Психологическая помощ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89

Работа состоит из  1 файл

Психологич.помощ-д.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)

    Второй  этап. Уточнение консультационной гипотезы, понимание проблемы оптанта и  определение путей ее решения.

    Начало  взаимодействия (сотрудничества)

    Третий  этап. Совместное уточнение проблемы и целей.

    Четвертый этап. Совместное достижение намеченных целей (возможно в течении нескольких консультаций).

    Пятый этап. Совместное подведение итогов.

    В литературе также описана “Карта личности” К.К. Платонова, схемы  построения личностного профессионального плана (ЛПП) Е. Климова [II], “Восьмиугольника” Е Климова – (33)

 
    

    

лпп

    

    

Склонности, желания  заниматься данной деятельностью

    информированность престиж профессии

    позиция родителей     /                 способности и возможности позиция  товарищей

потребности общества, рынка труда

 

    Очень интересен подход к изучению формирования трудового ресурса, описанный Ю.М. Забродиным (42). Этот подход связан с необходимостью учесть глобальные, принципиальные изменения роли человеческого фактора в экономике. Ю.М. Забродин описывает понятие экономически активного населения, кризисный характер положения в нем детей, основные особенности и задачи формирования трудового ресурса с точки зрения  практической психологии.  Описывает  3  уровня компетентности:

    - ключевые общие навыки (умение  трудиться сознательно работать  на удовлетворение чужих потребностей, коммуникативность, сотрудничество, система социальных ценностей);

    - ключевые общие профессиональные  навыки по видам занятий, профессиональных  видов деятельности;

    - профессиональные навыки по конкретному  рабочему месту. Описаны три вида готовности к труду и компоненты этой готовности:

социальная    информационная,    мотивационная,    операционная, функциональная. Индивидуальное движение субъекта труда предполагает исполнение роли ученика, имеет такую особенность, как готовность к отсроченному ожиданию.

            Описаны виды профессиональных  деятельностей, которые более  соответствуют современному состоянию сферы труда и занятости. Это 1) наемные работники; 2) предприниматели; 3) администрация; 4) госслужащие; 5) лица свободных профессий; 6) индивидуальные предприниматели; 7) безработные в поиске работы; 8) маргиналы. Кроме того, высказывается мнение, что прежде чем выбрать вид деятельности, профессию и т.п., человек определяется в системе ролей в общественных отношений. Это 1) легальная составляющая человеческого ресурса, профессиональное поведение; 2) нелегальная составляющая, асоциальное поведение; 3) криминальная составляющая, антисоциальное поведение; 4) маргинальная составляющая.

    Описанный взгляд на мир труда и движение в нем человека представляется очень интересным. Роль психолога описывается как чрезвычайно важная; профориентация понимается как сопровождение, как планирование жизни.

    Е.А. Климов называет 3 типа профессионального  самоопределения школьника:

    - непротиворечивый, профессиональный;

    - непротиворечивый, внепрофессиональный;

    - противоречивый.

    2 аспекта согласованности  жизненных перспектив:

    - взаимосвязь   профпланов,   целей,   ценностных  ориентации  (а) - между собой и б) - с актуальной жизненной ситуацией);

    - жизненная перспектива и субъективная готовность к ее реализации, т.е. готовность к труду и принятию ответственности.

    Неопределенность  ситуации переживается подростками, юношами  как стресс, и как следствие, многие склонны принимать решение поспешно -особенно это стрессонеустойчивые школьники, и именно эмоциональный аспект самоопределения.

    Предложена  следующая  классификация актов  выбора профессии (15,56-65):

    а) простой выбор: имеются и критерии для принятия решения и все  возможные альтернативы:

    б) смысловой выбор: альтернативы имеются, нет готовых критериев;

    в) личностный (экзистенциальный) - отсутствие или неполнота альтернатив, необходимость придания личностных смыслов тем разнообразным вариантам профессиональных карьер, которые имеются в реальной жизни. Авторы называют это процессом построения реальных альтернатив.

