Шпаргалка по Социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:50, шпаргалка

Описание

Структура соц-го знания – не просто совокупность инф-ции, представлений и науч. понятий об обществен. явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об об-ве как динамично функционирующей и развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или об-ва в целом. Подход к любому соц. явлению как к элементу об-ва и через само об-во, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся соц. сист. – один из важн. методов науч. социологии.

Работа состоит из  1 файл

ответы на вопросы.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

18. Предприниматели  как социальный слой

 Наименее  малочисленной группой нашего  общества является нарождающаяся  буржуазия, предприниматели, так  называемые «новые русские», численность  которых не определена, но примерно равна лишь 2-3 процентам населения. Современные предприниматели не хотят развивать производство, возрождать отечественную промышленность и заботится о государстве и согражданах, они обеспокоены только одним – получением прибыли, деньгами и интересы их меркантильны. Они предпочитают заниматься бартерными сделками, обналичиванием, говоря их языком, создавая, в итоге, из воздуха огромные капиталы. Они не тратят деньги на благотворительность, науку и искусство, предпочитая отдыхать на Канарских островах и других престижных курортах. «Новых русских» можно подразделить на несколько групп:

 

1.Менеджеры – совладельцы акционерных  обществ, которые руководят ими  по найму, но имеют контрольный  пакет акций. 2.Наемные менеджеры,  которые управляют государственными  и частными предприятиями за заработную плату. 3.Предприниматели – собственники, преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющих ими. 4.Самостоятельные работники, которые заняты мелким предпринимательством с помощью собственных средств. 5.Бизнесмены – менеджеры – наемные директора мелких и средних предприятий, которые совмещают управленческую работу с собственным бизнесом. 6.Полупредприниматели, которые совмещают работу по найму (не руководящую) с разными видами предпринимательства.

19. Рабочий класс в современном  российском обществе

 Рабочий класс - это слой  нас., который участвует в процессе  произв-ва или сфере услуг,  они не имеют в своей собственности  ср-в произ-ва, недвижимости, приносящей  прибыли, и получают за свой труд только з/п (слесарь, токарь, продавец и т.д.).

 Рабочий класс России в  настоящее время социально неоднороден  и представляет собой скорее  совокупность отдельных слоев  рабочих, а не класс – единый  и монолитный, каким он был  в советское время. Наблюдаются процессы сокращения численности рабочих, роста безработицы, перехода рабочих в частный и кооперативный сектора. Государственные предприятия останавливаются, закрываются, становятся банкротами, а, если и продолжают работать, то в цехах пусто, трудятся по 1-2 рабочих и прибыли, за редким исключением, они не получают. Упадок отечественного производства отрицательно сказывается на всей российской экономике.

20. Анализ документов как метод  сбора соц. инф-ии

Под документом подразумевают те или иные источники, содержащие инф-цию о соц. фактах и явлениях обществ. жизни функционирующих и развивающихся в об-ве. Анализ док-тов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны соц. действит-сти. Документы обычно содержат богатую и емкую инф-цию об этой дейст-сти. От формы, в которой зафиксирована инф-ция, зависит то, для каких целей м/б использован этот вид док-та и каким методом он успешно м/б проанализирован. По форме фиксации информация делится на: 1. письмен. док-ты; 2. статистич. данные; 3. иконографич. док-ция (кино-, фотодок-ция); 4. фонетические док-ты. Под традиционным, классич. анализом «понимается все многообразие умствен. операций, направлен. на интеграцию сведений, содержащихся в док-те с определ. т.з., принятой исследователем в каждом конкретном случае. Такой анализ направлен на полное выявление их содержания. Слабостью традиц. анализа док-тов явл-ся субъективизм. Стремление преодолеть субъективность традиц. анализа породило разработку формализованного (количествен.) метода анализа док-тов, или контент-анализа. Контент-анализ, или науч. анализ содержания док-та — это метод исследования, применяемый в самых разл. дисциплинах, областях гуманитар. знания. При своем рождении контент-анализ был использован для изучения текстовых газет. материалов. Этот метод часто испол-ся разл. спецслужбами: до 80% самой секретной инф-ции добывается с его помощью. В социолог. исследовании газет. тексты, соглашения, протоколы, договоры и т.д. выступают в качестве объекта анализа. Прагматич. модели контент-анализа сосредоточивают внимание на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидет-ют о позициях или намерениях автора. Методологич. принципы опред-ют содержат. интерпретацию исследуемых явлений. А технич. приемы выполняют такую же роль, как и др. методы социологич. исследования, н-р статист. наблюдение или опрос. Технич. приемы — это ср-ва сбора социолог. инф-ции.

