Анализ ассортимента и экспертиза качества тонизирующих напитков на примере ООО «Парус»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:55, курсовая работа

Описание

Цель работы: анализ ассортимента и экспертиза качества тонизирующих напитков, реализуемых на торговом предприятии ООО «Парус».
Для достижения поставленной цели должны решить следующие задачи:
теоретически рассмотреть аспекты формирования качества;
анализ ассортимента продукта;
экспертиза качества продукта;
полученные результаты обобщить в форме выводов и внести предложения.

Содержание

Введение 2
Теоретическая часть
Обзор литературы
Классификация и принцип формирования производственного ассортимента тонизирующих напитков;
Химический состав и пищевая ценность тонизирующих напитков;
Факторы формирующие качество тонизирующих напитков;
Факторы сохраняющие качество тонизирующих напитков;
Оценка качества продукта.
Организационно-экономическая часть
Анализ рынка продукта
Анализ ассортимента продукта.
Экспериментальная часть
Цели, задачи экспериментальных исследований
Объект исследования;
Методы исследования;
Результаты исследования:
Анализ информации о товаре (таблица);
Органолептические показатели (таблица);
Физико-химические показатели (таблица);
Сводная таблица показателей.
Выводы и предложения
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсач вовы.doc

— 901.00 Кб (Скачать документ)
fy">     3)  установление фальсификации;

     4)  установление срока хранения;

     5)  контроль технологических процессов.

     При проведении экспертизы качества с целью установления вида напитка эксперт должен определить для себя круг решаемых при этом задач и методов, которыми он располагает. Рассмотрим круг задач, которые может решить эксперт для достижения данной цели.

     Определение тонизирующих напитков  осуществляют по органолептическим показателям — это напиток, имеющий характерный вкус и аромат.

     Установление  показателей качества тонизирующих напитков по стандартным показателям решает цель выявления соответствия качества того или иного образца пива требованиям действующих стандартов. Эту цель обычно ставят при решении простейших задач, поскольку в настоящее время провести комплексное исследование напитков по многим показателям, с учетом возможностей оснащения пищевых лабораторий при заводах, невозможно. В действующие стандарты на пиво введены наиболее простые и доступные для лаборанта со средней квалификацией методики определения показателей, контролирующих технологический процесс. В то же время на этикетке для потребителя должно указываться остаточное содержание углеводов, которое никто не определяет, кроме этого в нем содержатся белковые вещества, витамины и т. д. При выявлении конкурентоспособности того или иного образца продукта для потребителя данные показатели играют более существенную значимость, чем кислотность или цветное число, показатели, введенные в действующий стандарт.

     Экспертиза  может проводиться и с целью установления фальсификации продукта. При этом могут быть следующие способы и виды фальсификации:

     ♦ Качественная фальсификация напитка (введение добавок, не предусмотренных рецептурой; разбавление водой; замена одного типа пива другим) очень широко применяется как в процессе его производства, так и в процессе его реализации.

     При добавлении в продукт около 10% воды обычно дегустаторы с помощью органолептических показателей не замечают данную степень его фальсификации, при введении же 20% воды примерно треть из них высказывают сомнения по поводу качества напитка, и лишь при 50% добавлений большинство дегустаторов указывают на "водянистость" его вкуса. Поэтому разбавления пива водой до 30% практически не определяются ни органолептическими, ни физико-химическими методами.

     Разбавление продукта большим количеством воды можно выявить по цвету, поскольку водопроводная вода резко снижает этот показатель. Многие реализаторы для увеличения этого показателя добавляют стиральный порошок, другие поверхностно-активные вещества. В этом случае данную фальсификацию стиральным порошком можно выявить по изменению рН напитка.

     ♦   Количественная фальсификация пива (недолив, обмер) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, занижен вес нетто упаковки или ее объем. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу или объем поверенными измерительными мерами веса и объема. Иногда разливают пиво в бутылки меньшего объема.

     ♦   Информационная фальсификация безалкогольных напитков — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.

