Прогонозирование социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:00, лабораторная работа

Описание

Целью лабораторной работы является изучение федеральных целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ, комплексы проведенных мероприятий по реализации программы, механизмы реализации, оценки эффективности программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Описать актуальность федеральных целевых программ.
2. Раскрыть общее понятие федеральных целевых программ.
3. Проанализировать механизмы реализации выбранных целевых программ
4. Дать оценку последствиям реализаций целевых программ.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие и сущность федеральных целевых программ 5
1.1. Разработка федеральных целевых программ 7
1.2 Финансирование федеральных целевых программ 8
Глава II. Характеристика федеральных целевых программ социально- экономического развития 11
2.1. Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 11
2.1.1. Характеристика проблемы на решение которой направлена целевая программы 11
2.1.2.Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые показатели 16
2.1.3.Система мероприятий Программы 23
2.1.4.Ресурсное обеспечение программы 23
2.2. Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 24
2.2.1.Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 24
2.2.2.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы 28
2.2.3.Перечень программных мероприятий 29
2.3.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 31
2.3.1.Социально-экономическое положение Калининградской области 31
2.3.2.Цель, основные задачи, сроки и этапы реализации Программы 36
2.3.3.Мероприятия Программы 38
2.3.4.Ресурсное обеспечение Программы 40
Глава III. Механизмы реализации и оценка эффективности федеральных целевых программ 40
3.1.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 40
3.2.Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 45
3.3.Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 49
Заключение 53
Список литературы 54

Работа состоит из  1 файл

Лаб. раб.БББ.docx

— 116.03 Кб (Скачать документ)

2.2. Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года"

2.2.1.Характеристика  проблемы, на решение которой  направлена Программа

Территория Дальнего Востока и Забайкалья составляет 6998,7 тыс. кв. км (40,99 процента территории Российской Федерации). На ней расположены 13 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская и Читинская области, Еврейская автономная область, Чукотский, Корякский и Агинский Бурятский автономные округа. Численность постоянного населения на 1 января 2005 г. составляла 8771,4 тыс. человек (6,1 процента населения страны). Плотность населения колеблется от 0,1 до 12,4 человека на 1 кв. км, в среднем по регионам Дальнего Востока и Забайкалья составляет 1,3 жителя на 1 кв. км.

Совокупный объем  валового регионального продукта, произведенного регионами Дальнего Востока и  Забайкалья в 2004 году, составил 5,6 процента суммарного валового регионального  продукта, произведенного регионами  Российской Федерации.

Объем производства промышленной продукции в регионах Дальнего Востока и Забайкалья в 2005 году составил 469,9 млрд. рублей, или 102,3 процента по отношению к уровню 2004 года. Рост в основном наблюдался в Приморском крае - 112,3 процента и  Чукотском автономном округе - 116,8 процента. В то же время в ряде регионов отмечалось сокращение объема производства промышленной продукции: в Республике Саха (Якутия) - 94 процента, Амурской области - 94,6 процента, Корякском автономном округе - 95,9 процента.

Объем инвестиций в основные фонды регионов Дальнего Востока и Забайкалья в 2005 году вырос  и составил 105,4 процента по отношению  к уровню 2004 года. Основной рост объема инвестицийнаблюдался в Республике Саха (Якутия) - 125,8 процента, Камчатской области - 121,4 процента и Еврейской автономной области - 156,1 процента. Падение объема инвестиций отмечалось в Республике Бурятия - 92 процента, Магаданской области - 85,4 процента, Амурской области - 97,6 процента, Читинской области - 95,8 процента и Корякском автономном округе - 79,9 процента.

Первое место  по объему иностранных инвестиций среди  регионов Дальнего Востока и Забайкалья занимает Сахалинская область - 75,8 процента всех инвестиций, далее следует Республика Саха (Якутия) - 16,1 процента (средства в  основном направлены на добычу алмазов). Основными иностранными инвесторами  являются Япония - 29 процентов, Нидерланды - 20 процентов и Великобритания - 16 процентов.

Основу промышленности регионов составляют топливно-энергетический комплекс, цветная металлургия, машиностроение, металлообработка, лесопромышленный комплекс, транспорт и пищевая (в том  числе рыбная - более 68 процентов) промышленность.

В 10 из 13 регионов, входящих в состав Дальнего Востока  и Забайкалья, одной из ведущих  отраслей сельского хозяйства является животноводство (оленеводство, овцеводство, мясомолочное животноводство, звероводство).

