Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа
Цель   исследования:   разработать   технологию   проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
     Задачи исследования:
1). Изучение  литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение  феноменологии консультативных  ситуаций, поиск возможности их  систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение  на ее основе алгоритма, схемы  эффективной, комплексной краткосрочной  удобной индивидуальной формы  психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
Введение  …………………………………………………………………………….             3
Глава 1. Теоретический  анализ проблемы личностного  и  профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............…………………………………………………………         9
1.1 Психологическая  характеристика старшеклассников…………….................               9
1.2. Психология  профессионального развития личности .……………...............               18
1.3. Принципы, формы и методы психологической  помощи старшеклассникам в личностном  и профессиональном самоопределении............................................………………………………...................................            33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................…………………………………………………                         50
Глава 2. Организация и  проведение исследования.............................……….            62
     2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................………….            62
     2.2 Анализ результатов исследования…...............................................……….            67
    2.3 Практические рекомендации по  организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики…………………………………….......................................................................              80
Заключение...................................................………................................................              85
Список  литературы .....................................................................................                      89
    Профориентационная  
помощь,  если  рассматривать  
ее  как психологическое 
Изучение литературы по данному кругу вопросов показало, что в современных условиях на проблему самоопределения школьников 14-18 лет необходимо посмотреть не традиционно с позиции развивающейся личности или конкретных профессий и видов труда, а с иных, более глобальных социально-экономических позиций, в контексте формирования трудового ресурса. В этом смысле на первом плане оказываются вопросы трудовой мотивации и социальной ответственности перед обществом. Для практической психологии это задачи управления (в применении к школьникам - формирования) мотивационно-ценностной сферы личности, гражданское воспитание и понимание ценности и значимости самого труда.
Как показало данное исследование, индивидуальная профконсультация, опирающаяся на результаты диагностики профессиональной готовности, может быть эффективным средством психологической помощи старшекласснику как раз в силу комплексности затрагиваемых вопросов, ориентации на личностные особенности конкретного школьника и на особенности его индивидуальной ситуации.
Переживание школьником “помогающих отношений” в коде клиент -ориентированного взаимодействия ведет к повышению эффективности консультации и является дополнительных аргументом за развитие сети профконсультационных услуг. Позитивные изменения у оптантов связаны, прежде всего, с проживанием равноправного взаимодействия, с принятием себя и открытости своему внутреннему миру, своему опыту и той информации, которая получена им в ходе профдиагностики, а также осознанию приоритета собственного опыта перед внешними мнениями или соображениями престижности (работы, образа жизни...)
Дополнительным плюсов является профориентационный характер первоначального запроса - он облегчает подростку (юноше) момент обращения за помощью и в то же время позволяет консультанту косвенно - через ситуацию выбора профессии - выйти на более глубокие вопросы и проблемы. Профориентационная формулировка запроса облегчает достижение целей именно в силу своей косвенной, непрямой обращенности к личному опыту, к свойствам личности и ее проблемам, предоставляет возможность обойти или снять неконструктивные психологические защиты, которые уже могут иметь место к 14-18 годам. Подход к консультированию, основанный на изучении взаимодействия активно развивающейся личности и сложного, динамичного мира профессий, на диагностике наиболее общих моментов этого взаимодействия акцентировать внимание оптанта на общей готовности к труду, на ресурсах и ограничениях, на ответственности и самостоятельности, на ценностно-смысловом аспекте выбора. Он отвечает задачами, стоящими перед практической психологией: поиска новых подходов к консультированию, современных форм и методов оказания психологической помощи старшеклассникам, совершенствования профориентационной работы. “Опросник профессиональной готовности” позволяет выполнить также информационно-просветительскую функцию, расширить знания школьника о существенных свойствах разных видов профессионального труда, ознакомить с правилами выбора профессии.
Описанная технология индивидуальной консультации дает возможность проработать основные вопросы в оптимальные, короткие сроки. В целом такая профконсультация носит развивающий, активизирующий характер, дает возможность школьнику стать субъектом выбора, принять на себя ответственность за свое будущее.
Выявленная в ходе исследования типология профконсультационных ситуаций позволяет консультанту по результатам диагностики ОПТ оптимизировать свою работу со старшеклассниками, а также -начинающим профконсультантам - избежать лишних ошибок, ускорить собственную профессионализацию.
В качестве перспектив развития данной темы можно рассмотреть :
а) создание методического пособия в помощь профконсультантам и практическим психологам, работающим со старшеклассниками;
    б) 
проведение    мониторинговых,    
социально-психологических 
в) поиск методик, технологий работы с молодежью, соответствующих подходу, описанному Ю.М. Забродиным: виды профессиональных деятельностей, 3 уровня компетентностей, оценка подготовленности, роли в системе общественных отношений.
 
1. Альбуханова-Славская К. Стратегия жизни. - М.:Мысль,1991
2. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. Аналитический обзор.- М.:Флинта, 1998
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1995
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж, 1995
5. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик стратегии человека. // Вопросы психологии. - 2001. - № 2
6. Гинзбург М.Р. 
Личностное самоопределение 
7. Головаха 
Е.И. Жизненная перспектива и 
профессиональное  
8. Детская психодиагностика и профориентация / сост. СтоляренкоЛ.Д. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
9. Забродин 
Ю.М. Готовность российской 
10. Зеер А.Ф. Психология профессии. - М, Екатеринбург: Деловая книга, 2003
11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник - М.: ЮНИТИ, 1998
12. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М: Просвещение, 1990
№4
15. Леонтьев   
Д.А.,   Шелобанов   Е.В.   
Профессиональное 
16. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М, 1996
26.  Пряжников 
Н.С. Методы активизации 
39. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - Воронеж, 1996
Приложение 1. “Опросник профессиональной готовности”
 
    Инструкция: 
внимательно читайте все 50 высказываний 
опросника. Прочитав каждое из высказываний. 
Вы должны будете ответить на три приведенных 
вопроса и оценить свои ответы 
в баллах (от 0 до 2):
1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в высказывании?
- Делаю, как правило, хорошо - 2 балла.
- Делаю средне - 1 балл.
- Делаю плохо (совсем не умею) - 0 баллов.
2. Какие ощущения у Вас возникли, когда Вы это делали?
- Положительные (приятно, интересно, легко) - 2 балла.
- Нейтральное (все равно) — 1 балл.
- Отрицательные 
(неприятно, неинтересно, 
3. Хотели бы 
Вы, чтобы описанное в 
- Да - 2 балла.
- Все равно - 1 балл.
- Нет - 0 баллов.
Свои оценки в баллах Вы заносите в “Таблицу ответов” (номер клетки в таблице соответствует номеру высказывания). В каждую клетку бланка ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все три вопроса. Для каждого высказывания Вы оцениваете сначала Ваше умение (1), затем - отношение (2), затем - желание (3). В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетках “Таблицы ответов”.
Если Вы никогда не делали того, что описано в высказывании, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.
Читая высказывание, обязательно обращайте внимание на слова:
“часто”, “легко”, “систематически” и др. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
    Если 
из перечисленных в вопросе 
Работайте внимательно!
    1. 
Делать выписки, вырезки из 
различных текстов и 
    2. 
Выполнять практические 
3. Длительное время (более года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать).
    4. 
Сочинять стихи, рассказы,  заметки, 
писать сочинения, 
    5. 
Сдерживать себя, не “выливать” 
на окружающих свое 
6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план новый текст.
    7. 
Разбираться в физических 
8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.
    9. 
Мастерить красивые изделия 
    10. 
Терпеливо, без раздражения 
11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.
    12. 
Разбираться в химических 
    13. 
Разбираться в особенностях