     Этот  вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в  товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. Например, сокосодержащие напитки рекламируются как натуральные. И вообще, в связи с узаконенной фальсификацией сока, его пастеризацией и введением консервантов он не может рассматриваться как продукт, содержащий натуральные витамины, а только как продукт, пагубно воздействующий на организм человека.

     При фальсификации информации о безалкогольных напитках довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:

     ♦   наименование товара;

     ♦   фирма-изготовитель товара;

     ♦   количество товара;

     ♦   вводимые пищевые добавки.

     К информационной фальсификации относится  также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки продукта и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:

     ♦  каким способом изготовлены печатные документы;

     ♦  имеются ли подчистки, исправления в документе;

     ♦  является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю и др.

     Проведение  экспертизы с целью установления срока хранения данного товара практически невозможно, поскольку до настоящего времени такие исследования в широком масштабе не проводились и до сих пор не выявлена зависимость того или иного показателя от длительности хранения безалкогольных напитков. Кроме того, длительное хранение напитков в бутылках из полиэтилентерефталата (особенно кислотосодержащих — квас, соки и т. д.) приводит к частичному растворению упаковки и появлению на внутренней стороне матовости, по которой и молено судить о длительности их хранения.

     При проведении экспертизы с целью контроля технологических процессов производства того или иного вида безалкогольных напитков можно обнаружить их проявления в виде тех или иных производственных дефектов (см. отдельные дефекты).

     Объекты исследования:

Объект  исследования Цена, т.р. Тара Производитель
Adrenaline Rush 55 алюминиевая Adrenaline Rush GmbH, Германия
Red Bull 40 алюминиевая Red Bull GmbH, Австрия
Burn 45 алюминиевая г. Москва Россия.
Effect 60 стекло ЗАО «МПК», МО, Россия
Flash 25 полиэтилен ОАО «Пивоваренная  компания «Балтика»», Россия
Bullit 35 алюминиевая Bullit GmbH, Австрия
 

     Методы  исследования (исследование проводилось на базе лаборатории продовольственных товаров)

Таблица 8 – Методы исследования

Показатели Методы исследования
Органолептические показатели:
  1. Внешний вид
ГОСТ 6687.5
Физико-химические показатели:
  1. Определение массовой доли двуокиси углерода;
  2. Определение сахаров;
  3. Определение массовой доли кофеина;
  4. Определение кислотности (Рн метод)
 
ГОСТ  Р 51153 

ГОСТ 13192 

ГОСТ 30059 

ГОСТ 6687.4

 

     Расчетные формулы:

     Расчетная формула для определения сахаров: 
 

Поправка  на температуру к массовой доле сухих  веществ, %,

показанной  сахарометром

Температура, ˚С При массовой доле сухих веществ в напитках, %
5 10 15 20 25
Из  показаний сахарометра вычитают
15

16

17

18

19

0,21

0,18

0,13

0,09

0,05

0,24

0,19

0,15

0,10

0,05

0,26

0,21

0,16

0,11

0,06

0,28

0,23

0,17

0,12

0,06

0,30

0,24

0,18

0,12

0,06

К показаниям сахарометра прибавляют
21

22

23

24

25

0,05

0,11

0,16

0,22

0,28

0,06

0,11

0,17

0,23

0,30

0,06

0,12

0,18

0,24

0,31

0,06

0,12

0,19

0,26

0,32

0,06

0,13

0,20

0,26

0,33

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

       Расчетная таблица для определения массовой доли двуокиси углерода

 

Результаты  исследования, их обсуждение

Анализ  информации о товаре (ГОСТ Р 51074-2003) маркировка должна содержать:

     Солодовые напитки, напитки на зерновом сырье, слабоалкогольные напитки:

  • наименование продукта;
  • тип напитка (для слабоалкогольных напитков);
  • наименование и местонахождение изготовителя [юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес (а) производств(а)] и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);
  • товарный знак изготовителя (при наличии);
  • дата розлива (для продукции, на которую установлен срок хранения);
  • срок годности (для напитков с объемной долей этилового спирта менее 10 % или срок хранения;
  • условия хранения;
  • объем;
  • объемная доля этилового спирта;
  • состав напитка. Наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат (перечень основных ингредиентов определяет изготовитель);
  • пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;
  • обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
  • информация о подтверждении соответствия.
  • для продуктов, подлежащих маркировке марками акцизного сбора или специальными марками, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли, на этикетке и контрэтикетке указывают: «Только для продажи в магазине беспошлинной торговлю.

