Шпаргалка по Социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:50, шпаргалка

Описание

Структура соц-го знания – не просто совокупность инф-ции, представлений и науч. понятий об обществен. явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об об-ве как динамично функционирующей и развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или об-ва в целом. Подход к любому соц. явлению как к элементу об-ва и через само об-во, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся соц. сист. – один из важн. методов науч. социологии.

Работа состоит из  1 файл

ответы на вопросы.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

41. Программа и план в соц.  исследовании

Подготовка социологич. исследования нач-ся с разработки его программы, состоящей из 2 разделов. В методологич. раздел программы входят: а) формулировка и обоснование соц. проблемы; б) определение объекта и предмета социологич. исследования; в) определение задач исследователя и формулировка гипотез. Методич. раздел предполагает определ. изучаемой совокупности, харак-ку методов сбора 1ой социологич. инф-ции, последоват-ть применения инструментария для ее сбора, логич. схему обработки собранных данных на ЭВМ. Определяющей частью программ. любого исслед. явл-ся глубокое и всестороннее обоснование методологич. подходов и методич. приемов изучения соц. проблемы. Под соц. пробл. следует понимать «соц. противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие м/у существующим и должным, м/у целями и рез-ми деят-ти, возникающее из-за отсутствия или недостаточности ср-в для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей м-у различными субъектами деят-ти, что ведет к неудовлетворению соц. потребностей. Начинающ. социологи часто путают объект и предмет исследов., хотя это далеко не одно и то же. Выбор объекта и предмета исслед. в определ. мере уже заложен в самой соц. проблеме. Объектом исслед. м/б любой соцб процесс, сфера соц. жизни, труд. коллектив, , док-ты. Предмет исследования —то, что подлежит непосредственному изучению. Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозм/о грамотно провести социолог. исследование. В план закладываются осн. процедурные мероприятия, которые надо осущ-ть при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, ср-в, объем работы — науч., организационной. План создается на базе определ. правил, суть которых состоит в том, что все научно- исследоват. и организационно-техн. процедуры и операции групп-ся в 4 раздела. 1ый раздел предусмат-ет порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария социолог. исслед. 2ой раздел включает все организац. и метод. виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки.3ий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в «поле» инф-ции. План д/н предусмат-ть, ско-ко специалистов вычислит. центра необходимо задействовать для выполнения этой процедуры. При ее выполнении исследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых форм-ся массив инф-ции для ввода в вычисл. машину. 4ый раздел — это виды работ, связанные с анализом рез-ов обработки.

10. Выборочный метод в прикладной  социологии

Объект исследов. чаще всего насчитывает 100, 1000, 10 или 100 тысяч людей. Если объект исслед. состоит из 200—500 чел-к, они все м/б опрошены. Такой опрос б/т сплошным. Но если объект исслед. насчитывает более 500 чел-к, то единственно верным будет применение выборочного метода. Выборка - единицы опроса выбираются на основании учета важн. признаков соц. объекта — образования, квалификации, пола и т.п. 2ое условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобран. часть являлась микромоделью целого и содержала важн. признаки, харак-ки целого, или, генеральной совокупности. Выборочная совокуп-ть — это определ. число элементов генерал. совокуп-ти, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выбороч. совокуп-ти (анализируемые док-ты и т.п.), подлежащие изучению (опросу, интервьюированию и т.п.), и есть единицы анализа. Ими м/т выступать как отдел. люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы. Формируется выборка т.о.: на 1ом этапе, н-р, выбираются какие-либо труд. коллективы, предпр., элементы поселения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобр. элементы наз-ся единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Такой метод наз-ют механической выборкой. Промежуток м/у отбираемыми наз-ся шагом отбора. Метод серийной выборки - генеральная совокуп-ть делится по заданному признаку (полу, возрасту, образованию и т д.) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из кажд. серии. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общ. числу элементов в ней. Из ген. совокуп-ти, н-р содерж. 2000 чел., где 300 чел. — наладчики станков, 700 — токари и фрезеровщики, 1000 — сборщики, отбираем кажд.10. Предстоит опросить 30 наладчиков, 70 токарей и фрезеровщиков и 100 сборщиков. Метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдел. респонденты, а целые группы и коллективы.

