Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа
Цель   исследования:   разработать   технологию   проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
     Задачи исследования:
1). Изучение  литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение  феноменологии консультативных  ситуаций, поиск возможности их  систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение  на ее основе алгоритма, схемы  эффективной, комплексной краткосрочной  удобной индивидуальной формы  психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
Введение  …………………………………………………………………………….             3
Глава 1. Теоретический  анализ проблемы личностного  и  профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............…………………………………………………………         9
1.1 Психологическая  характеристика старшеклассников…………….................               9
1.2. Психология  профессионального развития личности .……………...............               18
1.3. Принципы, формы и методы психологической  помощи старшеклассникам в личностном  и профессиональном самоопределении............................................………………………………...................................            33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................…………………………………………………                         50
Глава 2. Организация и  проведение исследования.............................……….            62
     2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................………….            62
     2.2 Анализ результатов исследования…...............................................……….            67
    2.3 Практические рекомендации по  организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики…………………………………….......................................................................              80
Заключение...................................................………................................................              85
Список  литературы .....................................................................................                      89
Второй этап. Уточнение консультационной гипотезы, понимание проблемы оптанта и определение путей ее решения.
Начало взаимодействия (сотрудничества)
Третий этап. Совместное уточнение проблемы и целей.
Четвертый этап. Совместное достижение намеченных целей (возможно в течении нескольких консультаций).
Пятый этап. Совместное подведение итогов.
В литературе также описана “Карта личности” К.К. Платонова, схемы построения личностного профессионального плана (ЛПП) Е. Климова [II], “Восьмиугольника” Е Климова – (33)
лпп
Склонности, желания заниматься данной деятельностью
информированность престиж профессии
позиция родителей / способности и возможности
позиция товарищей 
потребности общества, рынка труда
Очень интересен подход к изучению формирования трудового ресурса, описанный Ю.М. Забродиным (42). Этот подход связан с необходимостью учесть глобальные, принципиальные изменения роли человеческого фактора в экономике. Ю.М. Забродин описывает понятие экономически активного населения, кризисный характер положения в нем детей, основные особенности и задачи формирования трудового ресурса с точки зрения практической психологии. Описывает 3 уровня компетентности:
    - 
ключевые общие навыки (умение 
трудиться сознательно 
    - 
ключевые общие 
    - 
профессиональные навыки по 
социальная информационная, мотивационная, операционная, функциональная. Индивидуальное движение субъекта труда предполагает исполнение роли ученика, имеет такую особенность, как готовность к отсроченному ожиданию.
Описаны виды профессиональных деятельностей, которые более соответствуют современному состоянию сферы труда и занятости. Это 1) наемные работники; 2) предприниматели; 3) администрация; 4) госслужащие; 5) лица свободных профессий; 6) индивидуальные предприниматели; 7) безработные в поиске работы; 8) маргиналы. Кроме того, высказывается мнение, что прежде чем выбрать вид деятельности, профессию и т.п., человек определяется в системе ролей в общественных отношений. Это 1) легальная составляющая человеческого ресурса, профессиональное поведение; 2) нелегальная составляющая, асоциальное поведение; 3) криминальная составляющая, антисоциальное поведение; 4) маргинальная составляющая.
Описанный взгляд на мир труда и движение в нем человека представляется очень интересным. Роль психолога описывается как чрезвычайно важная; профориентация понимается как сопровождение, как планирование жизни.
Е.А. Климов называет 3 типа профессионального самоопределения школьника:
- непротиворечивый, профессиональный;
- непротиворечивый, внепрофессиональный;
- противоречивый.
2 аспекта согласованности жизненных перспектив:
- взаимосвязь профпланов, целей, ценностных ориентации (а) - между собой и б) - с актуальной жизненной ситуацией);
- жизненная перспектива и субъективная готовность к ее реализации, т.е. готовность к труду и принятию ответственности.
Неопределенность ситуации переживается подростками, юношами как стресс, и как следствие, многие склонны принимать решение поспешно -особенно это стрессонеустойчивые школьники, и именно эмоциональный аспект самоопределения.
Предложена следующая классификация актов выбора профессии (15,56-65):
а) простой выбор: имеются и критерии для принятия решения и все возможные альтернативы:
б) смысловой выбор: альтернативы имеются, нет готовых критериев;
в) личностный (экзистенциальный) - отсутствие или неполнота альтернатив, необходимость придания личностных смыслов тем разнообразным вариантам профессиональных карьер, которые имеются в реальной жизни. Авторы называют это процессом построения реальных альтернатив.
Условиями успешности в профессии Е. Климов называет построение эмоционально насыщенных образов целей и смыслов труда, волевую саморегуляцию труда, проектирование аспектов трудовой деятельности с учетом психологических особенностей людей, оптимизацию межлюдских отношений (11). Там же Климов называет основные компоненты пригодности человека к работе. Это:
- гражданские качества;
    - 
отношение к труду, профессии, 
интересы и склонности к 
- общая дееспособность;
- специальные способности;
- навыки, знания, опыт.
