Технология работы приемной комиссии (на примере Кушвинского филиала ГОУ СПО «Уральский политехнический колледж)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы проанализировать нормативную и практическую модель технологии работы приемной комиссии колледжа по организации приема документов у абитуриентов.
Поставленная цель работы определила ее задачи:
- изучить теоретический материал по теме курсовой работы;
- рассмотреть теоретические аспекты деятельности учреждений сред­него профессионального образования;
- охарактеризовать Кушвинский филиал ГОУ СПО «Уральский политехнический коллеж»;
- рассмотреть особенности деятельности приемной комиссии Кушвинского филиала;
- провести анализ практической модели технологии работы приемной комиссии колледжа по организации приема документов у абитуриентов и сравнить ее с нормативной;
- сделать обобщающие выводы по работе.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3 1. Теоретические аспекты деятельности учреждений среднего профессионального образования.......................................................................................................6
1.1. История становления и развития российской системы профессионального образования с 1700 по 2001 гг. ……………6
1.2. Среднее профессиональное образование на современном этапе………….13
1.3. Направления и перспективы развития системы среднего профессионального образования……………….19
1.4. Анализ нормативной модели технологии работы приемной комиссии колледжа по организации приема документов у абитуриентов……………………25
2. Анализ приема студентов в Кушвинский филиал ГОУ СПО «Уральский политехнический колледж»…………………………………………………………29
2.1. Характеристика учреждения………………………………………………...29
2.2. Правила общего приема в Кушвинский филиал……………………………33
2.3. Организация вступительных испытаний и зачисление в ОУ………………43
3. Анализ работы приемной комиссии Кушвинского филиала ГОУ СПО «Уральский политехнический колледж» по организации приема документов у абитуриентов……………………………………………………………………….48
3.1 Характеристика приемной комиссии ГОУ СПО «Уральский политехнический колледж»……………………………………………………………………...48
3.2. Анализ практической модели технологии работы приемной комиссии по организации приема документов у абитуриентов……………………………….53
Заключение…………………………………………………………………………56
Список литературных источников………………………………………………..59
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

Соцтехнологии.doc

— 394.00 Кб (Скачать документ)

В январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н. Иг­натьев, сторонник радикальной реформы среднего и высшего образования в соответствии с требованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период управление профессиональным образованием было децентрали­зовано.

После революции в России средние профессиональное образование стало частью системы народного образования. С 1919 года управление учеб­ными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой спе­циализации, гак и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление "Об установлении единой системы индустриально - технического образования'1. Техникумы стати вести подготовку специали­стов на базе семилетний школы, 40 -50 % учебных часов отводились на практическое обучение. Многие техникумы реорганизовались в отраслевые.

Управление средним профессиональным образованием стало строиться по отраслевому принципу. Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию, потребовали привлечения квалифицированных специалистов, перестройки образования.

В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы проблем в первую очередь высшей школы и техникумов, большинст­во из которых появились в этот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах". В этот период были разработаны стабильные учебные планы.

В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, по уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.

В 60-е годы в период развёртывания технологического этапа научно- технической базы средних учебных заведений возрос контингент обучаю­щихся, что связано с растущей общественной потребностью в квалифициро­ванных специалистах. Аналогичная тенденция характерна для высших учеб­ных заведений.

За годы советской власти в нашей стране сложилась и функционирова­ла определенная система профессиональной подготовки кадров. В эту систе­му входили: профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты и университеты. В учебных заведениях каж­дого уровня профессионального образования, как правило, реализовывалась профессиональная образовательная программа соответствующего уровня и одного профиля подготовки. Так, строительное ПТУ могло выпускать только рабочих по строительной профессии; педагогическое училище - только учи­телей начальных классов и воспитателей детских садов и т.п.[III]

Положительной стороной данной системы профессионального образо­вания можно считать фундаментальную практическую подготовку по вы­бранной профессии (специальности), включающую учебную и производст­венную практику в ПТУ; учебную, технологическую и преддипломную прак­тику - в средних и высших профессиональных образовательных учреждени­ях.

Начиная с 1989 г. в стране организуется экспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня квалификации в высших профес­сиональных училищах (ВПУ), которые отличает широта профиля подготов­ки, формирование знаний и умений по современным информационным тех­нологиям, по коммерческим дисциплинам и т.п. Этот эксперимент привел к изменению классической структуры профессионального образования и воз­никновению различных типов образовательных учреждений: профессиональные лицеи, профессиональные колледжи, университеты, академии, цен­тры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и др., кото­рые расширили профиль и уровень подготовки профессиональных кадров, а также стали предлагать другие образовательные услуги, не свойственные им ранее.