    Условиями успешности в профессии Е. Климов называет построение эмоционально насыщенных образов целей и смыслов труда, волевую саморегуляцию труда, проектирование аспектов трудовой деятельности с учетом  психологических особенностей  людей, оптимизацию межлюдских отношений (11). Там же Климов называет основные компоненты пригодности человека к работе. Это:

    - гражданские качества;

    - отношение к труду, профессии,  интересы и склонности к данной  области деятельности;

    - общая дееспособность;

    - специальные способности;

    - навыки, знания, опыт.

    Этот  список совпадает с иерархией  компетентностей Ю. Забродина и  не вполне совпадает с иерархией  представлений большой части  молодежи, озаботившейся поисками хорошо оплачиваемой, интересной, престижной и т.п. работы, о чем говорят результаты   социо-психологических исследований последних лет.

    В консультации по выбору профессии должны соблюдаться основные принципы психологического консультирования. Н.С. Пряжников уточнил их формулировки таким образом:

    • не навреди;

    • не оценивай (принятие клиента таким, каков он есть);

    • конфиденциальность;

    • уважение к коллегам;

    • профессиональная компетентность;

    • соблюдение меры взаимной откровенности, дистанции в интересах  своих и клиента;

    • право клиента самому отвечать за свои действия, решения;

    • добровольности участия в процедурах;

    • уважения себя, бережного отношения к своей личности;

    • предоставь оптанту возможность высказаться, не спеши сам  говорить.

    Необходимо  рассмотреть также критерии эффективности работы самого профконсультанта. Е.А. Климов выделяет такие: реальный выбор, успешность выбора, “цена” выбора для оптанта, удовлетворенность совершенным выбором. Если первые два критерия оценить в момент консультирования нереально, то “цену” выбора обсудить с оптантом возможно: на какие трудности и неудобства он согласен, от чего в жизни готов отказаться и т.п. Удовлетворенность результатом консультации можно оценить по тому, насколько человек удовлетворен новой информацией о себе, о своих новых возможностях.

    Оперативные показатели качества метода, по Е. Климову, таковы:

    • компактность, удобство метода;

    • целостность оценки профессионального  самоопределения;

    • сочетание количественных и качественных методов;

    • понятность критериев для консультанта и для оптанта;

    • прогностичность,       рассмотрение       профессионального  самоопределения в динамике.

    Основной  подход психологического сопровождения    выбора профессии старшеклассником - это исследование личности с помощью психодиагностических    методик,    изучение    сформированности необходимых конструктов, функций, умений ценностно-мотивационной сферы, способностей, интеллекта, целеполагания и т.п. Другой подход - с позиций профотбора: определение профессионально важных качеств, специальных способностей и умений с точки зрения пригодности человека к тому или иному виду профессионального труда.

    Можно рассмотреть еще один подход к  вопросам профориентации старших школьников. Встречаются не индивид, личность - и профессия, а подрастающий человек в процессе активного созидания, формирования своей личности - и огромный, меняющийся, перестраивающийся внутренне мир профессий. Две динамичные развивающиеся системы, сопоставлять которые можно только в некоторых пересекающихся “точках”, “областях”, в каких-то самых общих характеристиках обеих систем, например, общая готовность к труду, сочетание и согласованность целей и средств, обобщенные характеристики мира профессий.

    Среди психодиагностических инструментов есть группа методик, созданных на основе классификаций мира профессий и учитывающих специфику   возрастного   развития   старших   школьников.   Это профдиагностические методики на основе классификации профессий по предмету труда (человек-человек, человек-техника, человек знаковая система, человек-природа, человек-художественный образ) Е.А. Климова:  дифференциально-диагностический опросник (ДДО  “Опросник профессиональной готовности” Л.Кабардовой , ДДО, модификация А.К.Осницкого, тест интересов и склонностей, анкета “Ориентация”, информационная карта выбора профессии (12,8,50,21).

    Такой  подход  вполне сочетается с реальным уровнем информированности старшеклассников о мире труда, с их опытом и т.п. Интерпретация результатов всех этих диагностических методик выводит, по мнению авторов, на следующие два момента:

  • на наличие предпочтений типа профессий, связанных с определенным предметом труда, выраженность предпочтения;
  • на степень согласованности профессиональных намерений, планируемых или желаемых действий (по сравнению с желаемой профессией, факультетом вуза, с ближними целями оптанта).

