Психологическая помощ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89

Работа состоит из  1 файл

Психологич.помощ-д.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)

    а) психодиагностика, определение актуального  состояния развития значимых параметров личности;

    б) использование результатов психодиагностики для стимулирования самопознания  и  саморазвития  в  плане  подготовки  к профессиональному будущему;

    в) выявление “недостаточностей” в развитии значимых качеств, способностей;

    г) принятие решения о дальнейшей коррекционной  и развивающей работе;

    д) контроль за развитием требуемых  качеств, способностей после коррекции  или тренинга;

    е) определение ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности   в   связи   с   жесткими   требованиями   к психофизиологическим особенностям индивида.

    Первым  принципом описанного Л. Митиной  подхода к оказанию помощи   школьнику   в   выборе   профессии   является   выбор  психодиагностических методик, как основы профконсультирования. Второй принцип состоит в ограничении количества применяемых психодиагностических  методик на одного клиента, в преобладании тренинговой, групповой формы сопровождения, в разработке специальных обучающих  и  коррекционных  программ.  Третий  принцип  -сотрудничество оптанта и консультанта, элементы гуманистического подхода, недирективность, доверие и т.п. И, конечно же, психологическое сопровождение выбора профессии должно строиться на нормах и законах возрастного психического развития человека, должно создавать возможность продуктивного решения центральных задач возраста, иметь развивающий характер.

    Образ будущей профессии - это сложное  образование, включающее эмоционально-оценочные  и когнитивные, содержательные компоненты. При соответствии их выбор будет реальным и обоснованным. Естественно, необходимо, чтобы соответствовали друг другу возможности человека и  требования со стороны профессии. Личностный смысл идеального образа профессии   составляют   смыслообразующие   мотивы,   ценностные ориентации, смысловые установки. Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, они определяют реальную профессиональную мотивацию. Осуществленный без достаточной подготовки, без определения собственной жизненной позиции, без осознания смысловой ценностной, мотивационной стороны вопроса, выбор профессии в юношеском возрасте (11 класс), тем более в подростковом (окончание 9 класса) в большинстве случаев определяет стратегию приспособления, неконструктивную и с точки зрения психологического здоровья человека, и с точки зрения общественных, государственных интересов. Этот факт еще раз подчеркивает важность периода оптации для человека, а в отсутствии образовательной системы, способной формировать  развивающегося человека - важность психологической помощи старшекласснику на данном этапе. Л. Митина вводит понятие “психологического сопровождения выбора профессии школьника”, которое предполагает неопределенный по длительности процесс, сочетание различных форм взаимодействия психолога с оптантом.

    В основном (36) посвящена работе именно с мотивационно-ценностным, установочным аспектом в составе профессионального  самоопределения, поискам смысловых  опор личности в ситуациях профессионального  выбора. Аналогичен подход Пряжникова Н.С.,  Осницкого А.К. (28,34,21)

    Оказание  психологической помощи школьнику, в том числе и по профессиональному  самоопределению, и А.Ф. Зеер и Л. Митина относят в основном к функциям школьного психолога. Поскольку профессиональное и личностное самоопределение в старшем школьном возрасте неразрывно связаны, старшеклассники могут обращаться в центры “Семья”, в кадровые службы, в центры занятости, центры профориентации; необходимые знания можно получить в школе на уроках психологии, уроках “Основы выбора профессии” и т.д., на всевозможных тренингах, (ориентированных в основном на личностное развитие либо на выработку социальных умений и навыков). Приобщение школьников к миру труда, к миру профессий возможно в сохранившихся кружках Центров внешкольной работы, в профильных классах, в “школах юных физиков, архитекторов и т.д.” при высших учебных заведениях. Весь этот набор возможностей имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам следует отнести учет рыночного характера нынешнего общественно-экономического   пространства   (даже   “базарно-рыночного”,   по определению Н.С. Пряжникова, быстрый отклик на запрос, учет престижности, актуальности тех или иных профессий, разнообразие форм работы, мобильность, психологическое образование консультантов (27).  Существенным    недостатком    является    отсутствие    системы профориентационной работы, хаотичность, ситуативность, зависимость результата от качеств и компетентности консультанта, фрагментарность, незначительный охват, недоступность такой помощи для нуждающихся в ней (по денежной, территориальной, кадровой, социальной и т.п. причинам). Часто отмечается недостаточная компетентность специалистов, занятых профориентационной помощью школьникам, превращающая ее в профанацию (и в дискредитацию практической психологии вообще). Объективной проблемой является рыночный характер взаимоотношений в сфере психологических услуг.

    Психологическое консультирование может помочь человеку увидеть и осознать собственные проблемы, мешающие сделать оптимальный выбор, представить необходимые шаги для решения этих проблем, увидеть свои сильные и слабые стороны, ресурсы и “недоработки”, слабые места, что поможет ему перевести эмоционально окрашенную ситуацию выбора профессии в конструктивную, деловую плоскость, Л. Митина называет это “зоной ближайшего профессионального развития”: “Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы..., но в большинстве случаев требуется комплексное диагностическое обследование с помощью психологических методик, позволяющих определить:

    - ценностные  ориентации и установки;

    - ближайшие  и перспективные жизненные планы  и профнамерения;

    - уровень  сформированности представлений  о профессии;

    - уровень  развития самооценки;

    - способности, склонности и интересы;

    - уровень  развития профессиональной мотивации;

    - личностные  особенности;

  • реальные жизненные условия (36,31).