Этот список совпадает с иерархией компетентностей Ю. Забродина и не вполне совпадает с иерархией представлений большой части молодежи, озаботившейся поисками хорошо оплачиваемой, интересной, престижной и т.п. работы, о чем говорят результаты социо-психологических исследований последних лет.
В консультации по выбору профессии должны соблюдаться основные принципы психологического консультирования. Н.С. Пряжников уточнил их формулировки таким образом:
• не навреди;
• не оценивай (принятие клиента таким, каков он есть);
• конфиденциальность;
• уважение к коллегам;
• профессиональная компетентность;
• соблюдение меры взаимной откровенности, дистанции в интересах своих и клиента;
• право клиента самому отвечать за свои действия, решения;
• добровольности участия в процедурах;
• уважения себя, бережного отношения к своей личности;
• предоставь оптанту возможность высказаться, не спеши сам говорить.
Необходимо рассмотреть также критерии эффективности работы самого профконсультанта. Е.А. Климов выделяет такие: реальный выбор, успешность выбора, “цена” выбора для оптанта, удовлетворенность совершенным выбором. Если первые два критерия оценить в момент консультирования нереально, то “цену” выбора обсудить с оптантом возможно: на какие трудности и неудобства он согласен, от чего в жизни готов отказаться и т.п. Удовлетворенность результатом консультации можно оценить по тому, насколько человек удовлетворен новой информацией о себе, о своих новых возможностях.
Оперативные показатели качества метода, по Е. Климову, таковы:
• компактность, удобство метода;
• целостность оценки профессионального самоопределения;
• сочетание количественных и качественных методов;
• понятность критериев для консультанта и для оптанта;
• прогностичность, рассмотрение профессионального самоопределения в динамике.
Основной подход психологического сопровождения выбора профессии старшеклассником - это исследование личности с помощью психодиагностических методик, изучение сформированности необходимых конструктов, функций, умений ценностно-мотивационной сферы, способностей, интеллекта, целеполагания и т.п. Другой подход - с позиций профотбора: определение профессионально важных качеств, специальных способностей и умений с точки зрения пригодности человека к тому или иному виду профессионального труда.
Можно рассмотреть еще один подход к вопросам профориентации старших школьников. Встречаются не индивид, личность - и профессия, а подрастающий человек в процессе активного созидания, формирования своей личности - и огромный, меняющийся, перестраивающийся внутренне мир профессий. Две динамичные развивающиеся системы, сопоставлять которые можно только в некоторых пересекающихся “точках”, “областях”, в каких-то самых общих характеристиках обеих систем, например, общая готовность к труду, сочетание и согласованность целей и средств, обобщенные характеристики мира профессий.
    Среди 
психодиагностических инструментов есть 
группа методик, созданных на основе классификаций 
мира профессий и учитывающих специфику   
возрастного   развития   старших   
школьников.   Это профдиагностические 
методики на основе классификации профессий 
по предмету труда (человек-человек, человек-техника, 
человек знаковая система, человек-природа, 
человек-художественный образ) Е.А. Климова:  
дифференциально-
    Такой  
подход  вполне сочетается с реальным 
уровнем информированности 
Остальные параметры профессиональных перспектив, планов (мотивацию, ресурсы, варианты, механизмы целеполагания и прочее) а также затруднения и личностную проблематику авторы рекомендуют исследовать с помощью отдельных процедур, на последующих консультациях. Для этого применяются психодиагностика, описанные в п.1.3 схемы как варианты структурированных бесед, исследующих сферу профессионального самоопределения старшего школьника во всем ее многообразии. Дополнительно Е.А. Климов рекомендует привлекать к обсуждению:
- непрофессиональные интересы, объекты, ситуации, виды занятий, которым оптант уделяет внимание: любимые области знаний, наук, искусств, референтные, значимые люди, их особенности и их занятия, досуговая активность (занятость), развлечения;
- профессиональные интересы: профессиональные пробы, виды труда, с которыми он знаком, хобби, устойчивые занятия какой-либо деятельностью;
    - 
мотивацию, волевые аспекты: 
- представления о самом себе: о себе в будущем, ценности, мечты, идеалы и др.
Н.С. Пряжников перечисляет опоры у основания для уверенности в себе (называя их психологическими тылами) (35,73):
1) Общая эрудиция, знания учебных предметов;
4) Материальные условия;
    5) 
Социальные условия (
    6) 
Физические возможности (
    7) 
Коммуникативно-
8) Морально-волевая   
готовность,   позволяющая   
преодолевать трудности (она 
Аналогичную задачу определения профессиональной направленности может решать опросник профессиональных предпочтений, разработанный на основе типологии Дж. Голланда. С его помощью диагностируется предпочтение определенного характера деятельности -реалистического, исследовательского, артистического, социального, предпринимательского, традиционного. Он однако предполагает достаточный уровень личностной зрелости и развития профессиональных интересов и опыта, поэтому его использование ограничено возрастными рамками.
     В 
практике индивидуального