Психологическая помощ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89

Работа состоит из  1 файл

Психологич.помощ-д.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

                                                                                                                           Стр 

Введение  …………………………………………………………………………….             3

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы личностного  и  профессионального

самоопределения старшеклассников…………………….............…………………………………………………………         9

1.1 Психологическая  характеристика старшеклассников…………….................               9

1.2. Психология  профессионального развития личности .……………...............               18

1.3. Принципы, формы и методы психологической  помощи старшеклассникам в личностном  и профессиональном самоопределении............................................………………………………...................................            33

1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................…………………………………………………                         50

Глава 2. Организация и  проведение исследования.............................……….            62

     2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................………….            62

     2.2 Анализ результатов исследования…...............................................……….            67

    2.3 Практические рекомендации по  организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики…………………………………….......................................................................              80

Заключение...................................................………................................................              85

Список  литературы .....................................................................................                      89

Приложение 1. Методика “Опросник  профессиональной готовности”...................................................................................................                                       93

Приложение 2. Анкета “Дорогой друг”, I часть (для оптанта)...........                       98

Приложение 3. Анкета обратной связи....................................................                      99

Приложение 4. Анкета “Дорогой друг”, П часть

(для  консультанта).....................................................................................100

Приложение 5. Бланк ответов  методики ОПГ............................. 101

 

    Введение

 

   Из  года в год определенное количество подростков, юношей и девушек, а также  их родителей, оказываются перед одной и той же проблемой: что делать, куда деваться после окончания образовательной школы? Работать или учиться? В каком учебном заведении? На кого? Кем быть? Где работать? как поступить в желаемый ВУЗ, как выбрать профессию, чтобы была интересная и денежная?

   Решение этих вопросов всегда было делом непростым, ответственным и определяло порой  всю последующую жизнь человека. История знает примеры успешных людей и больших неудачников, счастливых, довольных своей жизнью и не очень, проработавших всю жизнь на одном месте и сменивших много занятий. В эпоху общественных перемен положение выпускников школ становится еще более сложным.

    Проблема  профессионального самоопределения  учащихся старших классов важна  как для самих старшеклассников, так и для общества в целом, поскольку в самом общем смысле от качества  трудовых ресурсов зависит состояние экономики, благосостояние всего народа.

     Сложный насыщенный внешними событиями и  внутренними сомнениями, поисками смысла жизни период в развитии человека труден сам по себе, происходящими  психофизиологическими процессами, противоречиями внутриличностными и внешними, необходимостью принять самостоятельное ответственное решение, ощущением важности этого момента и отсутствием уверенности в своем будущем, взаимосвязью всех жизненно важных вопросов... Очевидна необходимость грамотной своевременной помощи молодому человеку, позволяющая учесть и его интересы, возможности, и потребности общества, региона. Как сложна, комплексна,   многогранна   и   индивидуальна   сама   проблема самоопределения,  так  и  помощь  должна  быть  комплексной, квалифицированной,  всесторонней,  учитывающей  индивидуальную ситуацию каждого школьника.

     Основные  трудности, которые переживает школьник в старшем школьном возрасте,  объективны.  Это  бурный,  противоречивый, интенсивный и всесторонний процесс изменений организма, сознания, всех психических процессов и функций; это противоречие между необходимостью  совершать  важные  ответственные  действия  и объективной   неготовностью   к   этому,   несформированностью психофизиологических   свойств,   незавершенностью   формирования организма и личностных конструкторов, социальной незрелостью; это чувство тревожности, неуверенности в своем будущем. Обстоятельства жизни современных российских школьников таковы, что государство устранилось от выполнения функций формирования молодых граждан, и никто пока не взял эту функцию на себя; родительская семья лишена возможности серьезно помочь детям в поисках своего места в жизни; жизнь общества приобрела агрессивный характер, причем наиболее сильное воздействие оказывается именно на молодежь, подростков, детей. Политика в сфере труда и занятости, по мнению самых разных специалистов, далека от совершенства. Ситуацию усложняют также:

   - бурный поток разнообразной информации, который надо усвоить;

   - постоянные изменения социальных  характеристик окружающего мира;

    - зависимость от мира взрослых и отсутствие должного внимания с его стороны (юноши осведомлены о том, что рынок труда заинтересован в высоком качестве работника, но не знают точно кто заинтересован в том, чтобы дать молодому человеку соответствующую квалификацию), и т.п.

