Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа
Цель   исследования:   разработать   технологию   проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
     Задачи исследования:
1). Изучение  литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение  феноменологии консультативных  ситуаций, поиск возможности их  систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение  на ее основе алгоритма, схемы  эффективной, комплексной краткосрочной  удобной индивидуальной формы  психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
Введение  …………………………………………………………………………….             3
Глава 1. Теоретический  анализ проблемы личностного  и  профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............…………………………………………………………         9
1.1 Психологическая  характеристика старшеклассников…………….................               9
1.2. Психология  профессионального развития личности .……………...............               18
1.3. Принципы, формы и методы психологической  помощи старшеклассникам в личностном  и профессиональном самоопределении............................................………………………………...................................            33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................…………………………………………………                         50
Глава 2. Организация и  проведение исследования.............................……….            62
     2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................………….            62
     2.2 Анализ результатов исследования…...............................................……….            67
    2.3 Практические рекомендации по  организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики…………………………………….......................................................................              80
Заключение...................................................………................................................              85
Список  литературы .....................................................................................                      89
     
По результатам 
2. В таблице 1 приведены результаты диагностики (столбцы 2,3,4) и анализа профконсультационной ситуации. Наличие профпредпочтений уточнялось по вопросам 4-6, 9,11,12; состояние профессиональной готовности - по вопросам 3,7,15,17,18; профнамерения - по вопросам 11-14, 19,20,22 анкеты “Дорогой друг”.
Результаты профдиагностики
Табл.1
| ев
   В: я Б о ^  | 
  ” 
  3
   в ” 1 § Я U § ? S в g 5 • А s^ a  | 
  я “
   1 -э Св £J Я о 2 я s ea w о " К ^2 о с- й  | 
  
  
 " S в в |& 1 S & “ £ в §•& ^ ^  | 
  Индивидуальные особенности, “барьеры” | 
  “ о 
 
 
 
 S ^ 3 ^1 
 
 
 
  | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| 1 | + | ± | ± | Отсутствие своей точки зрения | 76 | 
| 2 | ± | ± | ± | Противоречивость интересов и способностей | 76 | 
| 3 | + | + | ± | Мало выборов, разносторонние интересы | 1 | 
| 4 | - | ± | ± | Ориентация на престижность | 2а | 
| 5 | + | ± | + | — | 1 | 
| 6 | - | ± | - | Пассивность жизненной позиции | 2а | 
| 7 | - | - | - | Проблемы в общении, “уход” в сферу ч-техн | 2в | 
| 8 | - | + | х | Избегание общения, “уход” в компьютеры | 5,26 | 
| 9 | - | + | х | Неучет актуальной успешности в планировании будущего | 5,2а | 
| 10 | + | + | ± | Ориентация не на самосознание , а на престижность | 1 | 
| 11 | - | + | - | Безынициативность | 26 | 
| 12 | - | - | - | Недифференцирование профессий, пассивность | 76 | 
| 1
   11  | 
  2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
| 13 | - | - | х | Абстрактность рассуждений | 5,7а,2в | ||
| 14 | - | ± | - | Ориентация на удовольствие, нет самоанализа | 2а | ||
| 15 | ± | - | - | Ориентация личности на престижность, образ жизни | 3 | ||
| 16 | - | ± | - | Мечты, противоречие “хочу” и “могу” | 26 | ||
| 17 | + | + | - | Выжидательная позиция | 3 | ||
| 18 | + | + | ± | Поверхностные знания, нерешительность | 6 | ||
| 19 | + | ± | ± | Завышенные притязания, авторитарный отец | 76 | ||
| 20 | ± | ± | ± | Тревожная мама | 6 | ||
| 21 | - | ± | X | Пассивность жизненной позиции | 26 | ||
| 22 | - | - | - | Стремление к независимости, нет желания трудиться | 26,8 | ||
| 23 | + | + | х | Неучет баланса усилие-результат | 5 | ||
| 24 | + | + | ± | Пассивность, симбиоз с матерью | 76 | ||
| 25 | ± | - | - | Противоречивость в общении, отсутствует иерархия мотивов | 8 | ||
| 26 | + | ± | - | Не знает себя | 7а | ||
| 27 | ± | - | ± | Поверхностность | 76 | ||
| 28 | - | + | - | Авторитарная мама, проблемы в общении | 2в,8 | ||
| 29 | ± | ± | ± | Пассивность, поверхностность | 76 | ||
| 30 | + | ± | - | Не субъект своей судьбы | 8 | ||
| 31 | ± | ± | - | Нереалистичность планов | 5,76,3 | ||
| 32 | ± | ± | - | Интравертированность, сомнения | 8 | ||
| 33 | - | + | ± | Разносторонность | 2а | ||
| 34 | + | ± | ± | Личностные мотивы, не профессиональные | 2а | ||
| 35 | + | + | ± | — | 1 | ||
| 36 | + | + | ± | Отсутствие критерия | 1 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
| 37 | ± | - | ± | Флегматичность | 2в | ||
| 38 | + | + | X | Ориентация на внешнее мнение | 5,3 | ||
| 39 | - | + | х | На стадии сопоставления со своей системой ценностей | 5,2а | ||
| 40 | + | + | + | С уровня смыслов опуститься на реальную почву | 1 | ||
| 41 | =Ь | ± | ± | Мечты, ведомость | 36 | ||
| 42 | + | ± | ± | Гиперпотребность в принятии, общении | 76,3 | ||
| 43 | + | ± | ± | неумение планировать; рано выбирать | 36 | ||
| 44 | + | + | + | — | 1 | ||
| 45 | + | ± | ± | — | 1 | ||
| 46 | - | + | - | Некоммуникабельность, передача ответственности | 2а | ||
| 47 | + | ± | ± | Проблемы в общении | 6 | ||
| 48 | - | + | ± | — | 2а | ||
| 49 | - | ± | ± | Завышенная самооценка | 26 | ||
| 50 | - | - | ± | Проблемные отношения с мамой | 2в | ||
| 51 | ± | - | х | Нерешенные внутриличностные проблемы | 5 | ||
| 52 | + | + | ± | Отрыв от реальности |   | ||
| 53 | + | + | + | — | 1 | ||
| 54 | ± | + | ± | Интравертированность | 4 | ||
| 55 | + | + | ± | Максимализм | 3 | ||
| 56 | ± | - | ± | Отсутствие желания прилагать усилия | 4 | ||
| 57 | ± | - | - | Пассивная жизненная позиция | 4,8 | ||
| 58 | d= | - | х | Опекаемость, нет желаний, слабая воля | 5,7в | ||
| 59 | ± | - | - | Нежелание трудиться | 7а | ||
| 60 | ± | - | - | Пассивная жизненная позиция | 26 | ||
| 61 | + | ± | ± | Желание избежать трудностей, детская позиция | 6 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 
| 62 | 4: | =ь | ± | Подростковый период, стадия самопознания | 6 | 
Профессиональные предпочтения:
+ выражены
+= слабо выражены
Профессиональная готовность:
+ сформирована в основном ± частично сформирована
- отсутствует
Содержание профнамерений:
+ согласованы
± частично согласованы
х противоречивы
- отсутствуют
Очевидна взаимосвязь аспектов профессионального и личностного, и в широком смысле жизненного самоопределения; в столбце 6 таблицы 1 обозначены типы профконсультационных ситуаций, к которым может быть отнесен каждый конкретный случай. Как видно из табл. 1, некоторые случаи довольно просты для консультанта, поскольку оптант в данный момент своей жизни занят одной задачей самоопределения. У некоторых школьников жизненная ситуация сложнее - нерешенные задачи предыдущих этапов развития стали проблемами нынешнего этапа. Некоторые случаи требуют вмешательства в семейное окружение, коррекции детско-родительских отношений. Но это, разумеется, совершенно отдельная история.
2. В результате систематизации исследованных профконсультаций на основе характера итоговых баллов ОПТ были выделены 8 типичных профконсультационных ситуаций. В таблице 2 описаны эти ситуации, а также описаны стратегии помощи в каждом случае.
Табл.2
Варианты профконсультационных ситуаций
Стратегии взаимодействия
Оптимальный вариант
Значения итоговых баллов по 2 типам профессий больше остальных, оценки “хочу”, “могу”, “надо” внутри этих типов различаются незначительно и выбираемая профессия, специальность достаточно точно соответствует этим типам. Пример:
Знак Техника Природа Худож-ныи Человек образ
4,4,2
13,14,16 14,18,16
6,7,6
9.9,9
Профессия фитодизайнер, дизайнер Встречается редко
Помощь таким оптантам может проводиться в виде обсуждения
а) смежных профессий и специальностей;
б) возможных вариантов получения профессии в учебных заведениях различного уровня - высшего, среднего специального,начального;
в) сфер деятельности, в которых может быть востребована выбранная профессия;
г) приоритетов в предпочтениях (виды
деятельности для запасных вариантов,
для хобби)
В целом такой оптант подтверждает свою самооценку (что может быть полезным в семейном обсуждении его профессионального будущего) и расширяет осведомленность о мире профессий, получает дополнительную полезную информацию.
Недифференцированный вариант
4 или 5 типов профессий набрали приблизительно одинаковые итоговые баллы:
а) с тенденцией к максимальным значениям
Знак Техника Природа Худож-ный Человек образ
16,15,9 15,15,13 19,17,15
11,13,6 20,20,3
 
