Психологическая помощ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89

Работа состоит из  1 файл

Психологич.помощ-д.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)

 

   

Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного  и профессионального  самоопредления  старшеклассников

 

    1.1. Психологическая характеристика старшеклассников

 

   Возраст от 14 до 18 лет в разных психологических теориях носит различные названия: подростничество, старший школьный возраст, отрочество, ранняя юность, второй школьный возраст - и безоговорочно признается одним из самых важных, ответственных в жизни человека. Одновременно он чрезвычайно сложен по задачам, которые решаются в этот период, по насыщенности, многогранности, интенсивности происходящих в человеческой личности.

   На  определенном этапе развития общественного  производства, человеческой культуры выделился некоторый промежуточный период в жизни индивида: чтобы перевести его из статуса детского в статус взрослого, включить его в систему общественного производства (и более полно - в систему общественных отношений), его нужно было сначала обучить - трудовым умениям, социальным нормам и правилам, дать ему определенный объем знаний, культурных ценностей, чтобы он стал полноценным членом общества со всеми правами и обязанностями. Недоросль, дитя на подросте, отрок, подросток - эти названия точно отражают характер данного возраста: уже не дитя - еще не взрослый, уже взрослый - но совсем еще дитя. Статус переходного периода обуславливает и первое основное противоречие, которое переживает человек, находящийся в этом возрасте.

   В отечественной психологии период 14-18 лет изучен, разработан достаточно полно, начиная от Л.С. Выготского и до современных исследований Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Л.Ф. Обуховой,И. Дубровиной, К.Н. Поливановой, Д. Эльконина и др. Все исследователи сходятся в одном: это крайне сложный, проблемный, ответственный период жизни. Правда, Шпрангер  описывал три возможные формы проживания кризиса отрочества:

    1) резкое, бурное, кризисное, сродни второму  рождению;

    2) плавное,  медленное, постепенное приобщение  к социальным нормам, без глубоких  сдвигов в собственной личности;

   3) активное формирование самого себя, самовоспитание, волевые усилия по преодолеванию внутренних тревог и кризисов (что бывает у людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины).

   Но  принципиального характера отрочества и юности - неспокойного, бурного - это не меняет [2].

   В подростковом возрасте ведущим видом  деятельности становится общение, направленное на познание системы отношений в  социуме и своего места в ней (личностно-интимные отношения со сверстниками и социальное экспериментирование). Д. Эльконин полагает, что в 11-15 лет преобладает общение в процессе обучения и труда, в 15-17 лет ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, направленная на познание профессионального труда. Для подростков характерна нестабильность образа “Я”, ощущение неполноценности, неуверенности. Часто встречается несоответствие или противоречие между интересами и планами (люблю математику, собираюсь в медицинский); интересы во многом определяются личностью значимого взрослого. Новообразованием подросткового  периода является  возникновение потребности  в самоопределении, развитие системы целеполагания, формирование жизненных планов,  структуры собственной системы ценностей, мировоззрения;   в   старшем   подростковом   возрасте   начинается формирование индивидуального стиля личности, разделение ближних и дальних целей, мечтаний и реальностей. Самоопределение в общем смысле подразделяется на личностное, нравственное и профессиональное, но все эти составные части взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. С одной стороны — жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей личностного развития, интеграции и иерархизации мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации. С другой стороны - цели и мотивы конкретизируются, дифференцируются, корректируются в зависимости от реального содержания жизни взрослеющего ребенка. На месте абстрактного, идеального образа будущего вырастает более-менее реалистический, ориентированный на действительность, более-менее последовательный план достижения желаемого будущего. Жизненная перспектива включает в себя не только образ конечного результата, способы его достижения, траекторию движения, очерк субъективных и объективных ресурсов, представление о возможных вариантах как пути, так и конечного результата.