11. Общесоциологическая теория  К. Маркса и Ф. Энгельса и  современность

Как отмечали Карл Маркс и Фридрих  Энгельс предпосылки, с которых  они начинали исследовать истор. процесс, — это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся м/у собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность обществ. связей и отнош. всех соц. субъектов образует то или иное об-во. Ч/з систему присущих ему обществ. отнош., условий материал. произ-ва, полит. и др. соц. институтов об-во определяет содержание и направленность деят-ти людей, воздействует на формирование и развитие кажд. чел-ка. В таком подходе закл-ся «сведение индивид-го к соц-му», что харак-сь В.И. Лениным как важн. принцип маркс. социологии и явилось 1 решающим шагом к определ. и осмыслению объектив. соц. основы деят-ти и поведения людей и к материалистич. пониманию истории. След. шаг в этом направл. закл-ся в обосновании роли материал. побудит. сил деят-ти людей. С т.з. марксизма, намерения и цели людей, вся сист. их внутр. мотивации в области эконом., полит. деят-ти обусловлена объективными факторами истор. процесса. Материал. потребности и интересы обусловливают поведение и деят-ть людей, их стремления, психолог. настрой, идеи и теории. М. писал, что он пришел к материалист. пониманию истории, осмысливая роль и знач. матер. интересов в жизни и деят-ти соц. субъектов. Различное положение соц. групп в сист. обществ. раздел.труда обусловливает их разл. матер. интересы, которые выступают в качестве побудит.сил их производ. деят-ти. Обоснование диалектич. взаимодействия общест. бытия и общест. сознания сост-ет 1 из сторон материалист. поним. истории. Обществ. сознание истолковывается как отражение обществ. бытия людей в ходе их общест. практики, разл. видов их соц. деят-ти. Обществ. бытие истолковывается как реал. процесс жизни людей, их обществ. практика, содержание которой отражается в обществ. сознании. Важн. содержанием обществ. бытия людей явл-ся произв-во материа- благ, благодаря которому удовлетворяются их разнообразные материал. и др. потребности. Способ произ-ва предстает как единство 2 его осн. сторон: производит. сил и производствен. отнош. К производит. силам отн-ся люди с их знаниями, навыками и опытом производ. деят-ти, а также применяемые ими ср-ва произ-ва. Производств отношения — это те отнош, в которые вступают люди в процессе производст. деят-ти. средственно определяют содержание производственных отношений. Они объективно требуют установления таких производственных отношений, которые бы в наибольшей степени способствовали развитию производительных сил, их оптимальному использованию и тем самым содействовали бы повышению экономической эффективности производства, наиболее полному удовлетворению потребностей людей. С т.з. маркс. соц-ии об-во пред-ет как система обществ. отнош.: эконом., полит., прав., нравств., религиоз. и др. В данном случае в основу классификации обществ. отнош. положено их соц. содержание. Если исходить из их субъектов, то м/о выделить Отнош. м/у соц. группами, в т.ч. класс. и нац. отнош., а также отнош. м/у людьми умствен. и физ. труда и т.д. Все обществ. отнош. органически связаны м/у собой и выражают взаимозависимость и взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом. Объект. основой данных отнош. и их взаимосвязи явл-ся обществ. разделение труда и развитие разл. видов деят-ти людей. Все обществ. отнош. делятся на материал. и идеолог. Матер. отнош. склад-ся и прояв-ся независимо от сознания и воли людей - это их эконом., производственно-технолог. отнош., а также их материал. отнош. к природе. Идеолог. отнош «прежде чем им сложиться, проходят ч/з сознание людей», т.е. складываются сознательно – полит., прав., нравств., эстет., религиоз. отнош. м/у людьми.