21. Прикл. социология как часть  единого соц. знания: понятие,  уровни

 Структура соц-го знания –  не просто совокупность инф-ции, представлений и науч. понятий об обществен. явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об об-ве как динамично функционирующей и развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или об-ва в целом. В структуре соц. знания м/о выделить отд. уровни: 1) общесоциолог. теории; 2) спец. социолог. теории, которые харак-ся как частные; 3) конкретные социолог. исследования. Эти теории касаются сущностных моментов развития об-ва и в целом истор-го процесса. Важн. разделом общетеорет. социологии явл-ся теории обществ. отнош., раскрывающих природу и содержание эконом., полит., правов., нравствен., эстетич., религиоз. отнош. м/у соц. субъектами. На уровне общесоциолог. теорий каждое соц. явление рассм-ся с т.з. его места и роли в об-ве, его многообразных связей с др. явлениями.

 Спец. социолог. теории касаются  отдел. сфер обществ. жизни,  соц.групп и институтов. Их познавательный  ракурс на много уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве них м/т выступать, например, эконом. и соц. сферы жизни об-ва. Исследуются проблемы социально-эконом. отнош., производств. деят-ти людей, а также условия труда и соц. защиты разл. категорий нас., вопросы народного образования. Спец. социолог. теории направлены на решение практич.проблем сегодн. дня и ближ. будущего. Конкрет. соц.. исследования.

проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Данные этих исслед. м/т служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспект. задач общест. и гос. жизни, деят-ти разл. соц. групп, труд. коллективов, полит. партий. Главное в конкрет.соц. исследовании —получить объективную инф-цию о том, что происходит в об-ве, какой-то его сфере и как это воспринимается людьми

22. Бюрократия как соц. слой

 Верхний слой включает, прежде  всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного  субъекта реформ. Их объединяет  факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования. Верхний слой составляет примерно 0,5 % всего российского общества. Также сюда можно включить так называемых «новых русских», которые составляю примерно 4,5 % общества.

В верхний слой входит верхушка государственной бюрократии, большая часть генералитета, крупные землевладельцы, руководители промышленных корпораций, финансовых институтов, крупные и преуспевающие предприниматели. Треть представителей этой группы не старше 30 лет, доля женщин — меньше четверти, доля нерусских в полтора раза выше, чем в среднем по стране. В последние годы отмечается заметное старение этого слоя, что свидетельствует о замыкании его в своих границах. Уровень образования — весьма высокий, хотя не намного выше, чем у среднего слоя. Доходы этого слоя в отличие от доходов остальных растут быстрее, чем цены, т. е. здесь происходит дальнейшее аккумулирование богатства. Материальное положение этого слоя не просто выше, оно качественно отличается от положения других.

23. Психологическое направление  в русской социологии (Де-Роберти,  Кареев, Петражицкий)

Психолог. направление в социологии Рос. сложилось в 1890-х гг. В своей  психолог. социологии Де-Роберти исходил  из того, что все обществ. явл. пред-ют собой рез-тат деят-ти людей, которая направляется присущими им психич. факторами, их желаниями, эмоциями, образом мыслей, волей и т.д. Поэтому социология как опытная наука об об-ве д/б тесно связана с психологией, предметом которой явл-ся психич. деят-ть людей, определяющая их соц. деят-ть. Осн. цель социологии Де-Роберти видел в познании законов психич. взаимодействия». Говоря о психич. взаимодействии людей, Роберти, указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокуп-ть коллект. восприятий, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных соц. групп, определенных масс людей и нац. общностей. Существ. вклад в обоснование роли и значения психолог. факторов в развитии об-ва внес историк и социолог Кареев. Он указывал на важн. значение психологии в объяснении обществ. явлений, ибо последние всегда имеют психологич. основу. Ведь они выступают как продукт деят-ти людей, в рез-те которой воплощаются их чувства, воля и представления о чем-либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей. Кареев обращал внимание на 3 осн. стороны духов. бытия чел-ка, а именно: на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деят-ти и поведении людей, а значит, во всей их обществ. жизни, большую роль играют интеллектуал., эмоцион. и волевая стороны их дух. мира. Кареев считал, что психич. взаимодействия людей лежат в основе их обществ. развития, ибо обусловливают их эконом., полит. и др. взаимодействия, рез-том которых выступает развитие всех сфер жизни об-ва и его соц. институтов.

