Психологическая помощ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89

Работа состоит из  1 файл

Психологич.помощ-д.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)

   Временное планирование, жизненный план как  система целей появляются на уровне социального самоопределения, когда в общих чертах ясен личностно-ценностный аспект. Далее оба вида представлений о собственном будущем сосуществуют, выполняя каждый свою функцию:

смысловое будущее - функцию смыслообразования, временное (карьера, профплан) - регулятивную. Эти вопросы самоопределения старших школьников изучались А. Кроником и Е. Головахой, А.В. Толстых, Коссовым, Л.И. Обуховой и др.

   В исследованиях Л.И. Божовича  (50-60 г.г.) переломный момент в представлениях о будущем наблюдался в 15 лет, Н.Н. Толстых (80-е г.г.) -в 13 лет, Н.И. Крыловой (70-е г.г.) - в 16-17 лет. Это соответствует изменениям в социальной ситуации развития, подтверждает социальную обусловленность явления.

   Таковы  основные особенности и задачи старшего школьного возраста в рамках данного  исследования.

   Социологические,    педагогические    социально-психологические  исследования последних  лет  показывают  повышенный  уровень неуверенности, тревожности, обеспокоенности старшеклассников своим будущим, наличие клубка проблем внутриличностного характера, коммуникативного, социального, семейного и т.п. плана практически у всех старшеклассников независимо от статуса, пола, места жительства, материального положения, здоровья.

   Совсем  недавние исследования МГПУ в 2003 г. (40; 19-39) показали:

   - состояния неопределенности и  растерянности у большинства  учащихся старших классов;

   - несформированность психологической  готовности к выбору жизненного пути вообще и профессионального в частности;

   - отсутствие у многих проектов  собственного будущего;

  • пассивное отношение учащихся к результатам психодиагностики.

    Таким  образом,   основой   самоидентификации   личности   в постсоветское  время продолжает оставаться не столько базальная потребность в самоуважении, сколько потребность в смысле, понимании, удовлетворение которой позволит молодым адаптироваться в социуме,  приобрести ощущение контроля над своей собственной жизнью. Отсюда и неизбежное смещение акцентов в профориентационной работе.  Все это свидетельствует о том, что проблема оказания  психологической помощи старшеклассникам надолго сохранит свою   актуальность.

k

17

 

1.2 Психология профессионального  развития личности

 

   Проблему  профессионального самоопределения человечество начало решать давным-давно. Как это происходило во времена охоты на мамонтов, когда племя делилось на разведчиков, загонщиков, метателей копья и т.д., документально не зафиксировано. Но в древнем Вавилоне проводились испытания для выпускников школ, где готовили писцов. В древнем Китае существовала система проверки способностей для желающих занять должности правительственных чиновников [1, с. 23-25]. В 1903г. в Страсбурге был открыт первый кабинет профориентации, в Бостоне - бюро по выбору профессий, где выявляли способности и психологические качества соискателей, соотносили их с требованиями профессий и выносили решение о пригодности работника. В 1927г. при Ленинградской бирже труда было открыто первое отечественное бюро по профконсультированию.

   Развитие  промышленности к 19 веку, буржуазных свобод расширили человеческие  возможности,  породили  условия  для  социальной мобильности, но свобода выбора породила и проблему выбора, которая для одной части человечества ничуть не легче, чем ограничение свободы -для другой.

   В годы социализма в СССР заинтересованность в правильном профессиональном выборе выпускников школ проявляли и  педагоги, и работодатели, и само государство. Существовала система  профориентации молодежи, более или  менее успешно связывавшая интересы выпускников общеобразовательных школ и интересы народного хозяйства; система распределения выпускников профессиональных школ (вузов, техникумов), система льгот на предприятиях исключала явление безработицы. С 1991г. она стала резко “сворачиваться”, перестала получать финансирование;

параллельно с этим у граждан страны резко  снизились возможности выбора вообще и места работы и профессии в частности. В настоящее время система профориентационной работы в стране может осуществляться на базе нескольких родственных отраслей психологических знаний:

    - психологии  труда  (виды  профессиональной  деятельности, требования профессий  к человеку, к его способностям, личностным качествам);

    - инженерной  психологии (взаимодействие человека  и технических устройств);

    - возрастной  психологии, психологии развития (закономерности, процессы);

  • педагогической психологии и педагогики (обучение, воспитание)

    . Значительный  вклад в разработку внесен  Е.А. Климовым, А.Е. Голомшток, Л.А.  Иовайши, Б.А. Федоришиным, Н.С. Пряжниковым, Н.А. Осницким, С.Н.Чистяковой, А.К. Марковой и др. Прямое отношение к теме профессионального и личностного самоопределения имеют также: идеи событийного подхода в планировании жизненного пути личности Е.И.Головахи и Л.А.Кроника; концепция профессионального развития А.Маслоу; концепция профессиональной зрелости Д.Съюпера; теория и типология личностных типов Д. Голланда; работы И.Г. Щедровицкого, В. Франкла, Д.Фельдштейна, К.К.Платонова, Л.М.Митиной.

