалисты по связям с общественностью и некоторые коммуникационные агентства практикуют свою деятельность в соответствии с ранними моделями, не принимая во внимание практику более развитых современных структур.

Основное различие моделей  выражают характеристики коммуникационных потоков и баланса интересов (каким образом оценивается понимание общественности, и включаются ли ее интересы в планируемый результат).

Информация о работе Исторические этапы становления журналистики