Занимая значительную часть территории Российской Федерации, регион Дальнего Востока и Забайкалья имеет слабо развитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных  путей общего пользования Дальнего Востока и Забайкалья составляет 13,8 процента эксплуатационной длины  всех железных дорог Российской Федерации, соответственно протяженность автомобильных  дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием - 9,5 процента и протяженность внутренних судоходных путей - 28,7 процента. Плотность железнодорожных  путей общего пользования в расчете  на 10 тыс. кв. км на Дальнем Востокев 3,6 раза, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 5,6 раза меньше, чем в среднем по стране.

Бюджеты субъектов, находящихся на Дальнем Востоке  и в Забайкалье, в 2005 году были в  основном дефицитными (профицит наблюдался в Приморском крае, Еврейской автономной области, Агинском Бурятском и Чукотском автономных округах).

Снижение уровня жизни при переходе к рынку, общая  обстановка нестабильности негативно  сказались на демографической ситуации в регионе. Дальний Восток и Забайкалье с начала 90-х годов вступили в  критический период, когда численность  населения стала уменьшаться  катастрофическими темпами. Основную роль здесь играет естественная убыль (превышение смертности над рождаемостью). Однако население Дальнего Востока  и Забайкалья сокращается также за счет миграции в другие регионы. С 1992 по 2005 год Дальний Восток потерял около 1,5 млн. человек, или 17 процентов населения. Дальний Восток и Забайкалье покидают люди трудоспособного возраста и высокой квалификации. Основными причинами оттока населения являются сложные климатические условия, отдаленность от центральных районов страны, неразвитость инфраструктурной и социальной сфер, снижение уровня жизни.

Федеральная целевая  программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы и до 2010 года" (далее - Программа) представляет собой взаимоувязанный  комплекс программных проектов и  мероприятий, направленных на улучшение  социально-экономического положения  регионов Дальнего Востока и Забайкалья.

Мероприятия Программы  направлены на предотвращение миграции населения с Дальнего Востока  и поднятие его жизненного уровня, решение демографических проблем. В Программу включено строительство  важных объектов, которые позволят улучшить условия жизни населения  в регионе, обеспечить развитие топливно-энергетического  комплекса, социальной сферы и жилищно-коммунального  хозяйства.

Устойчивое социально-экономическое  развитие Дальнего Востока и Забайкалья обеспечивает территориальную целостность  Российской Федерации. Некоторые регионы  Дальнего Востока являются пограничными, и их развитие приобретает еще  большую значимость для страны в  целом.

Решение проблем  Дальнего Востока и Забайкалья полностью  соответствует национальным приоритетам  социально-экономического развития Российской Федерации, а мероприятия и проекты  Программы способствуют реализации посланий Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации.

Отбор проектов Программы  производился в соответствии с критериями общегосударственной значимости и  приоритетности, а также с учетом ограниченных ресурсных возможностей.

Дополнительными аргументами  в пользу успешной реализации Программы  для решения важнейших проблем  социально-экономического развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья напериод до 2010 года являются: 
учет общефедеральных интересов при постановке целей и задач; 
согласование в рамках реализации Программы ранее принятых Правительством Российской Федерации решений по объектам общегосударственной значимости и программным мероприятиям регионального уровня; 
возможность наиболее рационального использования средств федерального бюджета; 
привлечение собственных и заемных средств участников Программы и ресурсов бюджетов регионов Дальнего Востока и Забайкалья для решения общефедеральных и региональных задач.

Механизм решения  задач изложен в виде системы  программных мероприятий, связанных  с реализацией конкретных проектов по всем приоритетным направлениям развития социально-экономической сферы. Конкретные проекты увязаны по срокам и ресурсам (в первую очередь финансовым) и  представляют собой совокупность мер, направленных на достижение общей цели.

Главными составляющими  Программы являются организация  управления, согласованность действий участников и контроль за ходом выполнения задач социально-экономического развития.

В рамках Программы  рассмотрены 2 варианта модернизации и  развития социальной и инженерной инфраструктур  Дальнего Востока и Забайкалья - инерционный и базовый.

Инерционный вариант  предусматривает сохранение тенденций  развития регионов Дальнего Востока  и Забайкалья, характеризующихся  недостаточными объемами работ по развитию социальной и инженерной инфраструктур, проведением строительства и  реконструкции только приоритетных объектов, консервацией остальных объектов строительства и реконструкции, массовым оттоком населения с  территории Дальнего Востока и Забайкалья.

