Шпаргалка по Социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:50, шпаргалка

Описание

Структура соц-го знания – не просто совокупность инф-ции, представлений и науч. понятий об обществен. явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об об-ве как динамично функционирующей и развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или об-ва в целом. Подход к любому соц. явлению как к элементу об-ва и через само об-во, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся соц. сист. – один из важн. методов науч. социологии.

Работа состоит из  1 файл

ответы на вопросы.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

30. «Понимающая социология М.Вебера»

 Важн. составляющей данной теории  явл-ся концепция идеальных типов.  Это некая идеал. модель того, что наиболее полезно чел-ку, что объективно отвечает его интересам в соврем. ему эпохе. В этом отнош. в качестве идеал. типов м/т выступать морал., полит., религиоз. ценности и вытекающие из них установки поведения и деят-ти людей, правила и нормы их поведения, а также традиции соц. общения.

Идеал. типы Вебера харак-ют как бы сущность оптимал. обществен. состояний  — сост. власти, межличностного общения, индивидуал. и групп. сознания и т.д. В силу этого они выступают  как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духов., полит. и материал. жизнь людей. Вебер выделял след. типы соц. действия: Целерационал. действие — это когда чел-к ясно пред-ет себе цель действия и ср-ва ее достижения, а также учитывает возможную реакцию др. людей на свои действия. Критерием рацион-ти явл-ся успех. Ценностно-рационал. действие совершается ч/з сознательную веру в этич., религиозную ценность определенного поведения. Аффективное действие происходит ч/з аффекты, т.е. бессознат. психологич. импульсы и чувства. Традиционное действие осущ-ется ч/з привычку. В реальном поведении людей чаще всего присут-ют все указанные типы действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержанием и механизмом осущ-ния соц. действия. Вебер исходил из того, что в историч. процессе растет степень рациональности соц. действий. Это видно в развитии капитализма: рационал-ся способ ведения хоз-ва, управление в области эк-ки, политики, науки, культуры; образ мышления людей. Воплощением рацион-сти Вебер считает прав. гос-во, функционирование которого базируется на рационал. взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым полит. и морал. ценностям.

31. Соц. ф-ии семьи

Семья — один из наиболее древ. и  значимых соц. институтов. Семья выполняет целый ряд функций, среди которых важн. явл-ся репродуктив., воспитат., хозяйственно-эконом. и рекреационная. Это воспроиз-во в детях числен-ти родителей. Чтобы ч/з 25—30 лет уровень нас. в нашей стране не снизился, кол-во детей в кажд. семье д/б не менее двух. Соц-но-демограф. ситуация в наст. вр. вызывает большую озабоченность у многих специалистов. Для нее характерны снижение уровня рождаемости, старение нас., увеличение кол-ва однодетных и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости. Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и срав-но благополучные в плане стабильности пары нередко не решаются заводить 2го, 3го, а подчас даже одного ребенка, опасаясь, что их брак будет столь же непрочен, как и многие др. Наблюдаются большие различия м/у рождаемостью в разн. регионах страны и у разн. групп нас. Наиболее низкая рождаемость в круп. городах. У женщин с высшим образов. показатель рождаемости в 3 раза ниже, чем у женщин с начал. образов. Воспитат. Для нормал., полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими др. институтами или обществ. учрежд. Существ. влияние на формирование личности ребенка указывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьянство родителей явл-ся одной из важн. причин негативных отклонений в поведении детей и детской преступности. Стереотипы семейного воспитания. 1. Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отнош. к детям, ложно понимаемая любовь к ним. Дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в т.ч. и долга п/д родителями. 2. Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим д/ы заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в дет. садах и школах. Такие родители считают своим долгом материально обеспечить своих детей. Семья оказывала огромное влияние на развитие личности кажд. ее члена, расширяя или ограничивая пространство для самореализации детей и взрослых. Рекреацион. ф-ия включает в себя и духовно-эстетич. моменты, в т.ч. организацию семейного досуга и отдыха. Рекреацион. аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейн. отнош., а это влияет на жизнедеят-ть семь, ее стабильность и в конечном счете на самосуществование брачной пары. Все ф-ии семьи тесно взаимосвязаны, но их соотнош. и удельный вес м/б различными.

32. Крестьянство в соц. структуре  общества. Проблемы разв-я фермерства

Крестьянство - этот слой делится на социализиров. крест-во - это работники  предприятий коллектив. форм собственности: ОАО, ЗАО и частнопредпринимательское (фермерское) крест-во - фермеры имеют в своей лич. собственности ср-ва произ-ва, земля же принадлежит гос-ву, а им сдается в долгосроч. аренду.