25. Социализация личности

Одна из основополагающих проблем  соц-гии личности — изучение процесса социализации, т.е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему чел-к  становится деятел. обществен. субъектом. Многочислен. сравнит. исследов. показали, что не только соц. привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов явл-ся продуктом соц-ции. Так, сами качества маскулинности (мужественности) и феменинности (женственности) не явл-ся, как это долго считалось, только «естественными», т.е. природнобиологически обусловленными (твердый, сильный мужчина и мягкая, слабая, преданная женщина). История возникн. термина «социализация» связана с «недоразумением», с неточностью при переводе с нем. на англ. Понятие «социализация» шире традиц-х понятий «образование» и «воспитание». Образов. Предп-ет передачу определ. суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправлен., сознательно спланированных действий, цель которых — формирование у ребенка определенных личност. качеств и навыков поведения. Сущ-ют два осн. подхода в определении сущности и процесса соц-ции: 1) соц-ция — это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением», когда актив. стороной явл-ся об-во, а сам чел-к — пассивный объект его разнообраз. воздействий; 2) с этим подходом согласны в наст. вр. подавляющее большинство социологов — он основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны об-ва (так называемых агентов социализации), но и акгив-ть, избират-ть отдел. индивида. При этом соц-ция рассмат-ся как процесс, который продолжается в теч. всей жизни чел-ка. Принято выделять первичную соц-ию, охватыв. п-д детства, и вторичную соц-цию, занимающую длител. временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклон. возраст.

27. Концепция социального плюрализма  М.М. Ковалевского

М. Ковалевский подходил к соц-гии  как к науке, а не как к концепции  чел-их идеалов. Он исходит из того, что для соц-гии главное есть правда-истина. Идеи закономерного  и поступат. характера истор. процесса, как и соц. преемственности, — важные стороны эволюционистской концепции К., согласно которой об-во более или менее плавно (эволюционно) переходит от одного своего состояния к др. Таким же образом происходит развитие отдел. областей обществ. жизни и разл. соц. институтов. Эволюцию гос. строя он связывал с целым рядом факторов обществ. жизни, в т.ч. с эволюцией хоз-ва и «форм эконом. быта», с развитием полит. отнош. классов и др. соц. групп, с эволюцией полит. идей и общим прогрессом культуры. Важн. роль в соц-гии К. играет историко-сравнител. метод. Сравнивая развитие народов разн. стран и эпох, м/о обнаружить некоторые общие законы их истор. эволюции Историко-сравнит. метод позволяет выявить и эти законы, и специфич. особенности в развитии разн. народов и их культур. Весьма высоко ставил К. психологич. школу в соц-гии. Он рассматривал подражание как органич. проявление личностной и соц. психологии людей и потому как важн.фактор их обществ. жизни. Он считал, что «основы соц-гии не м/т лежать вне психологии». Положит. отнош. к многим социологич. направлениям и школам, стремление понять их и обнаружить связи м/у ними, готовность применять их учения при анализе тех или иных обществ. явлений — еще одно проявление социологич. плюрализма К. Кажд. направление в соц-гии по-своему показывает значение тех или иных факторов в развитии об-ва, будь то биологич., демограф., эконом., полит. или психолог.фактор. Исходя до основных установок социологич. плюрализма К. разрабатывал теорию обществ. прогресса. В своей теории обществ. прогресса К. исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно.