Базовый вариант  предусматривает финансирование в  объеме, необходимом для достижения следующих целей Программы: реализация важнейших проектов модернизации и  развития региональной и муниципальной  инфраструктур, завершение начатых  объектов строительства и реконструкции, формирование социальной инфраструктуры регионов, отвечающей интересам населения  страны, а также Дальнего Востока  и Забайкалья.

При реализации инерционного варианта достижение поставленных в  Программе целей становится практически  не осуществимо. Реализация инерционного варианта будет означать дальнейшее снижение уровня жизни населения  Дальнего Востока и Забайкалья и  нарастающее отставание от основных показателей развития районов средней  полосы России. В этом случае Дальний  Восток и Забайкалье будут сдерживать развитие Российской Федерации в  целом.

В связи с этим формирование системы мероприятий  Программы, определение сроков и  этапов ее реализации, разработка механизмов ее реализации, оценка ее экологических  последствий осуществлялись по базовому варианту.

При использовании  программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с: 
недостатками в управлении Программой; 
недостаточным учетом результатов маркетинговых исследований хода реализации Программы; 
изменениями принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы.

Недостатки в  управлении Программой могут быть вызваны  слабой координацией действий различных  субъектов, реализующих Программу, что может привести к диспропорциям  в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности  использования выделяемых бюджетных  средств.

Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной социально-экономической ситуации в регионах.

Изменение принципов  регулирования межбюджетных отношений  в части финансирования мероприятий  Программы в зависимости от характера  этого изменения может привести как к существенному увеличению фактических объемов ресурсного обеспечения Программы, так и  к значительному сокращению финансирования мероприятий Программы, что неизбежно  приведет к невозможности достижения поставленной цели.

 

 

2.2.2.Основные  цели и задачи, сроки и этапы  реализации программы

Целями Программы  являются создание экономических условий  для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья и стимулирования программ и проектов международного и приграничного сотрудничества, развитие социальной сферы, повышение уровня жизни населения, улучшение демографической ситуации, повышение эффективности использования ресурсов, обеспечение ускоренных темпов роста экономики в целях сокращения миграции населения в другие регионы.

Достижение поставленных целей означает: 
совершенствование топливно-энергетического комплекса;  
модернизацию ведущих отраслей Дальнего Востока и Забайкалья (рыбохозяйственного комплекса, цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности);  
развитие транспортной инфраструктуры региона;  
развитие минерально-сырьевого комплекса;  
интеграцию Дальнего Востока и Забайкалья в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона; 
развитие социальной инфраструктуры;  
снижение смертности населения; 
увеличение рождаемости; 
предотвращение миграции населения в другие регионы.

Общей концепцией социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрено, что инвестиционная активность будет дифференцирована по регионам. Преимущество будут иметь  территории с производственным потенциалом. Насущная необходимость развития транспортной инфраструктуры для расширения экспорта, обеспечения участия России в мировых хозяйственных связях определяет направление крупных инвестиций в приграничные, прежде всего в приморские регионы, к которым относится и Дальний Восток.

В Восточной Сибири (куда входит Забайкалье) и Дальневосточном  регионе будет обеспечен опережающий  рост инвестиций, что связано с  реализацией крупных инфраструктурных и сырьевых проектов, требующих значительных капиталовложений.

Задачами Программы  являются: 
сохранение и создание рабочих мест в целях обеспечения эффективной занятости населения; 
формирование благоприятного социального климата для обеспечения деятельности и здорового образа жизни населения, в том числе развитие систем здравоохранения (улучшение качества оказания медицинской помощи, оснащение учреждений здравоохранения современным диагностическим оборудованием, строительство новых корпусов для специализированных учреждений здравоохранения) и образования; 
обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства за счет реконструкции, технического перевооружения и расширения основных тепловых электростанций, строительства, реконструкции и ремонта электрических, тепловых, водопроводных и канализационных сетей, улучшения качества оказываемых населению коммунальных услуг; 
развитие энергетического и рыбохозяйственного комплексов, транспорта и связи;  
проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и оздоровлению природной среды; 
строительство и реконструкция гидротехнических сооружений, проведение комплекса мероприятий по берегоукреплению; 
совершенствование системы охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов и укрепление ее материально-технической базы; 
сокращение сброса загрязняющих веществ в водные объекты; 
совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления (утилизация токсичных отходов промышленных предприятий, организация переработки бытовых отходов).

Информация о работе Прогонозирование социального развития