Прогонозирование социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:00, лабораторная работа

Описание

Целью лабораторной работы является изучение федеральных целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ, комплексы проведенных мероприятий по реализации программы, механизмы реализации, оценки эффективности программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Описать актуальность федеральных целевых программ.
2. Раскрыть общее понятие федеральных целевых программ.
3. Проанализировать механизмы реализации выбранных целевых программ
4. Дать оценку последствиям реализаций целевых программ.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие и сущность федеральных целевых программ 5
1.1. Разработка федеральных целевых программ 7
1.2 Финансирование федеральных целевых программ 8
Глава II. Характеристика федеральных целевых программ социально- экономического развития 11
2.1. Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 11
2.1.1. Характеристика проблемы на решение которой направлена целевая программы 11
2.1.2.Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые показатели 16
2.1.3.Система мероприятий Программы 23
2.1.4.Ресурсное обеспечение программы 23
2.2. Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 24
2.2.1.Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 24
2.2.2.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы 28
2.2.3.Перечень программных мероприятий 29
2.3.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 31
2.3.1.Социально-экономическое положение Калининградской области 31
2.3.2.Цель, основные задачи, сроки и этапы реализации Программы 36
2.3.3.Мероприятия Программы 38
2.3.4.Ресурсное обеспечение Программы 40
Глава III. Механизмы реализации и оценка эффективности федеральных целевых программ 40
3.1.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 40
3.2.Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 45
3.3.Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 49
Заключение 53
Список литературы 54

Работа состоит из  1 файл

Лаб. раб.БББ.docx

— 116.03 Кб (Скачать документ)

Отказ от использования  программно-целевого метода негативно  скажется на: 
возможности увязки инвестиционных мероприятий с организационно-правовыми мероприятиями, осуществляемыми в регионе;  
решении приоритетных задач и реализации инвестиционных проектов Программы в предполагаемые сроки и с минимальными затратами;  
координации ведомственных и региональных программ по целям, задачам, срокам и приоритетным конечным результатам; 
возможности разработки средне- и долгосрочных механизмов привлечения внебюджетных источников; 
эффективности расходования средств федерального и регионального бюджетов.

Вследствие этого  сроки и затраты, необходимые  для достижения результатов Программы, возрастут, а отдельные задачи Программы  достигнуты не будут.

Таким образом, для  реализации задач по превращению  Дальнего Востока в основную территорию для сотрудничества с сопредельными  государствами, обеспечения интеграции экономической системы Курильских островов с экономической системой Азиатско-Тихоокеанского региона, а  также качественного улучшения  уровня жизни населения, предпочтительным оказывается вариант решения  проблем развития Курильских островов, при котором приоритетными направлениями  Программы должны стать: 
увеличение товарной продукции глубокой переработки водных биологических ресурсов на основе оптимального промыслового использования традиционных видов водных биологических ресурсов и вовлечения в промысел недоиспользуемых видов таких ресурсов, а также возобновление промышленного объема добычи лососевых видов рыб; 
организация проведения эффективных комплексных исследований и мониторинга состояния запасов водных биологических ресурсов и рационализация их добычи; 
развитие современной транспортной инфраструктуры за счет строительства и модернизации портовых и причальных сооружений; 
развитие источников нетрадиционной энергетики; 
диверсификация экономики региона путем комплексного использования природно-ресурсного потенциала; 
совершенствование нормативных правовых и организационных основ управления экономическим развитием региона, обеспечивающих условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.

2.1.2.Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые показатели

Основной стратегической целью Программы является создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов с обеспечением бюджетной самодостаточности и  интеграции их экономической системы  с экономическими системами Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Стратегическими задачами Программы являются: 
создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения, постоянно проживающего на Курильских островах, повышение привлекательности этого региона как места жительства; 
развитие рыбохозяйственного комплекса, а также транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры Курильских островов;  
диверсификация экономики региона, направленная на его сбалансированное развитие и комплексное использование природно-ресурсного потенциала; 
создание нормативной правовой базы, обеспечивающей особые экономические условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышения конкурентоспособности российских компаний.