   Основные  идеи, положения и практические разработки собраны и систематизированы в новой отрасли психологической науки - психологии профессий, или профпсихологии, материалы которой систематизированы в [10]. Профпсихология - это отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профнамерений, выбора   профессий, овладения профессией и т.д., т.е. становления и развития профессионала. Ее основные понятия:

    - профессиональное  становление и его стадии;

    - вариативность  профессионального становления;

  • профессиональный рост;
  • - психологическое      сопровождение       профессионального самоопределения.

    Профессиональное  становление личности имеет историческую и социокультурную   обусловленность.   Основой   профессионального становления является развитие личности. Процесс профессионального становления личности своеобразен и неповторим, но у него есть качественные особенности и закономерности, что позволяет использовать диагностические методики для его изучения. Профессиональный путь -это реализация личности, ее самоактуализация, индивидуальная траектория определяемая закономерностями, событиями, случайностями, влечениями. Знания психологических особенностей профессий позволяют человеку сознательно строить свою жизнь.

    Профессиональное  становление - длительный процесс, в  течение которого меняются и жизненные планы индивида, и обстоятельства его жизни. Приведем несколько профессионально ориентированных периодизаций развития. Исследуемому возрасту соответствуют:

    - в периодизации Е.А.Климова стадия  оптации (12-17 лет) подготовка к  сознательному выбору профессии (или период выбора профессии в учебно- профессиональном заведении);

    - в периодизации Т.В. Кудрявцева - стадия возникновения и формирования  профессиональных намерений;

    - в   периодизации   А.К.Марковой   (критерий   -   уровни профессионализма) - допрофесиионализм, этап первичного ознакомления с профессией;

    - в периодизации Д.Съюпера (этапы  профессиональной зрелости): до 14 лет  - развитие интересов и способностей, 14-25 лет -исследование, апробация своих сил.

     Если  в качестве основания для выделения стадий профессионального становления рассматривать социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности, то важно рассмотреть его этапы. Первый этап - 0-12 лет, зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей под влиянием семьи и школы. Второй этап - 12-16-лет -формирование профессиональных намерений, которое завершается выбором   профессии   (осознанным,   желанным,   вынужденным, случайным...) Этот период получил название оптации. Его особенность в том, что он совпадает с завершающим периодом детства. Третий этап -16-23   года,   профессиональная   подготовка,   профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, в ее рамках могут сложиться    познавательные    и    профессиональные    интересы, сформироваться жизненные планы. Активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и проявляется в решении вопроса о выборе профессии. Уже в 18 лет у некоторых индивидов может наступить четвертый этап - профессиональная адаптация. В целом границы этапов весьма подвижны и условны, что вполне объяснимо влиянием социальных факторов.

     Профессионально обусловленная структура личности и основные компоненты ее рассмотрены в [10]:

    1. Убедительно  доказано, что системообразующим фактором является направленность личности.    Компоненты    профессиональной направленности - это:

    - мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы);

    - ценностные  ориентации (смысл труда, зарплата, благосостояние, квалификация, карьера, социальный статус и др.);

    - профессиональная  позиция (отношение к профессии,  установки, ожидания и готовность  к профессиональному развитию, социально-профессиональный  статус).

    2. Профессиональная компетентность:

    - социально-правовая, включая коммуникативную;

  • специальная, включая самостоятельность и готовность учиться новому;

    - персональная, включая способность к постоянному повышению  квалификации, к самореализации в труде;

    - аутокомпетентность, адекватность самооценки и самоконтроль;

    - экстремальная, способность действовать в экстремальных ситуациях.

3. Профессионально-важные качества. Это психологические качества личности, определяющие результативность ее деятельности. Профессионально важные качества иногда называют ключевыми   компетентностями,   в  самом  общем   виде  это наблюдательность, память, эмоциональная устойчивость, выносливость, пластичность, самоконтроль и др (49,68).

    4. Профессионально значимые психофизиологические свойства (глазомер, экстраверсия-интроверсия, нейротизм и т.д.) Из них образуются комплексы качеств, или интегративные ансамбли. Относительно устойчивые ансамбли профессиональных характеристик в зарубежных исследованиях называются ключевыми квалификациями. К ним относятся абстрактное теоретическое мышление, способность к планированию,   креативность,   прогностические   способности, надежность, работоспособность, ответственность и др.

    Из  всего вышесказанного можно выделить основные моменты процесса профессионального  становления личности. Это:

    - избирательное  отношение индивида к миру профессий вообще и к конкретной профессии в частности;

    - основой   оптимального   профессионального   самоопределения человека является  осознанный выбор конкретной профессии с учетом своих возможностей и особенностей, требований труда, а также социально-экономических реалий;

    - профессиональное  становление - это процесс, происходящий  в течение всей жизни. Он  включает  рефлексию, переосмысление, новые выборы, самоутверждение;

    - становление  профессионала знаменуется такими  событиями, как окончание школы, получение диплома о профессиональном  образовании,    смена    места    жительства,    аттестация, переквалификация, а также событиями внутренней жизни: конфликты, неудовлетворенность характером работы или ее оплатой и т.п. . - профессиональное     самоопределение     является     важной характеристикой зрелости личности.

Информация о работе Психологическая помощ