Система контроля качества медицинской помощи в ЛПУ. КЭМ Детской городской больницы №1 (г. Томска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается: в рассмотрении и понимании системы контроля качества в ЛПУ (Детская городская больница №1 г. Томска), определении общего положения, элементов, функций КЭМ Детской городской больницы № 1 города Томска.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Часть 1. Теоретические аспекты ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи в ЛПУ
Система ведомственного контроля качества медицинской помощи ……4
Система вневедомственного контроля качества медицинской помощи . 8
Часть 2. Контрольно-экспертная комиссия Детской городской больницы № 1 города Томска …………………………………………………………... 21
Заключение …………………………………………………………………… 30
Список литературы…………………………………………………………… 31
Приложения …………………………………………………………………... 32

Работа состоит из  1 файл

Ведомственная и вневедомственная оценка качества медицинской помощи.docx

— 64.32 Кб (Скачать документ)

министерство  здравоохранения социального развития

 

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

«Сибирский государственный  медицинский университет»

(ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава)

 

Факультет экономики и управления в здравоохранении

 

Кафедра организации  здравоохранения и общественного  здоровья

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Управление  качеством медицинской помощи»

 

 

 

Система контроля качества медицинской помощи в ЛПУ.

КЭМ Детской городской  больницы №1 (г. Томска)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса, группы 7801

Булгаков Д.А.

               

                                                                     Руководитель:                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск

2012

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

Часть 1. Теоретические аспекты  ведомственного и вневедомственного  контроля качества медицинской помощи в ЛПУ 

     Система ведомственного контроля качества медицинской помощи ……4

     Система вневедомственного  контроля качества медицинской  помощи . 8

Часть 2. Контрольно-экспертная комиссия Детской городской больницы      № 1 города  Томска …………………………………………………………... 21

Заключение …………………………………………………………………… 30

Список литературы…………………………………………………………… 31

Приложения …………………………………………………………………... 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    За последние 15 лет сформировалась негативная динамика показателей: общественного здоровья населения России и ухудшения ресурсного обеспечения здравоохранения страны. И это несмотря на то, что каждым из участников действующей в России системы контроля КМП (качества медицинской помощи) в ЛПУ (лечебно-профилактическом учреждении) ежегодно проводится значительный объем работы, до настоящего времени не удается обеспечить надлежащее качество оказываемой гражданам бесплатной медицинской помощ.

    Сложившийся механизм управления в здравоохранении, ориентированный на экстенсивные показатели, не позволяет реально влиять на качество здоровья населения, тормозит дальнейшее социально-экономическое развитие. Реформы, проводимые в здравоохранении, предусматривают одной из составляющих повысить качество медицинской помощи населению.    

    В связи с введением обязательного медицинского страхования возникла необходимость защиты прав пациента, а как известно без контроля не может быть достаточного качества. При введении обязательного медицинского страхования были систематизированы ведомственный и особенно вневедомственный контроль.

    Цель данной  работы заключается: в рассмотрении  и понимании системы контроля  качества в ЛПУ (Детская городская  больница №1 г. Томска), определении общего положения, элементов, функций КЭМ Детской городской больницы № 1 города Томска.  

 

 

 

 

Теоретические аспекты  ведомственного и вневедомственного  контроля качества медицинской помощи в ЛПУ.

Система ведомственного контроля качества медицинской помощи.

    Система контроля качества разработана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Законами Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "О защите прав потребителей" и другими нормативными актами. Она устанавливает общие организационные и методические принципы ведомственного контроля качества медицинской помощи, предоставляемой населению в учреждениях здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности на территории Российской Федерации.

    Целью осуществления  ведомственного контроля качества  медицинской помощи является  обеспечение прав пациентов на  получение медицинской помощи  необходимого объема и надлежащего  качества на основе оптимального  использования кадровых и материально-технических  ресурсов здравоохранения и применения  совершенных медицинских технологий.

    Объектом контроля  является медицинская помощь, представляющая  собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных  мероприятий, проводимых по определенной  технологии с целью достижения  конкретных результатов. Система  ведомственного контроля качества  медицинской помощи включают  следующие элементы;

- оценка состояния и  использования, кадровых и материально-технических  ресурсов лечебно-профилактического  учреждения;

- экспертиза процесса  оказания медицинской помощи  конкретным пациентам;

- изучение удовлетворенности  пациентов от их взаимодействия  с системой,

- расчет и анализ показателей,  характеризующих качество и эффективность  медицинской помощи;

- выявление и обоснование  дефектов, врачебных ошибок и  других факторов, оказавших негативное  действие и повлекших за собой  снижение качества и эффективности  медицинской помощи;

- подготовка рекомендаций  для руководителей лечебно-профилактических  учреждений и органов управления  здравоохранением, направленных на  предупреждение врачебных ошибок  и дефектов в работе и способствующих  повышению качества эффективности медицинской помощи;

- выбор наиболее рациональных  управленческих решений и проведение  оперативных корригирующих воздействий;

- контроль за реализацией  управленческих решении.

   Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путём должностными лицами лечебно-проилактических учреждений и органов управления здравоохранением, клинико-экспертными комиссиями и главными штатными и внештатными специалистами всех уровней здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники ВУЗов, научных центров, НИИ и других учреждений на договорной основе. Что касается организации экспертизы временной нетрудоспособности, то согласно приказу Минздравмедпрома РФ № 5 «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности» (от 13.01.1996), то выделяют 3 ступени оценки качества медицинской помощи:

1 ступень - является функцией заведующих подразделениями – он (она) обязаны в течение каждого месяца проводить экспертизу не менее 50% законченных случаев заболевания (историй болезни);

2 ступень – функция заместителя руководителя по клинико-экспертной помощи – проводить не менее 30-50 экспертиз в течение квартала;

3 ступень - клинико-экспертная комиссия ЛПУ – должна обеспечивать качество и эффективность медицинской помощи, предоставляемым данным ЛПУ.

    Экспертиза оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным в данном подразделении случаям. Экспертиза, как правило, проводится по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, карте амбулаторного больного и др.). При необходимости может быть проведена и очная экспертиза.

    Экспертиза качества  медицинской помощи конкретному  больному предусматривает сопоставление  ее со стандартами, которые,  как правило, содержат унифицированный  набор и объем диагностических  и лечебных мероприятий, а также  требования к срокам и результатам  лечения при конкретных нозологических  формах болезней.

    Эксперт во  время проведения экспертизы  качества лечебно-диагностического процесса:

- оценивает полноту и  своевременность диагностических  и точность мероприятий, адекватность выбора и соблюдение лечебник мероприятий, правильность постановки диагноза;

- выявляет дефекты и  устанавливает их причины;

- готовит рекомендации  по устранению и предупреждению  выявленных недостатков.

    Информация, полученная  в результате оценки качества  и эффективности медицинской  помощи, доводится до сведения  руководителей учреждения и является предметом обсуждения среди сотрудников.

    На каждый случай экспертной оценки заполняется «Карта оценки качества медицинской помощи». (см. приложение - ниже). В результате их статической обработки рассчитываются показатели, характеризующие качество и эффективность медицинской помощи в данном ЛПУ.

    Экспертному контролю обязательно подлежат: случаи смертельных исходов, внутрибольничных инфицирований и осложнений, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста, заболеваний с удлиненным или укороченным сроками лечения, при расхождении диагнозов, жалобах пациентов. Другие случаи оказания медицинской помощи должны иметь возможность быть подвергнутыми экспертной проверке статистическим методом "случайной" выборки.

    При оценке работы всего ЛПУ учитываются следующие показателями его деятельности: большое распространение и поздняя выявляемость социально значимых заболеваний, первичный выход на инвалидность и смертность лиц трудоспособного возраста, инвалидность в детском возрасте, эффективность реабилитации больных и инвалидов, показатели младенческой и детской смертности. Эта и другая информация, полученная в результате оценки качества оказания медицинской помощи, доводится до сведения руководителей самого учреждения, а также органов управления здравоохранением и должна являться предметом обсуждения.

   Таким образом ведомственный контроль качества и эффективности медицинской помощи является основным видом контроля, наиболее приближенным к исполнителям медицинских услуг. Его результаты используются и сопоставляются с данными вневедомственной экспертизы.

    Показатели качества  и эффективности медицинской  помощи могут быть использованы  для дифференцированной оплаты  труда медицинских работников.

 

 

 

Система вневедомственного контроля качества медицинской помощи.

Система вневедомственного контроля качества медицинской помощи создается в субъектах Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством в целях защиты прав граждан на охрану здоровья и содействия органам государственного управления в решении задач по совершенствованию деятельности учреждений здравоохранения.

Под системой вневедомственного контроля понимается оценка качества медицинской  помощи субъектами, не входящими в  государственную систему здравоохранения, в пределах своей компетенции. Система вневедомственного контроля устанавливает единые организационные и методические принципы контроля качества медицинских услуг, предоставляемых ЛПУ независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, на территории Российской Федерации.

Вневедомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется на основе оценки ресурсов и кадровых возможностей лечебно-профилактических учреждений, применяемых технологий, а также показателей объемов и результативности их деятельности. Для эффективности экспертной деятельности на территории субъекта Российской Федерации профессиональная медицинская ассоциация (лицензионно-аккредитационная комиссия) формирует регистр внештатных экспертов, по согласованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации и органом управления здравоохранением.

Ответственность за организацию и  состояние вневедомственного контроля качества медицинской помощи несут  руководители и должностные лица организаций и учреждений, имеющих  право на его проведение, в соответствии с должностными инструкциями и действующим законодательством.

Вневедомственный контроль за деятельностью учреждений здравоохранения, а также физических лиц, осуществляют:

- лицензионно-аккредитационные комиссии;

- страховые медицинские организации,

- территориальные фонды обязательного  медицинского страхования (в случае  выполнения ими функций страховщика);

- страхователи:

- исполнительные органы Фонда  социального страхования Российской  Федерации; - профессиональные медицинские  ассоциации;

- общества (ассоциации) защиты прав  потребителей.

Рассмотрим их компетенцию и  деятельность поподробней:

  1. Лицензионно-аккредитационные комиссии (ЛАК), которые осуществляют:
  • контроль за безопасностью медицинских услуг для пациентов и персонала, их соответствие установленным стандартам при проведении лицензирования и аккредитации учреждений здравоохранения;
  • контроль за выполнениями учреждениями здравоохранения и физическими лицами лицензионных условий;
  • выдачу лицензий и сертификатов юридическим лицам и гражданам;
  • участие в формировании вневедомственной экспертизы и регистра экспертов на территории субъектов РФ.
  • Исполнительные органы фондов обязательного медицинского страхования в пределах компетенции осуществляют контроль за правильностью оформления документов, подтверждающих временную нетрудоспособность граждан.
    1. Страховые медицинские компании - в рамках заключенных договоров обязательного и добровольного медицинского страхования осуществляют:
  • контроль качества, объема и сроков оказания медицинской помощи штатными экспертами;
  • определяют соответствие представленных к оплате счетов за оказание медицинских услуг их истинному объему и качеству;
  • предъявляют претензии и иски лечебно-профилактическим учреждениям по возмещению ущерба, причиненного застрахованным гражданам;
  • информируют органы управления здравоохранения, лицензионно-аккредитационную комиссию о выявленных в ходе экспертной работы недостатках в деятельности лечебно-профилактических учреждений;
  • участвуют в разработке тарифов на медицинские услуги;
  • заключают договоры на выполнение медицинских экспертиз качества с компетентными организациями и специалистами;
  • участвуют в лицензировании и аккредитации лечебно-профилактических учреждений и физических лиц;
  • обращаются в ЛАК с заявлением о приостановлении или прекращении действия лицензии;
  • перезаключают договоры на предоставление лечебно-профилактическими учреждениями медицинских услуг по медицинскому страхованию.
    1. Страхователь – осуществляет:
  • контроль за соблюдением условий договора медицинского страхования;
  • получает необходимую информацию об имеющихся на территории организациях, наделенных правами осуществления экспертизы качества медицинской помощи;
  • получает от страховщика информацию о состоянии медицинской помощи застрахованных и мер по ее совершенствованию;
  • доводит до сведения застрахованных граждан результаты экспертной оценки качества медицинской помощи и мер по ее улучшению;
  • перезаключает договоры медицинского страхования в случаях выявленных нарушений при оказании медицинской помощи.
    1. Профессиональные медицинские ассоциации – их функции:
  • организуют экспертизы качества медицинской помощи, участвуют в разработке стандартов качеств медицинской помощи, программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских кадров;
  • участвуют в формировании реестров экспертов и работе комиссий по аттестации медицинских работников, аккредитации и лицензировании, квалификационных комиссиях.
    1. Комитет общества по защите прав потребителей:
  • изучает общественное мнение о качестве оказываемой медицинской помощи;
  • информирует субъектов вневедомственного контроля о качестве оказания медицинской помощи и органы управления здравоохранением о дефектах в оказании медицинских услуг, защищает права пациентов путем отстаивания их интересов в административных и судебных органах.

Информация о работе Система контроля качества медицинской помощи в ЛПУ. КЭМ Детской городской больницы №1 (г. Томска)