Анализ ассортимента и экспертиза качества тонизирующих напитков на примере ООО «Парус»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:55, курсовая работа

Описание

Цель работы: анализ ассортимента и экспертиза качества тонизирующих напитков, реализуемых на торговом предприятии ООО «Парус».
Для достижения поставленной цели должны решить следующие задачи:
теоретически рассмотреть аспекты формирования качества;
анализ ассортимента продукта;
экспертиза качества продукта;
полученные результаты обобщить в форме выводов и внести предложения.

Содержание

Введение 2
Теоретическая часть
Обзор литературы
Классификация и принцип формирования производственного ассортимента тонизирующих напитков;
Химический состав и пищевая ценность тонизирующих напитков;
Факторы формирующие качество тонизирующих напитков;
Факторы сохраняющие качество тонизирующих напитков;
Оценка качества продукта.
Организационно-экономическая часть
Анализ рынка продукта
Анализ ассортимента продукта.
Экспериментальная часть
Цели, задачи экспериментальных исследований
Объект исследования;
Методы исследования;
Результаты исследования:
Анализ информации о товаре (таблица);
Органолептические показатели (таблица);
Физико-химические показатели (таблица);
Сводная таблица показателей.
Выводы и предложения
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсач вовы.doc

— 901.00 Кб (Скачать документ)

     M-1, компания «Энерджи Лайн». Тонизирующий напиток, полностью приготовленный из натуральных ингредиентов. Это первый в России продукт на основе природного кофеина. Производится в Голландии, где существует развитая пищевая промышленность, из сырья, которое доставляют из Японии и Европы. Происхождение напитка связано с «Боями без правил» — турнира по боевым искусствам, в котором участвуют спортсмены из разных стран. М-1 — среднегазированный напиток, в состав которого входит природный кофеин высшего качества, таурин, витамины группы В, карамель, черноплодная рябина. 

     Sansara, Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково». Sansara — серия слабоалкогольных тонизирующих коктейлей. На сегодняшний день до конца не изучено, какое влияние на здоровье оказывает сочетание алкоголя и таких энергетиков, как кофеин или таурин. Исходя из этого «Очаково» использовала только натуральные растительные экстракты шизандры, гарцинии и цитронеллы, которые вот уже несколько веков известны в восточных странах своими энергетическими свойствами. 

     Full Throttle, Coca-Cola North America. Новая версия популярного энергетического напитка Full Throttle. На банке будет стоять логотип с именем мексиканского борца и кинозвезды Blue Demon. Данный выбор объясняется желанием компании подчеркнуть уникальность свойств напитка. Full Throttle позиционируется как энергетический напиток, рассчитанный на молодую аудиторию в возрасте от 20 до 30 лет, которые нуждаются в «подзарядке» во время тяжелого рабочего дня. Новый продукт впервые выпустят в жестяной банке, на которой информация о его составе продукта, равно как и лейблы, будут представлены на двух языках. Новый Full Throttle обещает стать недорогим и конкурентоспособным продуктом на рынке энергетических напитков.  

Химический  состав и пищевая  ценность напитка

     Набирающие популярность энергетические напитки состоят из давно известных медицине компонентов. Так, все без исключения "энергетики" содержат кофеин. Он действует как стимулятор: замечено, что 100 мг кофеина стимулируют умственную деятельность, а 238 мг повышают сердечно-сосудистую выносливость. Чтобы получить такой эффект, нужно выпить как минимум три банки, поскольку большинство энергетических напитков содержит от 34 до 90 мг кофеина. Сами производители "энергетиков" рекомендуют употреблять не более 1-2 банок в день.  
Михаил Гапаров, замдиректора по научной работе НИИ питания РАМН: В результате употребления напитка сверх нормы возможно значительное повышение артериального давления или уровня сахара в крови, означающее, что организм человека подвергается риску. 

     Другой компонент энергетических коктейлей — таурин (одна банка в среднем содержит от 400 до 1000 мг таурина). Это аминокислота, накапливаемая в мышечных тканях. Ежедневно человек с продуктами питания получает 200-300 мг таурина. Считается, что он улучшает работу сердечной мышцы. Однако в последнее время в среде медиков появились мнения, что таурин вообще не оказывает никакого влияния на человеческий организм. А вот для кого он действительно полезен, так это для кошек: таурин содержат практически все консервы для пушистых питомцев. 