   Юность, старший школьный возраст описан меньше, чем более ранний подростковый. Он тоже чрезвычайно труден, противоречив и важен для   последующего развития. Сформировались устойчивые интересы и предпочтения определенных видов деятельности, имеется довольно устойчивое мировоззрение как система взглядов на мир, общество, на самого себя. Совершенствуется интеллектуальный аппарат, формируется иерархия мотивов, в которой на первом месте утверждаются мотивы будущего. К старшему школьному возрасту должен быть отнесен и феномен самоопределения личности. Но даже если личностное самоопределение или профессиональный выбор не осуществлен, человек все равно оказывается перед фактом: к какому-то числу нужно принять судьбоносное решение, принять на свои неокрепшие (у подавляющего большинства учеников выпускных классов) плечи ответственность за всю свою будущую жизнь.

   Кризис  переходного периода протекает  легче, если у школьника возникают  относительно постоянные личностные интересы или какие-нибудь другие устойчивые мотивы поведения. Появление личностных интересов приводит к чрезвычайно важному явлению - возникновению целеполагания. Целеполагание как взаимодействие субъективного и познавательного уровней системы психологической саморегуляции деятельности рассмотрено, например, в (38;74, 7) и др. Ориентация субъекта на отдаленные цели играет огромную роль в формировании устойчивости личности. Цели, которые он ставит себе, намерения, которые он принимает, К. Левин называл квазипотребностями, которые обладают такой же силой, как “истинные” потребности. И чем более широким является жизненное пространство, в которое индивид включен, тем большее значение приобретают отдаленные цели. Ценностные ориентации субъекта на эти цели будущего становятся доминирующими и подчиняют себе поведение, эмоциональное и моральное состояние человека, делают подростка более устойчивым, внутренне собранным, организованным, целеустремленным, волевым. Это может быть связано с любыми интересами, требующими целевой организации поведения - общественный труд, семейные необходимости, и др. Любые осознанные и устойчивые |   мотивы, становясь доминантными, гармонизируют разнонаправленные мотивационные тенденции, характерные для подросткового возраста. К началу фазы ранней юности, т.е. к 15-16 годам уже можно говорить о таком новообразовании, как “самоопределение”. Самоопределение юноши отличается от мечтаний подростка тем, что оно:

       - основано на более-менее устойчивых  интересах и стремлениях;

       - предполагает учет своих возможностей  и внешних обстоятельств;

       - опирается на формирующееся мировоззрение;

       - связано с выбором своей профессии.

       Подлинное самоопределение, как системное  новообразование, связанное с формированием позиции взрослого человека, является завершающим этапом онтогенетического развития ребенка .

    Важную  роль играет волевой аспект, связанный с мотивационной сферой личности.

Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др. связывают  окончание подросткового возраста с резкой сменой внутренней позиции, с тем, что устремленность в будущее  становится основной направленностью  личности, аффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинает вращаться вся деятельность и интересы. Причем жизненный план как система приспособления к реальности, как средство овладения своим внутренним миром, может выполнять свою функцию лишь при достаточно высоком уровне развития личности. У старших школьников построение жизненных планов, подготавливает выход на более высокий уровень саморегуляции поведения. Исследования подтвердили, что формирование в определенном возрастном периоде жизненных планов, специфической ориентации на будущее, жизненных перспектив коренным образом изменяет отношение школьника к школе, к себе, к окружению, ведет новому соотношению близких и дальних целей. Исследования свидетельствуют, что к 80-м годам XX века это происходило уже в 13 лет. Уже с 9-ти лет представление о своем будущем однозначно связываются с профессиональным самоопределением.

       В журнале “Школа и производство”  опубликована статья (14; 5 6-65) по вопросам социально-экономического и правового статуса старших школьников. Дети до 14 лет отнесены КЗоТом к категории малолетних, 14-18 лет - несовершеннолетних. В 14 лет, получая паспорт гражданина, а с ним и гражданскую ответственность, они получили право на индивидуальную экономическую самостоятельность, оговоренное “легкий труд, в свободное от учебы время, не допускающий вреда их здоровью и не нарушающий процесса обучения”. В новом КЗоТе проработаны все процедурные вопросы для 14-18 летних. Авторы статьи, однако, предостерегают, что ранний труд при всех условиях может сказаться на физическом и морально-психологическом развитии подростков.

