Шпаргалка по Социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:50, шпаргалка

Описание

Структура соц-го знания – не просто совокупность инф-ции, представлений и науч. понятий об обществен. явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об об-ве как динамично функционирующей и развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или об-ва в целом. Подход к любому соц. явлению как к элементу об-ва и через само об-во, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся соц. сист. – один из важн. методов науч. социологии.

Работа состоит из  1 файл

ответы на вопросы.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

Эксперимент — это общенауч. метод  получения в контролируемых и  управляемых усл-х нов. знания. Разл-ют натурный (лабораторный, полевой) и мысленный (модельный) эксперименты. Каждый из них имеет свои «+» и «-» стороны. Проведение натурных экспериментов в социологии, обществ. жизни —ограничено природой соц. объектов исследов., состоящих из людей и требующих от исследоват. строгого соблюдения морал. и юридич. принципов и норм, суть которых сводится - не навредить объекту исследования. Поэтому большинство натур. экспериментов проводится на малых группах. Мысленные социолог. эксперименты распространены довольно широко. Практически они имеются в кажд. социолог. исследов., где есть методы статистич. анализа. Мысленные эксперименты явл-ся осн. при моделировании соц. процессов на ЭВМ. Мыслен. (модел.) эксперименты позволяют более точно определить стратегию натур. соц. эксперимента, но полностью его заменить никогда не смогут. По этому поводу уместно вспомнить слова гения русской науки М. В. Ломоносова: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

26. Прогнозирование соц. процессов

 Фундаментальная социология дополнена системой прикладных наук, обеспечивающих ее непосредственный выход к общественной практике. К таким наукам могут быть отнесены социальное прогнозирование, социальное проектирование и программирование, социальное управление и планирование и т. п. Их теоретические предпосылки заложены в фундаментальной социологии, в ее теориях и методологии. В качестве же прикладных наук они имеют дело с разработкой методов практической социальной деятельности, призваны ее сопровождать и обслуживать, в частности прогнозировать результаты наличной деятельности и будущих социальных действий, разрабатывать проекты возможных социальных результатов и программы их достижения, планы социального развития и т. д. Они, в известном смысле, образуют «праксиологию», но не как особую общую науку о практике, а как прикладное звено общественных наук.

 Поскольку  практика предстает формой объективного  общественного процесса, постольку  социальное научное познание, будучи  ее отражением, составляет науку  и о практике. С этой точки зрения не может быть двух наук о социальной практике. Вместе с тем научная социальная теория и ее методология в приложении к практике выглядят иначе, чем в форме инструментов познавательной деятельности. Вопрос, следовательно, сводится к тому, чтобы исследовать практические формы теории, т.е. формы, в которых она выступает в роли руководства к действию, а также метода самой практики.

 Знание  методов социальной практики  нужно, прежде всего, для «социальной  инженерной деятельности», «социальной технологии» в широком ее смысле. Вопрос ставится не о заимствовании методов «социальной инженерии», принципов «инструментализма», «праксиса» или «социальной кибернетики», а о разработке средств и инструментов прикладной социологии.

Соц. прогнозирование – изучение перспектив развития соц. явлений.

1. Экстраполяция. 2. Историческая аналогия. 3. Компьютерное  моделирование. 4 . Сценарии будущего. 5. Метод экспертных оценок.

Прогнозы: 1. Поисковые – выявляют, каким  будет будущее, исходя из реалистичных оценок тенденции развития общества в настоящее время.

2. Нормативные  – ориентированы на достижение  в будущем определенных целей  и содержат практические рекомендации

3. Аналитические  – научные

4. Предостережения  – предотвратить предполагаемое  плохое будущее.

38. Метод экспертной оценки в соц. исследовании

 Метод  экспертных оценок — один из  видов экспертного опроса, предполагающий  использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается  в рациональной организации экспертами  анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных.

 Экспертный  опрос — это разновидность  опроса, в ходе которого респондентами  являются специалисты в определенной  области деятельности. Отличительная  особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования. В опросе экспертов достаточно широко используются процедуры других методов, в частности методов анализа информации и принятия решений.

 Основное назначение метода: выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

 Область  применения экспертного опроса — при изучении всех сфер деятельности, в диагностике, прогнозировании, программировании и нормировании, в проектировании, в оценке состояния социального объекта, в принятии решений. (Можно, например, попросить экспертов дать оценку того, в каком направлении будут развиваться духовные запросы различных категорий трудящихся; выяснить мнение экспертов о том, какие формы участия трудящихся в управлении общественньши делами будут выходить на первый план по мере совершенствования общества, системы самоуправления, запросить их мнение о влиянии НТР на качества личности и т. д. и т. п.)

 Экспертиза  — процедура получения информации  от экспертов; самостоятельное  решение экспертами поставленных  перед ними задач в ходе  исследования.

 Экспертные  оценки — суждение экспертов о различных сферах человеческой деятельности, предполагающих процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям.

5. Метод  фокус-групп в соц. исследовании

Создатель Д. Хоманс. Малая группа состоит из: 1. диада – все основано на чувствах; 2. триада – по большинству голосов.

Метод фокус-групп  сост. из 2 этапов:

1. Определяем  лидера, составляем социограмму

2. Обсуждение, доверительная беседа, дискуссии  со всеми участниками группы

Применяется этот метод в маркетинговых исследованиях (выпуск товара)


Информация о работе Шпаргалка по Социологии