12. Соц. измерения социальных явлений

Кажд. вопрос в анкете или бланке интервью пред-ет собой в определ. степени шкалу измерений. Един. измерений  выступают соответств. альтернативы (позиции), варианты ответов. По этим позициям проводится группировка респондентов. Измерение произв-ся с помощью разл. шкал, которым соот-ют разл. правила математ-го анализа данных. В социолог. исслед. применяются шкалы 3 осн. типов: номинал., ранговая (порядковая) и интервальная. Номинальная шкала -фиксирует (отражает) дихотомичный ответ: «Да» или «Нет», «Тепло» или «Холодно». Применяя ранговую шкалу, м/о зафиксировать более определ. состояние, отраж. ранжированное распределение типа «Холодно» — «Тепло» — «Горячо». Но цифр. величины пока отсут-ют. Если же мы точку замерзания, скажем, воды примем за нуль, а точку кипения (пар) — за 100 и расстояние м/у этими точками разделим на 10 равных интервалов, то получим интервальную шкалу. Номинал. шкале в анкете обычно соот-ют вопросы, способствующие выявлению мнений, установок, объект. харак-к респондента (пол, возраст, нац-сть и т.д.). Ранговой шкале (порядковой) соот-ует осн. число вопросов анкеты или бланка интервью. Варианты ответов в вопросе распределены в строгом порядке убывания или возрастания интенсивности признака. Интерв. шкала более детальна, глубока. Она допускает обстоят. математ. обработку инф-ции. В социолог. исслед. с ее помощью измеряются те харак-ки, которые м/о выразить числами: возраст, образование, стаж работы, учебы и др.

13. Современная социология запада: осн. направления

Становление неопозитивизма отн-ся к 20-м гг. нашего столетия и связано с выработкой «стандартной концепции науки». Она предп-ет реализацию след. принципов: 1. соц. явления подчиняются законам, общим для всей действит-ти — прир. и культурно-истор.; 2. методы соц. исслед. д/б такими же строгими, точными и объектив-ми, как методы естествознания; 3. субъектив. аспекты чел. поведения (мотивы, ценност. ориентации и пр.) м/о исследовать ч/з их открытое проявление; 4. истинность науч. понятий и утвержд. д/а устанавл-ся на основе эмпирич. процедур; 5. все соц. явления м/т и д/б описаны и выражены количественно; 6. соц-ия как наука д/б свободна от ценност. сужд. и связи с идеологией. В рамках неопоз-ма были сформулированы осн. требования к проведению социолог. исслед., которые м/о считать нормами социолог. культуры: 1. отбор понятий и их точная интерпретация; 2. формулирование гипотез; 3. описание методов исслед.; 4. описание данных и рез-тов исслед.; 5. аргументация выводов; 6. приглашение к дискуссии по исслед. теме. Неопоз-зм достиг пика своей популярности в 40—-50-х гг, после чего наступил спад. Возрождению неопоз-ма в кон. 70-х — нач. 80-х гг. способствовала общественно-полит. обстановка: требов. надежной инф-ции и науч. экспертизы соц. явл-й стало гос. заказом. Пон. структурно-функц-го анализа употреб-ся в 2 знач-ях: 1. как объединяющее название школы в соц-ии, которую основал и возглавил Т. Парсонс; 2. как метод исслед., по которому изменения элемента сист. должны рассм-ся в связи с изменен. всей сист. Ключ ко |всей концепции П. — категория равновесия, ибо об-во м/т сущ-ть и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель соц. сист. Отсюда осн. задача социологии — дать рекомендации по стабилизации об-ва, т.е. по поддержанию равновесия. Разрабатывая модель соц. действия, П. считает, что ее осн. составляющими элементами явл-ся деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию. Предп-ся, что деятель обладает активностью и способен проанализ-ть ситуацию, поставить п/д собой цель, опред-ть способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это разнообразные физ., культур., соц. факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. П. различает 3 типа об-ва: • примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно; • промежуточный, связанный с появл-м письменности, соц. расслоения, выделения культуры в самостоят. обл. чел. деят-ти; • современный, характерной чертой явл-ся отделение прав. сист. от религиоз., формирование администрат. бюрократии, рыноч. эко-ки и демократ. избират. сист. Амер. социолог Л. Козер опред-ет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника» В качестве осн. ф-ий соц. конфликта выд-ся: 1. интеграция соц. структуры; 2. сохранение солидарности внутри групп; 3. укрепление межчелов-х отнош.; 4. управление соц. измен. Т.о., наиболее адекватной для регулирования соц. конфликтов формой об-ва явл-ся демократ. открытое, высокомобильное об-во, в котором развертывание и протекание конфликтов предельно формализовано. Символич. интеракционизм - основатель, амер. социолог Дж. Muд пытается создать спец. теорию челов. эволюции. По М., специфика чел-ка опред-ся отсутствием у него развитой сист. инстинктов как основных регуляторов поведения. Именно поэтому человек обладает способностью изобретать и применять символы, что явл-ся основой сознат. приспособления к окруж. среде, сознат. поведения и самонаблюдения. М. различает две ступени соц. действия: Общение посредством жестов пред-ет собой как бы сокращенную, свернутую схему действия, когда по отд. движению м/о восстановить действие в целом. Символически опосредованное взаимодействие т.е. взаимодействие с помощью языка, харак-ся тем, что а) порождает примерно одинаковые реакции при общении с любым индивидом; б) позволяет ставить себя на место др.; в) позволяет видеть себя глазами др. чел-ка.Об-во, по М., — это сумма лиц, с которыми индивид поддерживает отнош. взаимодействия и чьи позиции, чье отнош. явл-ся для него основой самопонимания и планирования собственных поступков. Описывая реал. и идеал. об-ва, М. рассматривает их ч/з призму широты и качества взаимодействия. Идеал. об-во харак-ся всеобщностью норм и вовлеченостью в процесс коммуникации всего чел-ва. Предпосылки возникн. идеал. об-ва он видит в расширении мирохоз-ых связей, полит. союзах гос-в.