    Остальные параметры профессиональных перспектив, планов (мотивацию, ресурсы, варианты, механизмы целеполагания и прочее) а также затруднения и личностную проблематику авторы рекомендуют исследовать с помощью отдельных процедур, на последующих консультациях. Для этого применяются психодиагностика, описанные в п.1.3 схемы как варианты структурированных бесед, исследующих сферу профессионального самоопределения старшего школьника во всем ее многообразии. Дополнительно Е.А. Климов рекомендует привлекать к обсуждению:

    - непрофессиональные интересы, объекты,  ситуации, виды занятий, которым  оптант уделяет внимание: любимые области знаний, наук, искусств, референтные, значимые люди, их особенности и их занятия, досуговая активность (занятость), развлечения;

    - профессиональные интересы: профессиональные  пробы, виды труда, с которыми  он знаком, хобби, устойчивые занятия какой-либо деятельностью;

    - мотивацию, волевые аспекты: доводы  выбора (социальные, финансовые...),     упоминание     характеристик     труда, нереализованные    профессиональные    желания    ситуации фрустрации, препятствия и способы их преодоления, способы достижения своих целей;

    - представления о самом себе: о  себе в будущем, ценности, мечты,  идеалы и др.

    Н.С. Пряжников  перечисляет опоры  у основания для уверенности  в себе (называя их психологическими тылами) (35,73):

    1) Общая эрудиция, знания учебных предметов;

  1. Связи, знакомства самого школьника и родителей;
  2. Профессиональные знания, умения и навыки;

    4) Материальные условия;

    5) Социальные условия (образование  родителей, окружение);

    6) Физические возможности (здоровье, внешность);

    7) Коммуникативно-организаторские   способности,    адекватные отношения с теми, от кого зависит успех;

    8) Морально-волевая   готовность,   позволяющая   преодолевать трудности (она называется универсальным основанием для уверенности).

     Аналогичную     задачу     определения     профессиональной направленности может решать опросник профессиональных предпочтений, разработанный на основе типологии Дж. Голланда. С его помощью диагностируется предпочтение определенного характера деятельности -реалистического,  исследовательского,  артистического,  социального, предпринимательского,  традиционного.   Он  однако  предполагает достаточный уровень личностной зрелости и развития профессиональных интересов и опыта, поэтому его использование ограничено возрастными рамками.

     В практике индивидуального профконсультирования в логике данного подхода применимы также методика “Карта интересов” Голомштока (варианты 65,96,120,144 вопросов для разных возрастов) самоинтервью “Моя будущая работа”, активизирующие опросники Н.С. Пряжникова, “Схема альтернативного выбора” (8, 12, 16, 29). Использование в консультировании школьника диагностики отношений к миру труда представляется вполне оправданным. Во-первых, обсуждение всех вопросов, связанных с самоопределением, ведется на актуальном для оптанта материале; во-вторых, одновременно решаются многие задачи, профессионального   развития,   в   том   числе   и   расширение информированности о содержании и многообразии мира труда; в-третьих, опосредованное - через обсуждение   профессий, цифр, внешней обыденной конкретики - консультационное взаимодействие позволяет школьнику увидеть, осознать, принять информацию о своих личностных проблемах, “недостатках”, “слабостях”, которые мешают сделать правильный выбор, ведут к будущим конфликтам, обойти или преодолеть психологические защиты от не желательной информации о себе. Именно в силу неразрывности и взаимозависимости личностного и профессионального аспектов в самоопределении   школьника профориентационный повод оказывается весьма удобен и для обсуждения затруднений внутриличностного характера, на что не сподвигнутся самостоятельно очень многие: кто в силу самоуверенности, кто -застенчивости и неуверенности, кто - в силу флегматичности или же экстравертированности характера, экономической несамостоятельности и в силу тысячи других причин, отсутствия тех же самых социальных навыков, отсутствия осознания необходимости и возможности помощи специалистов в том, что им кажется личной проблемой в выборе профессии, планировании жизни. “Человек может попросить только то, что знает, нуждается же он в том, о чем даже и не догадывается” (М.Покрасс “Активная депрессия”).

Информация о работе Психологическая помощ