     Еще в энергетических напитках есть карнитин. Это естественный компонент клеток человека, способствующий быстрому окислению жирных кислот. Карнитин усиливает обмен веществ и снижает утомляемость мышц.  
Гуарана и женьшень, также встречающиеся в этих напитках, — лекарственные растения, обладающие тонизирующими свойствами. Александр Власов, научный консультант компании "Нутри-фарм": Возбуждающие свойства, приписываемые гуаране и женьшеню, не подтверждены исследованиями. Возможно, люди верят в их силу исключительно из-за экзотического названия. 

     Есть в составе "энергетиков" вещество с загадочным названием инозит. Однако, как выяснилось, инозит — это всего лишь одна из разновидностей спирта. Производители энергетических напитков утверждают, что он заставляет печень более эффективно перерабатывать жиры, углеводы и белки. Михаил Гапаров: Если посадить крыс на диету с недостаточным содержанием инозита, они получат более жирную печень. Однако это ни в коем случае не означает, что дополнительный инозит благотворно повлияет на печень и добавит вам энергии.  
И наконец, в энергетических коктейлях есть витамины группы В. Это обычные питательные вещества, которые человек ежедневно получает с продуктами своего рациона. Считается, что они помогают бороться с усталостью и утомлением, а также способствуют концентрации внимания. Александр Власов: Исследования показывают, что человек получает достаточное количество витаминов В из пищи. Их недостаток организм может почувствовать, но повышение дозы не улучшит вашу производительность, умственные способности или что-то еще, как пытаются убедить производители энергетических напитков. 
 

Факторы формирующие и  сохраняющие качество напитка

     Сырье

     Сырьем  для изготовления тонизирующих напитков служит натуральное сырье и синтетические ароматизаторы, красители, подсластители.

     К натуральному сырью относят сиропы, экстракты и настои. В пищевой промышленности применяют фруктовые сиропы и экстракты, настои эвкалипта, лавра, лимонника, полыни, можжевельника, хинина, ореха кола.

     Сиропы  по внешнему виду подразделяют на:

     - прозрачные;

     - непрозрачные.

     В зависимости от используемого сырья  и назначения сиропы подразделяют на группы:

     - на плодово-ягодном сырье;

     - на растительном сырье;

     - на ароматическом сырье (эссенциях,  эфирных маслах, цитрусовых настоях,  ароматических добавках);

     - специального назначения.

     По  способу обработки сиропы подразделяют:

     - с применением консервантов;

     - без применения консервантов;

     - горячего розлива;

     - пастеризованные.

     Сиропы  на плодово-ягодном  сырье получают путем добавления от 50 до 65% сахара к натуральным плодово-ягодным сокам. При этом название сиропов соответствует виду исходного плодово-ягодного сырья, из которого они получены: яблочный, грушевый, мандариновый, кизиловый, вишневый, клюквенный, черносмородиновый, клубничный и др.

     Сиропы  на ароматическом  сырье производят путем добавления к водным растворам Сахаров соответствующих ароматизаторов, эфирных масел, цитрусовых настоек, ароматических добавок, красителей и кислот, имитирующих по внешнему виду, цвету, вкусу и аромату натуральные сиропы.

     Хранят  сиропы в темных сухих помещениях при температуре 0--22°С и относительной влажности воздуха 75%. Гарантийный срок хранения в этих условиях составляет в стеклянной таре без консервантов -- 60 сут., с консервантами -- 90 сут., горячего розлива -- 120 сут. и пастеризованных -- 180 сут. В остальных видах тары гарантийный срок хранения составляет всего 30 сут. без консервантов и 40 сут. с консервантом [10].

     Экстракты плодово-ягодные получают концентрированием соков, в том числе упариванием их под вакуумом или вымораживанием до содержания сухих веществ 44--62% (обычно без добавления сахара). Продукт имеет густую консистенцию, насыщенную окраску, соответствующую цвету исходного сока.

     Используют  для выработки экстрактов только прозрачные плодово-ягодные соки с  минимальным содержанием пектиновых веществ и хорошо выраженным ароматом. Получают высококачественные экстракты, как правило, из сортов плодово-ягодного сырья с выраженным ароматом яблок, винограда, малины, вишни, смородины, цитрусовых. Экстракты, выработанные из сульфитированных соков, а также из соков дикорастущих яблок и груш, оцениваются только первым сортом.