14. Опрос как метод сбора соц.  информации

Анкетный опрос — важн. источник инф-ции о реально существующих соц. фактах, о соц. деят-ти. Проводимый опрос д/н отвечать след. треб-ям: 1. длит-ть не д/а превышать 30—40 мин; 2. интерес к предмету опроса д/н не снижаться, а постепенно нарастать; 3. первый вопрос д/б нейтральным; 4. трудные вопросы н/о располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме; 5. вопросы д/б ясными, четкими, понятными опрашиваемым. Вопросы анкеты разл-ся м/у собой. Инф-ция о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом служит основанием деления их по содержанию. Ответы на вопросы, дающие инф-цию о факте, содержат объектив. сведения об отвечающем на анкету (возраст, образ-е, профессия, доход и т.п.). По форме вопросы делятся на три группы: 1. открытые (предусмат-ет свобод. форму ответа: «Что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к работе?»); закрытые («Что Вам нравится в Вашей работе? Отметьте те из перечисл-х ниже вариантов, которые совпадают с Вашим мнением:); полузакрытые(основан на добавлении к списку ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т.д.). Укажите, какие именно».); 2. прямые (это вопрос как бы «в лоб», н-р: «Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение или Вы трудитесь ради денег?»); косвенные; 3. личные и безличные. Распространенной формой социолог. опросов явл-ся интервью, которое пред-ет собой своеобраз. целенаправлен. беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Виды интервью: свободное интервью не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят социологи, которые сами опред-ют тему беседы, формул-ют вопросы, их последоват-ть, уточняют тему и т.д. Глубинное интервью преследует цель получить инф-цию, свидетельствующую о наличии того или иного соц. факта, явления и объясняющую причины появления дан. фактов, явлении. Цель фокусирован. (направлен.) интервью — изучение обществ. мнения относит-но конкретного факта, ситуации.

15. Субъективное  направление в рус. социологии (Лавров, Михайловский)

Осн. задачу социологии Петр Лавров усматривал в изучении мотивов деят-ти личностей и их нравствен. идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных» действий людей направляемых их общ. интересами. Солидарность - это «общность привычек, интересов, убеждений»3. Все это обусловливает сходство поведения и деят-ти людей. Глав. факторами, направляющими деят-ть людей, Л. считал их внутренние мотивы, идеалы и волю. А потому «объективный» анализ явлений- обществ. жизни, т.е. постижение «правды-истины», легко соединялся с субъективным, оценочным подходом к ним. Дан. подход закл-ся в нахождении «правды-справедливости», призванной осветить путь к об-ву, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. В этом и закл-ся соц. направлен-ть субъектив. метода в социологии. Л. ставил и по-своему решал целый ряд фундамент. проблем социологии, в т.ч. о движ-х факторах историч. процесса, его объектив. и субъектив. сторонах, роли личности в истории, механизме и направленности обществ. прогресса. Осн. двигателем истории явл-ся действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции. Разработку субъект. метода в социологии продолжил Николай Михайловский. Он всесторонне обосновал концепцию о существовании правды-истины и правды-справедливости. М. развивает уч. о двуединой правде, органически сочетающей в себе оьективную и субъективную правду. При этом М. подчеркивал, что субъект. метод в социологии не означает произвольного толкования явлений обществ. жизни. Эти явления надо осмыслить научно, а для этого необходимо опираться на объект. правду науки. М/о указать на 2 осн. стороны субъект. метода в социологии. 1) Этот метод направлен на возможно более полный учет многообраз. помыслов и чувств людей, той «Критической мысли в челов-ве», о которой говорил Лавров. Необходимо учитывать субъект. позицию самого социолога, исследующего обществ. явл.2) Субъект. метод направлен на поиск оптимал. «форм солидарности м/у людьми», т.е. такого обществ. устр-ва, при котором кажд. личность, все классы и сословия смогут удовлетв. свои потребности, свободно дейст-ть и развив-ся. Много внимания уделял М. решению проблемы взаимодействия личности и об-ва. На 1ом плане личность, обладающая своей особой индивидуал-тью и неповторимостью. Сосредоточив усилия на защите индивидуальности М. не анализирует проблему влияния соц. среды на формирование соц. потребностей и интересов чел-ка и тем самым на его поведение. Во многом сохраняет свое теорет. и практ. в знач. теория обществ. прогресса М-го. Он считал, что в основе развития об-ва лежат соц. процессы, в т.ч. разделение труда, борьба нового уклада обществ. жизни со старым. Он указывал на прогресс об-ва и прогресс в личности. Ни один из этих видов прогресса не д/н осущ-ся за счет другого. Важно, чтобы об-во в своем развитии создавало необходим. условия для всестороннего развития кажд. личности.