     дополнительно могут быть нанесены надписи информационного характера, относящиеся к данному продукту. 
 

 

      

      Напитки

Требования  к информации

Adrenaline Rush Red Bull Burn Effect Flash Bullit
Наименование  продукта Adrenaline Rush Red Bull Burn Effect Flash Bullit
Тип напитка Безалкогольный 

тонизирующий  напиток

Безалкогольный 

тонизирующий  напиток

Безалкогольный 

тонизирующий  напиток

Безалкогольный 

тонизирующий  напиток

Безалкогольный 

тонизирующий  напиток

Безалкогольный 

тонизирующий  напиток

Наименование  и местонахождение изготовителя Adrenaline Rush GmbH, Германия Red Bull GmbH, Австрия г. Москва…, Россия. ЗАО «МПК», МО….. ОАО «Пивоваренная  компания «Балтика»» Bullit GmbH, Австрия
Товарный  знак изготовителя Отмечен на банке Отмечен на банке Отмечен на банке Отмечен на банке Отмечен на банке Отмечен на банке
Дата  розлива _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________
Срок  годности 2 года 2 года 1 год 1 год 1 год 2 года
Условия хранения Напитки хранят при температуре от 0 °С до 25 °С. Напитки хранят при температуре от 0 °С до 25 °С. Напитки хранят при температуре от 0 °С до 25 °С. Напитки хранят при температуре от 0 °С до 25 °С. Напитки хранят при температуре от 0 °С до 25 °С. Напитки хранят при температуре от 0 °С до 25 °С.
Объем 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Состав  напитка вода, сахар, лимонная кислота, Е331, витамины, таурин, кофеин, Е150d и Е129 (красители — «Красный очаровательный», Карамельный колер), витамины, Е211 (бензоат натрия). вода, сахар, лимонная кислота, Е331, витамины, таурин, кофеин, Е150d и Е129 (красители — «Красный очаровательный», Карамельный колер), витамины, Е211 (бензоат натрия). вода, сахар, лимонная кислота, витамины, Е331, экстракт из листьев Матэ, таурин, кофеин, Е150d и Е129 (красители — «Красный очаровательный», Карамельный колер), витамины, Е211 (бензоат натрия). вода, сахар, лимонная кислота, Е331, экстракт из листьев Матэ, таурин, кофеин, Е150d и Е129 (красители — «Красный очаровательный», витамины, витамины, Е211 (бензоат натрия). вода, сахар лимонная кислота, Е331, таурин, кофеин, Е150d и Е129 (красители — «Красный очаровательный», витамины, Е211 (бензоат натрия), витамины. вода, сахар лимонная кислота, Е331, витамины, экстракт из листьев Матэ, таурин, кофеин, Е150d и Е129 (красители — «Красный очаровательный», Карамельный колер), витамины, Е211 (бензоат натрия).
Пищевые добавки, ароматизаторы и др. Присутствуют Присутствуют Присутствуют Присутствуют Присутствуют Присутствуют
Информация  подтверждения соответствия Знак сертификации Знак сертификации Знак сертификации Знак сертификации Знак сертификации Знак сертификации
Нормативный документ (ГОСТ, ТУ) ТУ 9185……. ГОСТ 52844-2007 ГОСТ 52844-2007 ГОСТ 52844-2007 ТУ 9185……. Отсутствует
Процент правильности маркировки, %: 92,3 92,3 92,3 92,3 92,3 92,3

Информация о работе Анализ ассортимента и экспертиза качества тонизирующих напитков на примере ООО «Парус»