Технология работы социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:16, реферат

Описание

Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Технология работы социального педагога с семьей
1.1. Формы и методы работы социального педагога с семьей…………… 4
Глава 2. Работа социального педагога в школе
2.1. Методика работы социального педагога с родителями……………. 8
2.2. Работа социального педагога с детьми……………………………... 11
Заключение…………………………………………………………………..14
Литература…………………………………………………………………. 15

Работа состоит из  1 файл

Методика работы социального педагога с семьей КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 41.34 Кб (Скачать документ)
 

  Содержание 

  Введение…………………………………………………………………….. 2 
 

  Глава 1. Технология работы социального педагога с семьей  

  1.1. Формы и методы работы социального педагога с семьей…………… 4 

  Глава 2. Работа социального педагога в школе 

  2.1. Методика работы социального педагога с родителями……………. 8 

  2.2. Работа социального педагога  с детьми……………………………... 11 

  Заключение…………………………………………………………………..14 

  Литература…………………………………………………………………. 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  Актуальность  этой темы состоит в том, что семья  в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных  ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать  служба социальной помощи и социальный педагог.

  Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального  педагога, работающего с ней. Поэтому  эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального  педагога с семьями "группы риска".

  Социальный  педагог сталкивается с разными  неблагополучными семьями. Это семьи  где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы  или наркоманы, хронически больные  или инвалиды. Современные условия  добавили ещё и безработицу родителей.

  Задача  социального педагога в работе с  семьей - это разрешение кризисных  ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог  кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

  Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи  на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

  Для оказания помощи семьям организованы различные центры, социальные службы, приюты и др.

  В работе с семьей социальный педагог  выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.

  Особое  внимание обращается на семьи, которые  оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном  предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.

  Социальный  педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Поэтому социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы.

  Анализ  теоретических и практических аспектов, изучаемой проблемы позволил сформировать основную гипотезу: деятельность социального  педагога с семьей благоприятно воздействует на общий климат семьи, на развитие ее педагогической направленности, тем  самым открывает возможность  на повышение познавательной и социальной активности ребенка.

  Научная новизна, теоретическая значимость заключается в выявлении основных условий и принципов организации социально-педагогической работы и содержания и методов работы в них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Технология работы социального педагога с семьей 

1.1. Формы и методы работы социального педагога с семьей 

  Согласно  А.В. Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия).

  Цель  его работы - создание благоприятных  условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной  социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его  жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником  между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в  роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его  окружением.[5, 22]

  Он  проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

  Социальный  педагог по своему профессиональному  назначению стремится по возможности  предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального  и т. п. плана). Социальный педагог  не ждет, когда к нему обратятся  за помощью. В этической форме  он сам «выходит» на контакт с  семьей [7,67]. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

  Деятельность  социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.[1,177]

  Образовательная составляющая включает в себя два  направления деятельности социального  педагога: помощь в обучении и воспитании.

  Помощь  в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и  формирование педагогической культуры родителей.

  Помощь  в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так  же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной  помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования  ее воспитательного потенциала.

  Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку  и коррекцию.

  Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

  Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

  Посреднический  компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации  и информирование.

  Помощь  в организации направлена на организацию  семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению  домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

  Помощь  в координации направлена на активизацию  различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного  ребенка.

  Помощь  в информировании направлена на обеспечение  семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме  консультирования. Вопросы могут  касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного  законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые  существуют внутри семьи.

  Социальный  педагог при работе с семьей выступает  в трех основных ролях:

  Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей  и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

  Консультант - консультирует по вопросам семейного  законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует  о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального  развития и воспитания ребенка в  семье.

  Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с  полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение  к детям) и вытекающими из этого  проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения  родителей к детям. [1, 176 - 184]

  Формы социально - педагогической помощи семье.

  Одна  из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

  Патронаж  дает возможность наблюдать семью  в ее естественных условиях. Что  позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения  семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует  находить возможности информировать  семью о предстоящем визите и  его целях.

  Патронаж  может проводиться со следующими целями:

  - диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

  - контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

  - адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

  Регулярные  патронажи необходимы в отношении  неблагополучных и прежде всего  асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим  кризисным ситуациям.

  Наряду  с патронажем, занимающим важное место  в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с  семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для  оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при  решении жизненных задач.

  Социальный  педагог, работая с семьей, может  использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное  заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

  Наряду  с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые  методы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Информация о работе Технология работы социального педагога с семьей