    Исследования  ситуации последних лет  сообщают дополнительно отечественные особенности:

    а) резкое расслоение общества ограничило возможности  выбора, в настоящее время выбор  будущей профессии, образования - это  в большей степени выбор возможностей, чем желаний;

   б) материальный, статусный и образовательный  уровень родительской семьи играет определяющую роль в формировании притязаний подростка, влияет на чувство уверенности в своем будущем;

   в) социологи  отмечают такое расхождение:  достижительные притязания  у  молодежи  достаточно   высоки   и  четко сформулированы, а готовность к приложению собственных усилий для их достижения невелика. Правда, по данным [18], эта тенденция   начинает   приобретать   черты   реалистичности:  выпускники учебных заведений Самарской области в 2002 году снизили планку желаемой зарплаты с 8-10 тыс. рублей до 4-6 тысяча

   г) прежняя государственная система  профориентации молодежи (шефство, УПК  и т.п.) окончательно распалась, и  как следствие -возможность приобщения к производительному труду в школьном возрасте резко уменьшилась;

    д) общество в переходный период от социализма и застоя к неизвестно до сих пор  чему разрушило старую систему ценностных ориентиров и не выстроила новую;

    е) государство  перевело образование и воспитание из сферы духовного производства [12;153] в разряд услуг населению [42], что создает трудности не только подрастающему поколению, но ставит под вопрос характер будущего самого российского общества.

    ж) стихийно формирующаяся идеология нового времени провоцирует входящего в жизнь выбирать кривую дорожку асоциального поведения, фокусируя его внимание на потребительской стороне жизни и искаженно показывая связь между трудом и достатком, не информируя о содержательной стороне труда (39,101,24,96.

     С  точки зрения психологов-практиков актуальность исследования определяется следующими причинами:

   а) самим содержанием подросткового  периода с его задачами профессионального  и личностного самоопределения, с необходимостью психологической   помощи   старшекласснику   в   конструктивном преодолении кризисных моментов;

   б) возрастанием влияния социально-политических, экономических, факторов, негативно  отражающихся на процессах подросткового  развития;

   в) недостаточностью имеющихся в практике эффективных способов помощи, необходимого количества квалифицированных специалистов;

   в) сложным, невыгодным положением молодежи на рынке труда и занятости;

   г) неубывающей статистикой неудач и ошибок в планировании гражданами трудового пути и существенным экономическим  эффектом от них;

   д) возрастанием тревожности у старших школьников, страха перед будущим;

   е) общим состоянием профориентационной работы в стране.

   Помощь  старшеклассникам оказывается, но с  нарушениями критериев профориентационной работы: отсутствует единая в обществе система ценностей, которая должна была бы служить ориентиром, позитивная идеология и система воспитания подрастающего поколения; расслоение по материальному положению лишает многих школьников, которым необходима помощь - возможности ее получить. По-прежнему при этом не учитываются в достаточной мере индивидуальные интересы.

   Для самих практических психологов в  этой сфере существуют свои сложности:

    - во-первых, быстрый темп, хаотичность изменений  и их непредсказуемость, отсутствие  ясных перспектив развития самого общества и рынка труда не дает возможности правильно ориентировать школьников;

    - во-вторых, психологическая наука не успевает  переработать, осмыслить бурный  поток новой информации, чтобы выработать адекватные меры, методы и формы работы;

   - в-третьих, практические психологи, работающие со школьниками, не могут опереться на единую, систему ценностей и нравственных принципов.  Общечеловеческие, рыночные, демократические, индивидуалистические - проблема выбора базовой концепции своей деятельности так же стоит перед психологами, как перед их клиентами.

   Проблема: оказание квалифицированной психологической помощи в профессиональном и личностном самоопределении современному российскому старшекласснику.

   Объект  исследования: старшеклассники на этапе личностного и профессионального самоопределения.

   Предмет    исследования:    особенности    личностного    и профессионального самоопределения учащихся 8-11 классов.

   Цель   исследования:   разработать   технологию   проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.

     Задачи исследования:

    1). Изучение  литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;

    2). Изучение  феноменологии консультативных  ситуаций, поиск возможности их  систематизации;

    3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;

    4). Построение  на ее основе алгоритма, схемы  эффективной, комплексной краткосрочной  удобной индивидуальной формы  психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.

   Гипотеза:   подход,   основанный   на   исследовании   сферы взаимодействия личности старшего школьника и мира профессий, а также индивидуальная консультация на основе профдиагностики может помочь старшекласснику в разрешении актуальных задач профессионального и личностного самоопределения на этапе оптации.

Информация о работе Психологическая помощ