16. Интерпретация  полученных данных в социологическом  исследовании

Общая логика интерпретации состоит в превращении  статистич. данных в показатели, которые  выступают уже не в качестве цифр. величин (%, среднее арифмет.), а как социолог. данные. Такие показатели — рез-т интерпретации, несущей определ. смысловую нагрузку. От возможных крайностей, неумышлен. заблужд. исследователя предохраняют ранее выдвинутые гипотезы. Характер проверки гипотез опред-ся видом исследования. При пилотажном исследов. гипотеза проверяется соотнесением предполагаемого утвержд. с выясненной в рез-те исследов. числовой величиной. Н-р, верность утвержд. о неудовлетворит. состоянии морально-психологич. климата в коллективе не вызывает сомнения, если мы располагаем данными, получен. в пилотаж. исследов., о том, что 50% опрошенных идут на работу с полным безразличием, а 12% — ожидая какой-либо неприятности. Описател. исследов. - процедура проверки гипотез значительно усложняется. Так, приведенные выше данные (о сост. морально-психолог. климата в коллективе) сами по себе не дают инф-ции о том, кто эти люди, так как в инструментарии отсутствуют конкрет. соц-но-демограф. данные. След-но, средние величины — лишь 1ый шаг на пути исслед. Надо сделать и 2ой, и 3ий шаги, чтобы подойти как можно ближе к истине. Для этого из всей опрошенной совокупности следует выделить однород. по соц-но-демограф. харак-кам подгруппы. Один из способов превращения описат. исследов. в показатель — сравнение рядов распределения по относит-но однородным подгруппам из обследуемой совокупности с помощью внутр. и внеш. соотнесения. Внутр. соотнесение — это сравнение м/у собой элементов числов. ряда, внеш. — сравнение 2 или более рядов распределения, построенных по 2 или более признакам, из которых один — общий для соотносимых рядов. Н-р, распределение 2 разн. групп, работающих в нов. усл. и по прежним формам оплаты, м/о сравнить по уже упомянутому признаку: с каким чувством они ежедневно идут на работу.

17. Подготовка  первичной социологической информации к обработке на ЭВМ

Допущенные  к обработке док-ты нумеруются начиная  с № 1 в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив док-ов передается на кодирование. Но п/д тем как  передать анкеты в руки операторов, надо закодировать открытые вопросы. На кажд. открытый вопрос составляют не менее пяти шифров-кодов. Обычно кодирование таких ответов проходит в два-три этапа. Сначала варианты ответов выписывают отдельно, подсчитывают число употреблений кажд. варианта — частота его повторения. Затем варианты групп-ся по смысловой близости, совпадению. Кодирование — связующее звено м/у качествен. и количеств. инф-ей. На дан. основе и осущ-ся числ. операции с инф-ей, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то инф-ция окажется неправильной. Сущность обработки первич. инф-ции закл-ся в ее обобщении. Рез-ты обобщения наз-ют социологич. инф-ией. При обработке на ЭВМ рез-ты отражаются в виде табуляграмм, структура которых зависит от заложенной в ЭВМ программы, поэтому здесь нужна помощь программиста.

Информация о работе Шпаргалка по Социологии