Программа будет  реализована в 2007 - 2015 годах в 2 этапа (I этап - 2007 - 2010 годы, II этап - 2011 - 2015 годы).

На I этапе реализации Программы необходимо: 
завершить выполнение основного комплекса мероприятий, связанных с созданием и развитием транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры на островах Итуруп, Шикотан, Кунашир и Парамушир; 
снять основные транспортные и энергетические ограничения расширения выпуска промышленной продукции в рыбохозяйственном комплексе; 
провести комплексные исследования сырьевой базы, методов и способов добычи, переработки и реализации продукции с высокой добавленной стоимостью; 
сформировать сеть предприятий по воспроизводству водных биологических ресурсов, обеспечивающих дополнительно выпуск до 100 млн.штук молоди в год; 
разработать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы реструктуризации рыбохозяйственного комплекса Курильских островов, совершенствования механизма добычи водных биологических ресурсов путем создания особых экономических условий для ускоренного развития прибрежного рыболовства и рыбоводства, осуществления мер экономического стимулирования их интенсивного развития в соответствии с Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года.

На II этапе реализации Программы предполагается смещение акцента с государственных инвестиционных ресурсов на внебюджетные источники  финансирования мероприятий Программы. Общий объем финансирования мероприятий, реализуемых за счет средств внебюджетных источников и способствующих достижению цели и решению задач Программы, составит 53 процента. Указанные мероприятия  нацелены на: 
интенсивное развитие предприятий рыбохозяйственного комплекса, обеспечивающих воспроизводство водных биологических ресурсов, их экономически эффективную добычу и переработку; 
разработку и реализацию рыбохозяйственных проектов, направленных на создание специализированных конкурентоспособных производств, включающих добычу водных биологических ресурсов, создание марикультурных хозяйств, искусственное рыборазведение, безотходную переработку морепродуктов на базе высоких технологий; 
диверсификацию экономики Курильских островов на основе развития и использования туристическо-рекреационного потенциала на базе уникальных природно-климатических особенностей Курильских островов; 
создание условий для привлечения отечественных и широкого круга иностранных компаний Азиатско-Тихоокеанского региона к осуществлению проектов международного сотрудничества, развитию совместного предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

На II этапе реализации Программы за счет средств федерального бюджета необходимо обеспечить: 
развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах; 
формирование автодорожной сети в местах размещения рыбоводных заводов на островах Итуруп и Кунашир; 
проведение комплексных исследований минерально-сырьевой базы Курильских островов для оценки запасов недр и разработки методов и способов добычи, переработки и реализации продукции недропользования.

Достижение целей  Программы должно быть обеспечено путем  реализации следующих направлений:

1) увеличение товарной  продукции глубокой переработки  водных биологических ресурсов  на основе оптимального промыслового  использования традиционных видов  и вовлечения в промысел недоиспользуемых  видов таких ресурсов, а также  возобновление их промышленного  объема добычи.

Бесконтрольное  освоение природных ресурсов Охотского  моря в середине 90-х годов привело  к подрыву сырьевой базы промышленности Курильских островов. Введенные в  действие в 1995 - 2004 годах рыбоперерабатывающие предприятия общей мощностью 700 тонн готовой продукции в сутки в настоящее время загружены не более чем на 40 процентов. В то же время развитие глубокой переработки рыбной продукции более чем на 45 процентов увеличивает сумму добавленной стоимости в расчете на 1 тонну водных биологических ресурсов при сохранении уровня рентабельности предприятия.