В 1961/62 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего про­фессионального образования с контингентом учащихся 2,4 млн. человек. В соответствии с требованиями отраслей народного хозяйства возросла подго­товка кадров по ряду специальностей, было открыто более 30 новых направ­лений подготовки. К 1981 году система среднего специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страны более чем по 500 специальностям. К началу 90-х годов XX века ди­версификация профессиональных образовательных учреждений привела к изменению их структуры.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий се развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства. Новая система профессионального образования предполагает развитие и ста­новление личности человека как профессионала в течение всей жизни и по­этому должна:

- предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями, запросами и возможно­стями:

-      учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в под­готовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специали­стов;

-     способствовать развитию демократических свобод в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои ори­гинальные образовательные программы.

Это послужило толчком в развитии профессионального образования и, как показало исследование, наиболее перспективным направлением его раз­вития будет широкая диверсификация, которая обеспечит развитие образова­тельной системы России и будет способствовать:

-    предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями, запросами и возможно­стями;

-    учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в под­готовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специали­стов;

-      способствовать развитию демократических свобод в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои ори­гинальные образовательные программы.

В стране стати складываться новые социально-экономические отноше­ния, которые повлияли на формирование содержания профессионального об­разования. Оно стаю развиваться путем количественных — появление новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и качествен­ных изменений - гуманитаризации содержания обучения. Эти процессы лег­ли в основу развития содержательного компонента диверсифицированной педагогической системы среднего профессионального образования.

В настоящее время в России функционирует 2812 средних профессио­нальных учебных заведения, из них 142 негосударственных, которые обеспе­чивают подготовку специалистов среднего звена более чем по 280 специаль­ностям. Численность студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях составляет 2147 тысяч человек.

Система среднего профессионального образования включает две со­ставляющие: профессиональное образование и дополнительное образование. Последнее реализуется при повышении квалификации и переподготовке вы­свобождаемых работников, незанятого населения и призвана способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовле­творению потребностей в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности.

 

 

 

 

 

 

1.2. Среднее профессиональное образование на современном этапе

В начале 1997 г. российское правительство приняло решение о необхо­димости реформирования системы образования. Это делалось в общем кон­тексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы в новых условиях.

Наметившаяся в это время относительная макроэкономическая стаби­лизация и ожидание начала экономического роста требовали изменения принципов организации деятельности социальной сферы, ее большей увязки с формирующимся рыночным окружением.

Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подго­товку специалистов- практиков.

Реализуется оно по двум основным образовательным программам - ба­зового уровня и повышенного уровня.

Повышенный уровень среднего профессионального образования обес­печивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год).

Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся. Содержание обра­зовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профес­сионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: феде­рального компонента, определяющего общегосударственные требования, к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально- регионального компонента. В связи с окончанием срока действия в 2001 году начата разработка нового поколения стандарта.

Среднее профессиональное образование реализуется в различных фор­мах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуще­ствляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ[IV].

Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образо­вания составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки.

Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации сред­него профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведе­ний: техникум (училище) и колледж.

Техникум реализует основные профессиональные образова­тельные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж - основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образо­вания может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессио­нального образования (среднем специальном учебном заведении).

Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За последние три года введено более 20 новых специально­стей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информаци­онных технологий.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответст­вующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока обуче­ния в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессио­нального образования базового уровня, 1 - 2 года - при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.

Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заве­дений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Средние специальные учебные за­ведения находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ве­домств, а также субъектов Российской Федерации.

Сегодня в системе обучается около 2,3 млн. молодых людей и девушек. Изучение истории трансформации колледжей позволяют провести ди­версификацию типов профессиональных образовательных учреждений сред­него профессионального образования по признаку уровней и количества реа­лизации профессиональных образовательных программ:

- одноуровневые профессиональные образовательные учреждения - традиционные ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы

начального и среднего профессионального образования и относящиеся по своей принадлежности к этому уровню;

-      двухуровневые профессиональные образовательные учреждения - профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традицион­ной подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно начального или среднего профессионального образования;

-       многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие широкий спектр профессиональных разноуровневых образова­тельных программ. Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями непрерывного профессионального образования[V].

             

Все вышесказанное позволяет утверждать, что диверсификация средне­го профессионального образования создает необходимые условия для по­строения иерархической и ранжированной модели многоуровневого, много­ступенчатого и многопрофильного непрерывного профессионального обра­зования, адаптированной к уровням образования и квалификации, возможно­стям и потребностям личности, особенностям профессиональных образова­тельных учреждений и специфики региона, позволяющей личности само­стоятельно выбирать различные вектора направленности обучения и пере­подготовки по всему профессиональному полю, а профессиональному обра­зовательному учреждению в современных экономических условиях сформи­ровать свою реальную образовательную систему.

Информация о работе Технология работы приемной комиссии (на примере Кушвинского филиала ГОУ СПО «Уральский политехнический колледж)