В настоящее время крестьянство состоит из колхозного, совхозного и небольшого слоя фермеров (их число 1 % населения), которые строят свои предприятия на арендованной земле, применяя при этом наемный труд. Иногда фермеры работают сами, им помогают жены и дети. Фермерство – более адаптированная социальная группа сельского социума к условиям капиталистического рынка, нежели колхозно-совхозное крестьянство. Если средний размер фермерского участка по России равен 50 га, то передовые фермеры имеют по 200 – 250 га (что сопоставимо с Канадой или США). Фермерство смогло выжить прежде всего в районах, где возможно рентабельное ведение товарного хозяйства, где производство прибыльно при нынешних ценах на сельскохозяйственную продукцию. Но на территории Башкортостана колхозы до сих пор вполне себя оправдывают (хотя, безусловно не все). Они получают новейшую импортную технику, им помогает правительство, предоставляются субсидии. Главный вопрос, который является болезненным для России – о собственности на землю, он сейчас находится в стадии разрешения и, будем надеяться, на улучшение положения в сельском хозяйстве.

33. Семья и брак в совр. обществе. проблемы стабильности

 Известно, что нестабильность  брака и семьи, проявляющаяся  в росте числа разводов, характерна  практически для всех развитых  стран мира. В наст. вр. институт  семьи переживает трудные времена.  Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: эконом. зависимость женщины от супруга, юридич., религиоз., морал. запрет или осуждение разводов. В основе развода лежит конфликт м/у супругами. Выдел-ся неско-ко уровней супруж. взаимоотнош., на которых могут происходить конфликты. 1. Психофизиологич. — дисгармония прояв-ся в нарушении секс. жизни. 2. Психологич.— в семье создается нездоровый климат, проявляя-ся в постоянных ссорах, взаимных придирках, раздражит-ти, которая зачастую вымещается на детях. 3. Социально-ролевой — симптомы нарушения стабильности этого уровня — неправильное, неравномерное распределение семейно-быт. нагрузки, хаотичность семейного уклада. 4. Социокультурный (духовный) — конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважения, отсутствия интереса общением с партнером и т.д. Причины, вызвавшие конфликт м/о разделить на 2 большие группы - по времени возникновения их. Это причины, возникшие во время брака, во время совместной жизни и общего ведения хоз-ва, и причины, которые объективно существовали до момента создания семьи- факторы риска. К факторам риска отн-ся: 1.большая разница в образовании и в возрасте м/у супругами; 2. легкомысленное отношение к браку, семье вообще; 3. слишком ранний возраст вступления в брак; 4. резкое несогласие родителей на заключение брака; 5. брак по принуждению, без взаимного согласия. В Рос. сред. возраст впервые вступающих в брак - 21,7 года для женщин и 23 — для мужчин. При разводе указ-ся 3 группы причин.

1. Бытовые (жилищные условия,  неумение или нежелание одного из супругов вести дом. хоз-во, матер. необеспеченность). 2. Межличностные конфликты (утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, ревность). 3. Внешние факторы (измена, появление нов. семьи или нов. чувства у инициатора развода, вмешат-во родителей и др. лиц). Все 3 группы факторов тесно переплетаются. Так, измена м/б следствием невнимания, грубости, а грубость — рез-том хоз. неурядиц и т.п. Разные люди по-разному переживают распад своей семьи. Последствиями разводов явл-ся снижение труд. активности, высокая вероятность нервн. стрессов, психич.расстройств.

34. Маргинализация как явление  совр. общества.

 Нижний слой (маргиналы) замыкает  основную, социализированную часть  общества, его структура и функции представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Признаками представителей данного слоя являются очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

Социальное дно характеризуется  главным образом изолированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда следует замкнутость социальных связей преимущественно в рамках самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы — воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди — алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д. Этот слой составляет примерно 10 % общества.

35. Соц. исследование: понятие, виды, осн. этапы

Социолог. исследов. — это процесс  познания, в котором прояв-ся 2 уровня социолог. знания: теоретико-методологич. и эмпирич.. В нем сочетаются дедуктивный  и индуктивный методы анализа. Социолог. исследов. нач-ся с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки инф-ции и т.д. – 1ый этап. 2ой этап — сбор первич. социолог. инф-ции. Это собранные в различ. форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из док-тов, отдел. ответы опрашиваемых и т.д. 3ий этап — подготовка собранной в ходе социолог. исследов. (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) инф-ции к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ. 4ый этап — анализ обработанной инф-ции, подготовка научн. отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления. Различ. 3 осн. вида социолог. исследов.: 1. Разведыват. (пилотажное) исследов. — самый простой вид социолог. анализа, позволяющий решать ограничен. задачи. По сути идет «обкатка» инструментария (метод. док-тов): анкеты, бланка-интервью, опросного листа, карточек изучения док-тов и др. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. 2. Описат. исследов. — более сложный вид социолог. анализа. Оно обычно проводится когда объект анализа —большая совокуп-ть, отличающаяся разнообраз. характер-ми, н-р, труд. коллектив круп. предприятия, где работают люди разн. профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. 3 аналитич. исследов. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Аналитич. исследов. невозм/о без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария.