Данные  многочисленных исследований говорят  о том, что в старшем школьном возрасте формируется психологическая готовность к личному, профессиональному (шире - жизненному) самоопределению. Она предполагает формирование устойчивых, сознательно выработанных  представлений о своих обязанностях и правах, нравственных принципов и  убеждений, умения анализировать как события, поступки, так и свои  внутренние процессы и состояния. В психологической готовности к самоопределению ведущую роль играет самосознание - это осознание своих качеств, представление о реальном Я, желаемом Я, уровень притязаний, интроспекция, рефлексия и др. Необходимое условие для возникновения жизненных перспектив - ценностные ориентации. Являясь одним из центральных личностных новообразований, они выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют мотивацию поведения, оказывают существенное влияние на все стороны жизни, являются важным элементом внутренней структуры личности. О личностной зрелости старшеклассника можно судить по тому, насколько содержательная сторона ценностных ориентации соответствует интересам общества. Два основных параметра этого феномена - степень сформированности иерархии ценностей и их содержание (направленность). Будучи по своей природе социально-историческими феноменами, ценности дают идеальным целям, имеющимся в сознании подростка, побудительную силу воздействия на способ и характер деятельности. Благодаря этому цели становятся реальными, выделяются ближние цели, цели-задачи как этапы достижения целей отдаленных и т.д. [48].

   Именно  в юношеском возрасте жизненные  планы впервые осознаются как  система приспособления к реальности.

   Временную перспективу можно определить как выделяемый в сознании план представлений о будущей жизни, опосредующий деятельность человека, влияющий на содержание и функционирование мотивационно-потребностной сферы личности .

   Школьники, находящиеся в переходном от подросткового  к юношескому возрасте, приобретают повышенную значимость собственной системы ценностей, целостное отношение к себе (вместо частных самооценок отдельных своих качеств), дифференцированность, умение отделять ощущение успеха/неуспеха в конкретном деле от общего к себе отношения. Мотивы как побудительная и смыслообразующая сила становятся более связаны не с содержанием знаний и условиями школьной жизни, а с выбором будущего. Побудительные силы человеческого поведения становятся более произвольными и сознательными.

   М.Р. Гинзбург  называет проблему самоопределения узловой проблемой взаимодействия индивида и общества; основные моменты этой проблемы - социальная детерминация индивидуального сознания, психики и роль собственной активности субъекта во взаимосвязи социального и  индивидуального (6).  Л.И. Божович включает в самоопределение поиск цели и смысла существования, поиск своего места в общем потоке жизни, места в труде, выбор своего собственного будущего пути. Возникновение этой потребности обосновано логикой личностного и социального развития человека, это потребность в формировании единой смысловой системы, связывающей обобщенные представления о себе, о мире, тем самым найти/определить смысл своей жизни. Самоопределение однозначно связывается с выбором профессии, но ею не определяется. Двуплановость самоопределения в том и состоит, что оно осуществляется и через деловой, конкретный, реальный выбор профессии (труда, рабочего места), и через общие, абстрактные отвлеченные, лишенные конкретности искания смысла существования. Неравномерность этапов профессионального развития, взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения изучены А.К. Марковой (17;308). Л.И. Божович  называет 2 плана самоопределения - выбор профессии и поиск смысла жизни (4).

   Из  всего круга вопросов, относящихся к самоопределению, тема профессионального самоопределения разработана наиболее детально.

   Личностное  самоопределение в старшем школьном возрасте является основанием собственно развития, оно задает процесс ориентации на определенную социальную роль (или социальный уровень), т.е. выступает как социальное самоопределение. На его основе вырабатываются профессиональные предпочтения, осуществляется профессиональное самоопределение. Такое соотношение уровней самоопределения совпадает с подходом Ю.М. Забродина к анализу трудового ресурса (42).

   Д.И. Фельдштейн показал, что подростковый возраст является сензитивным для  формирования мотивации общественно-полезной (приемлемой) деятельности. Узловым моментом в социальном развитии личности является выбор позиции “Я и общество” (43).

Информация о работе Психологическая помощ