 
 
    а) - разносторонние 
интересы и умения,    отсутствие    
предпочтений, оптимистичный   оптант.   
Выделению значимых      сфер      
деятельности, предпочтительных   
типов   профессий помогает сопоставление 
с ответами на вопросы ознакомительной 
анкеты: какими видами     деятельности     
занимается регулярно по своему    
желанию в свободное время, какой характер 
труда привлекателен,   какие   
занятия   из имеющихся в его жизненном 
опыте он хотел бы продолжать и развивать, 
а какие оставить для досуга, от каких 
готов отказаться и почему, для реализации 
каких вариантов   оптант   видит   
наличие собственных возможностей, посторонней 
помощи. В целом результат консультации 
для такого оптанта - в рефлексии, в опыте 
оценивания   фактов   своей   
жизни, расстановки  приоритетов,  
в  умении отказываться от менее важных, 
но приятных       вещей   
ради   более существенных, значимых.
72
 
минимальным
Худож-ный Человек образ
б) с тенденцией к значениям
Знак Техника Природа
9,6,6
3,3,2
2,2,2
5,4,4
8,7,3
в) с тенденцией к средним значениям
Знак Техника Природа Худож-ный Человек образ
10,12,12 12,10,12
9,4,0
6,1,0
15,6,2
6) - низкая конкурентоспособность, отсутствие готовности к труду, низкая активность. При наличии профессиональных намерений обсуждаются ожидания и притязания оптанта, вероятная степень успешности в профессиональной деятельности при такой малой выраженности всех элементов профессиональной готовности, далее -возможности оптимизации ситуации, необходимые активные действия со стороны оптанта.
При отсутствии какой-либо желаемой профессии с таким оптантом можно провести лишь ознакомительную беседу о классификации профессий по предмету труда, об основных правилах выбора профессии сопоставить результаты профдиагностики с ожиданиями и притязаниями. Эффективны вопросы такого типа: “ты оценил свои умения, свое эмоциональное отношение к разным элементам профессионального труда, желание трудиться. Как ты оценишь с позиции работодателя такого работника? Чем ты готов заняться в своих интересах”.
Результатом для оптанта является самопознание, рефлексия, возможность увидеть себя со стороны, активизация собственных усилий, часто - повышение самооценки.
Практически любой такой случай -это показание к личностной или семейной психокоррекции.
в) - информация о типах профессий по предмету труда, сопоставление с желаемой профессией, с ответами на вопросы анкеты о регулярных занятиях какими-либо видами деятельности помогает оптанту обратить внимание на содержательную сторону разных видов профессиональной деятельности, своего жизненного опыта и начать свою внутреннюю работу по самопознанию, по принятию позиции субъекта своей жизни.