36. Теория соц. стратификации  и соц. мобильности

Все об-во делится на разл. слои —  страты, которые разл-ся м/у собой  по уровню доходов, видам деят-ти, полит. взглядам, культур. ориентациям и  т.д. Соц. стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существов. высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Под соц. мобильностью понимается любой переход индивида или соц. объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано челов. деят-тью, из одной соц. позиции в др. Сущ-ет 2 осн. типа соц. мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонт. соц. мобил-тью или перемещением, подразумевается переход индивида или соц. объекта из одной соц. группы в др., расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из одного гражданства в др., из одной семьи (как мужа, так и жены) в др. при разводе или при повторном браке. Ими же явл-ся перемещения соц. объектов (радио, автомобиля, моды) в рамках одного соц. пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого др. Под вертикал. соц. мобил-тью подразум-ся те отнош., которые возникают при перемещении индивида или соц. объекта из одного соц. пласта в др. В зависимости от направления перемещения сущ-ют 2 типа вертик. Мобил-ти: восходящая и нисходящая, т.е. соц. подъем и соц. спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения эконом., политич. и профес. мобильности. Восход. течения сущ.ют в 2 осн. формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Нисход. течения также имеют 2 формы: 1ая закл-ся в падении индивида с более выс. соц. позиции на более низкую без разрушения при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; др.форма прояв-ся в деградации соц. группы в целом, в понижении ее ранга на фоне др. групп или в разрушении ее соц. единства.

37. Интеллигенция в соц. структуре  общества

Интеллигенция - всё нас. гуманитар. специальностей и профессий (врачи, учителя, работники искусства, культуры). Базовый слой общества

До рецепции социализма в Р. русской  интеллигенции не сущ-ло, был только «образован. класс» и разные в нем  направления». Т.о, м/о сделать вывод, что интел-ция – это образов. класс об-ва, стремящийся к его реформированию, улучшению жизни, демократии. Но после революции 1917 г. смысл понятия «интел-ция» стал искажаться. Многие интеллигенты, не смирившись с новой властью, вынуждены были эмигрировать, др. были репрессированы и конец своей жизни провели в лагерях. В итоге «сливки об-ва» были из об-ва удалены, а их место заняла новоиспечен. «совет. народ. интел-ция», «сел. интел-ция». К интел-ции отн-ся «люди, профессионально занимающ. умствен. трудом и обладающие необходимым для такого труда спец. образованием (инженеры, техники, врачи, учителя, юристы, работники науки и искусства)». Рос. интел-ция развивалась отлично от европейской. В связи с этим интересно рассмотреть различия между русской интеллигенцией и западными интеллектуалами (обратите внимание, само слово «интеллигенция» существует только в русском языке). Говоря о рус. интел-ции, стоит отметить такую ее харак-ую черту, как «подпольность», противостояние гос. власти, даже склонность к анархизму. Не зря же в сер. 19 в. появ-сь Канцелярия и III отделение, осуществл. политич. надзор и сыск! Интел-ция была оторвана от реальности, ей приходилось прятаться, жить в своем собств. мире надежд и мечтаний, не имея возможности реализовать свои планы. В Европе: западные интеллектуалы всегда бережно относились к гос-ву, видя в нем товарища, ср-во достижения своих целей. Они были реальной политической силой, которая продвигала новые законы, осуществляла реформы и т. д.

39. Интегральная социология П.А. Сорокина

Сорокин делил соц-гию на теоретическую  и практическую. Теоретич. соц-гию  он делил на 3 отдела: Соц. аналитика  изучает строение (структуру) соц. явления  и его осн. формы. Предмет соц. механики— процессы взаимодействия людей— поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Соц. генетика изучает развитие соц. жизни, ее отдел. сторон и институтов. Понятно, что развитие соц. явления опред-ся его строением (структурой) и взаимодействием с др. явлениям, так что соц.генетика содержит в себе соц. аналитику и соц. механику. Практич. соц-гия харак-ся как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретич. соц-гия, она д/а помогать об-ву и чел-ку управлять соц. силами в соответствии с поставленными целями. Объектами изучения неопозитивист. соц-гии Сорокина яв-ся соц. поведение и деят-ть людей, соц. группы и структура об-ва в целом, а также происходящие в нем соц. процессы. Неоднородность об-ва, его объектив. деление на разные соц. группы нашли свое отражение в теории соц. стратификации и соц. мобильности. Соц. стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существов. высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Под соц. мобильностью понимается любой переход индивида или соц. объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано челов. деят-тью, из одной соц. позиции в др. Сущ-ет 2 осн. типа соц. мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонт. соц. мобил-тью или перемещением, подразумевается переход индивида или соц. объекта из одной соц. группы в др., расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из одного гражданства в др., из одной семьи (как мужа, так и жены) в др. при разводе или при повторном браке. Ими же явл-ся перемещения соц. объектов (радио, автомобиля, моды) в рамках одного соц. пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого др. Под вертикал. соц. мобил-тью подразум-ся те отнош., которые возникают при перемещении индивида или соц. объекта из одного соц. пласта в др. Сорокин был противником всяких соц. потрясений, в т.ч. революций, и выступал за нормал. эволюционный путь развития. Он анализирует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важн. в его соц-гии. С помощью этого понятия объясняется поведение индивидов и соц. групп, их взаимодействия по разным направлениям.

40. Соц. эксперимент как метод  сбора соц. информации

Информация о работе Шпаргалка по Социологии