    Л. Митина описывает  типичные психологические проблемы старшеклассника, связанные с профессиональным самоопределением:

    1) рассогласование идеального и  реального образа выбираемой  профессии;

    2) несоответствие личностных ценностных  ориентации и ценностных аспектов  профессии;

    3) рассогласование    реальной    и    идеальной    мотивации  профессионального выбора;

    4) неадекватная самооценка.

    Решение любых психологических проблем, в т. ч. и этих, связано прежде всего  с осознанием и принятием их, т.е. с работой сознания. У людей на этапе оптации повышен настрой к самопознанию, старший школьный и юношеский   возраст максимально сензитивен в этом отношении в связи с особой актуальностью профессионального и личностного самоопределения.

    Описывая  и анализируя различные подходы  к профконсультированию Л.Митина обращает внимание на то, что в профконсультационном взаимодействии подросток реализует одну из трех установок: на профконсультанта, на конкретную задачу профессионального выбора либо на профессиональное будущее в целом. 

    Собственное исследование коллектива авторов [36] дало следующую типологию установок, позиций старшеклассников на этапе выбора профессии:

    1) самостоятельность;

    2) подверженность эмоциональным влияниям;

    3) надежды на профессиональную  перспективу, оптимизм;

    4) легкомысленность в отношении  профвыбора;

    5) ориентация на предполагаемые  ожидания;

    6) чувство растерянности;

    7) переживание эмоционального конфликта,  стремление к уходу от решения;

    8) идеализация своего профессионального  будущего;

    9) основательность выбора;

        10)ощущение собственной неспособности.

    Е.А. Климов дает свою типологию проблемных ситуаций профессионального выбора (или казусов), построения личного профплана:

    1) низкая самооценка, слабые склонности, неумение выделить  профессионально значимые качества;

    2) заниженная  самооценка, слабые склонности;

    3) заниженная  самооценка, яркие интересы, высокая  требовательность к себе;

    4) завышенная  самооценка, слабые склонности, ориентация  на материальный статус;

    5) завышенная  самооценка, выраженные склонности, конфликт между желаемой профессией и возможностями ее освоить (3,5).

    Там же приведена типология проблемных ситуаций Г.Ф. Корольковой:

    1 - выбор сделан в соответствии  с личными качествами;

    2 - некоторое несоответствие между  выбираемой областью деятельности    и    интересами    и    склонностями,    недостаток  информированности о мире профессий  и о своих качествах.

    3 - резкое противоречие между выбираемой  профессией и интересами и  склонностями;

        4 - отсутствие  активной  позиции   в  отношении  своего профессионального  будущего.

Еще Е.А. Климов предлагал оптанту построение своей формулы профессии, основываясь на анализе предпочтений в следующем порядке: определить сначала предмет труда, затем цель, средства, условия труда, восходя по пирамиде к   обобщению всех этих параметров (12,110-112).  Совместив эту пирамиду выбора профессии с основным правилом выбора профессии (учет умений, интересов человека и потребностей общества), А.Ф. Зеер предложил обобщенную схему выбора профессии:

 
 
 
предмета  и цели
труда, орудии
производства,
определение
личностньк
возможностей)
| г
Могу (профессиональный интерес, склонности, способности,состояние здоровья,работоспособность, необходимые знания, умения, навыки)
t
зрелость, чувство долга, патриотизм)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Трактовка элементов “хочу”  и “надо” у Е.А. Климова  несколько различна: у Е.А. Климова “хочу” - это интересы и желания профессионального и вне профессионального содержания, “надо” - в большей степени запросы регионального рынка труда (12,10). Это различие не мешает продуктивному использованию схемы.

           Содержательно-процессуальная     модель     профессионального самоопределения, являющаяся модифицированным вариантом схемы Е.А. Климова и дополнения ценностно-нравственными и смысловыми компонентами  включает следующие основные компоненты (12,10):

    1. Осознание  ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).

    2. Общая  ориентировка в социально-экономической  ситуации в стране и прогнозирование  ее изменения (прогнозирование  престижности или востребованности  выбираемой деятельности и приемлемости того или иного образа жизни, связанного с данной профессией).

    3. Осознание   необходимости   получения   профессионального образования.

    4. Общая   ориентировка  в  мире  профессионального   труда (макроинформационная       основа       профессионального  самоопределения).

    5. Осознание  главного смысла своей жизни и соответствующей профессиональной деятельности.

    6. Выделение  дальней профессиональной цели (мечты)  и ее согласование с другими  важными целями (досуговыми, личностными, семейными).

    7. Выделение  ближних и ближайших профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели).

    8. Знание  конкретных выделенных целей:  профессий, учебных заведений,   мест   работы   (микроинформационная   основа профессионального самоопределения)

    9. Представление  о собственных недостатках (и  о достоинствах), которые могут повлиять на достижение намеченных целей.

    10. Знание  путей работы над собой и  подготовки к профессиональному  труду, а также путей и способов наиболее оптимального использования своих достоинств для достижения намеченных целей.

    11 .Представление о возможных внешних (объективных) препятствиях на пути к целям (кто и что могут помешать).

Информация о работе Психологическая помощ