     В зависимости от показателей качества экстракты выпускают высшего  и 1-го сортов. По органолептическим  показателям к экстрактам обоих  сортов предъявляются практически одинаковые требования по внешнему виду, вкусу и запаху, цвету. Однако у экстракта 1-го сорта могут быть менее выраженными аромат и вкус, более темный цвет и допускается не более 0,3% легко отфильтровывающегося осадка пектиновых и белковых [8].

     Выработанные экстракты содержат при 20°С сухих веществ (в%), не менее: виноградный -- 62, клюквенный -- 54, черносмородиновый -- 44, остальные -- 57. Общая кислотность экстрактов (в пересчете на яблочную) колеблется от 1,8% -в виноградном экстракте до 20% в клюквенном, а в основном составляет 4--6%. Это гарантирует данному продукту хорошую сохраняемость при температурах от О до 20°С и относительной влажности воздуха не более 75%.

     Для проведения органолептической оценки качества экстракты предварительно разводят водой в следующих соотношениях: виноградный -- 1:4,5; вишневый, гранатовый -- 1:5; абрикосовый, сливовый, яблочный, грушевый и черносмородиновый -- 1:5,5. Более кислые экстракты разводят водой в соотношениях 1: 6,5, 1:7,5 и 1: 8.

     Гарантийный срок хранения для экстрактов в алюминиевых тубах и бочках составляет 1 год, в таре других видов -- до 1,5 лет [8].

     Колер - это водный раствор карамелизованной сахарозы, полученный нагреванием сахара-песка  до 180-200 оС, то есть до температуры, превышающей температуру плавления сахарозы. Плотность готового колера составляет 1,35, содержание сухих веществ 79-80%. Хранят колер в деревянных бочках. Его применяют для производства напитков, имеющих коричневый или светло-коричневый цвет [2].

     Основными компонентами современных газированных напитков стали пищевые красители (карамельные -- Е150 либо каротиноидные красно-желтые растительные пигменты -- Е120, 162) и ароматизаторы в виде эссенций синтетиче-ских душистых веществ. Также используют заменители сахара типа сорбита (Е420), аспартама (Е951) или ксилита (Е967) [1].

     Технология  производства

     Для получения газированной воды  в сатуратор подают одновременно охлажденную до 4°С воду и углекислоту из баллона, доводя давление в сатураторе до 2 атм.

     Для получения тонизирующих напитков в бутылках в бутылки вносят определенную дозу купажного сиропа (смесь всех составляющих напитка, за исключением газированной воды), разбавляемого затем газированной водой. После доведения до необходимого объема бутылки с напитком герметично укупоривают кронен-пробками. Ни более современных предприятиях существует другая схема приготовления: купажный сироп смешивают с холодной водой и насыщают углекислотой в больших емкостях, после чего разливают в бутылки, которые немедленно герметизируют.

     Стойкость напитков повышается при введении консервантов - бензоната натрия, сорбиновой кислоты.

     Упаковка, маркировка, хранение

     Напитки тонизирующие газированные разливают в бутылки по 0,33 и 0,5 л и герметично укупоривают кронен-пробками. Бутылки с напитками укладывают в ящики из древесины, картона или из полимерных материалов, а также в ящики и корзины металлические.

     Маркировка  тонизирующих напитков должна содержать все необходимые данные, предусмотренные стандартом, обязательно с указанием даты изготовления и срока хранения, а так же:

  1. фразы: "Не рекомендуется лицам до 18 лет, старшего и пожилого возраста, страдающим от бессонницы, беременным и кормящим женщинам, больным гипертонической  болезнью, с нарушением сердечной  деятельности, повышенной нервной возбудимостью, заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и других органов пищеварения";
  2. предупреждающей надписи о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции для здоровья человека;
  3. содержания тонизирующих компонентов (в мг на 100 куб. см напитка);
  1. рекомендаций по ограничению суточного потребления (в упаковочных единицах) в соответствии с содержанием биологически активных веществ в потребительской упаковке и значениями верхних допустимых уровней суточного потребления

       Тонизирующие напитки транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок, действующими на транспорте данного вида.

Информация о работе Анализ ассортимента и экспертиза качества тонизирующих напитков на примере ООО «Парус»