28. Соц. стратификация и соц.  мобильность

 Рос. об-во состоит из 4 соц.  слоев: верхний слой включает  реально правящий слой, выступающий в роли осн. субъекта реформ. Верх. слой - 0,5 % всего рос. об-ва. Также сюда м/о включить «нов. русских» - 4,5 % об-ва. В этот слой входит верхушка гос. бюрократии, большая часть генералитета, круп. землевл-цы, руководители промыш. корпораций, финанс. институтов, круп. предприниматели. Треть представит. этой группы не старше 30 лет. В послед. годы отмечается заметное старение этого слоя, что свидет-ет о замыкании его в своих границах. Уровень образования — весьма высокий, хотя не намного выше, чем у среднего слоя. Средний слой явл-ся зародышем среднего слоя в западном понимании этого термина. Большинство его представит. не обладает капиталом, ни уровнем профессионализма, ни выс. соц. престижем. Пока этот слой слишком малочислен и не м/т служить гарантом соц. стабильности. В соц. отнош. его состав разнороден и включает в себя: нижний бизнес-слой — мелкий бизнес -44 %; квалифиц-ых специалистов — профи -37 %; среднее звено служащих (военные, работники непроизводств. сферы) -19 %. Сред. слой - 10 % всего рос. об-ва. Базовый соц. слой – осн. часть интел-ции (специалистов), помощники специалистов, техн. персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса. 75 % всего рос. об-ва. Нижний слой (маргиналы) - низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким соц-но-эконом. усл. переход. периода: пожил., те кто не имеет профессий, постоян. занятия, места жительства, безработных, беженцев. Признаки: низ. личн. и семейн. доход, низ. уровень образов., отсутствие постоянной работы.

В совр. рос. об-ве 5 осн. слоев (страт): 1. административная элита (правящая) - люди, которые стоят у власти (н-р, на федерал. уровне - это президент и его окружение, прав-во, на регион. уровне - губернаторы, их администрации, на город. - главы администраций и состав этих администраций и т.д.); 2. рабочий класс - это слой нас., который участвует в процессе произв-ва или сфере услуг, они не имеют в своей собственности ср-в произ-ва, недвижимости, приносящей прибыли, и получают за свой труд только з/п (слесарь, токарь, продавец и т.д.). 3. интеллигенция - всё нас. гуманитар. специальностей и профессий (врачи, учителя, работники искусства, культуры). 4. новая буржуазия - это слой населения, который имеет в своей личной собственности ср-ва произ-ва, оборот. ср-ва, движимое и недвижимое имущество, которое участвует в процессе произ-ва или получении прибыли (предприниматели, банкиры); 5. крестьянство - этот слой делится на социализиров. крест-во - это работники предприятий коллектив. форм собственности: ОАО, ЗАО и частнопредпринимательское (фермерское) крест-во - фермеры имеют в своей лич. собственности ср-ва произ-ва, земля же принадлежит гос-ву, а им сдается в долгосроч. аренду.

29. Семья как соц. институт

Семья — один из наиболее древ. и  значимых соц. институтов. В любом об-ве семья имеет двойствен. хар-р. С одной стороны, это соц. институт, с др. — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от обществ. строя, существующих экономщ, полит., религиоз. отнош. и одновременно — относит. самостоят-ть. С институтом семьи тесно связан др. обществ. институт — институт брака — санкционированная обществом, соц-но и личностно целесообраз., устойч. форма половых отнош. Семья — малая группа, основанная на кровно-родствен. связях и регулирующая отнош. м/у супругами, родителями и детьми, а также ближ. родственниками. Отличит.признаком семьи явл-ся совмест. ведение дом. хоз-ва. Основу семьи составляет брачная пара. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсут-ет один из родителей. Выделяют три осн.типа семьи. 1. Традиционная (патриархальная) семья. Характерны: а) эконом. зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление муж. и жен. обязанностей (муж — кормилец, жена — хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах сем. главенства. 2. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиц. установки на муж. лидерство и разграничение муж. и жен. семейных обязанностей. Такой тип семьи социологи наз-ют эксплуататорским, т.к. наряду с правом на равное с мужчиной участие в обществ. труде женщина получает «исключит.» право на дом. труд. 3. Эгалитарная семья (семья равных). Характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение дом. обязан. м/у членами семьи, взаимозаменяемость супругов в реш. бытовых проблем; б) обсуждение осн. проблем и совместное принятие важн. для семьи решений; в) эмоцион. насыщенность отнош. Т.о., в соврем. семье не только трансформируются традиц. роли женщин в связи с их массовым участием в профес. деят-ти, но и изменяются роли мужчин. Н-р, в западноевроп. странах уже не явл-ся аномальными случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком.

Информация о работе Шпаргалка по Социологии