В сложившейся ситуации необходимость строительства сети предприятий по воспроизводству  лососевых видов рыб (горбуши, кеты) очевидна. Современный уровень промыслового использования лососевых видов  рыб находится на пределе возможного, а в отдельные годы промысловое  изъятие превышало 90 процентов общей  численности нерестовой популяции. Природные возможности стабильного, а не эпизодического увеличения численности  популяции ценных видов рыб очень  малы, что связано в первую очередь  с проходным образом жизни  лососевых видов рыб. Дальнейшая интенсификация промысла исключительно  за счет естественного воспроизводства  неизбежно приведет к подрыву  запасов ценных видов рыб.

Проблема искусственного рыборазведения решается медленно и  неэффективно. На Курильских островах имеется только 2 рыборазводных завода, тогда как на соседних Японских островах функционируют 21 государственный, 12 муниципальных и 256 частных заводов, выпускающих на морской нагул ежегодно 2 млрд. штук молоди. Увеличение ресурсной базы Курильских островов в среднесрочной перспективе возможно путем создания сети государственных рыборазводных заводов, а в дальнейшем - путем строительства таких заводов за счет средств внебюджетных источников. Кроме того, последующее увеличение объемов допустимого вылова водных биологических ресурсов будет реализовываться под контролем государства (без участия в финансировании).

В 2007 - 2008 годах в  рамках выполнения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  необходимо обследовать нерестовые реки для определения мест размещения заводов, выпуска и подращивания молоди, а также оценить возможность обеспечения водоснабжения новых предприятий. Также необходимо провести обследования акваторий в прибрежной зоне Курильских островов с целью определения форм марикультуры и мест строительства объектов;

2) организация проведения  эффективных комплексных исследований  и мониторинга состояния запасов  водных биологических ресурсов  и рационализации их добычи.

Общий объем возможного изъятия водных биологических ресурсов (рыб, ракообразных, моллюсков и водорослей) Курильских островов оценивается в 1 - 1,5 млн.тонн при текущем вылове около 120 тыс.тонн. В основном в промысел вовлечены "валютоемкие" объекты (лосось, краб, морской еж), которые не требуют значительной переработки. В то же время существует значительный резерв сырьевой базы для развития рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности на Курильских островах.

Одной из важнейших  причин недоиспользования сырьевой базы рыболовства Курильских островов является недостаточное финансирование рыбохозяйственных исследований состояния эксплуатируемых запасов и поисковых работ, направленных на выявление дополнительных ресурсов, которые могли бы быть вовлечены в промысел (кальмар, терпуг, морской окунь, макрурус, водоросли, тунец, сайра и другие объекты).

Проведение комплексных  рыбохозяйственных научно-исследовательских работ в рамках Программы позволит определить состояние запасов, методы и способы добычи, переработки и реализации продукции с высокой добавленной стоимостью, полученной с использованием современных технологий.

В рамках Программы  комплексные рыбохозяйственные научно-исследовательские работы до настоящего времени не проводились. Без проведения подобных исследований достижение намеченных в Программе натуральных показателей эффективности функционирования рыбопромышленного комплекса (в 2 раза), финансовых показателей (в 2,5 раза) и увеличение налоговой базы муниципальных бюджетов Курильских островов невозможно.

Организацию комплексных  исследований сырьевой базы, методов  и способов добычи, переработки и  реализации продукции с высокой  добавленной стоимостью необходимо провести в рамках Программы в 2007 - 2008 годах. Результаты этих научно-исследовательских работ дадут реальную отдачу повышения эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса Курильских островов уже в 2009 - 2010 годах (на I этапе реализации Программы) в виде: 
расширения ассортимента вырабатываемой продукции, в том числе в мелкофасованной упаковке, готовой к употреблению; 
увеличения степени переработки сырья, внедрения методов полной утилизации отходов от переработки сырья; 
повышения эффективности производства путем увеличения степени загрузки действующих предприятий в межпутинный период, снижения удельных затрат, повышения качества и роста конкурентоспособности продукции;

3) развитие современной  транспортной инфраструктуры за  счет строительства и модернизации  портовых и причальных сооружений, а также реконструкции и строительства  аэропортов и автодорог.

Транспортная инфраструктура Курильских островов представлена аэропортами, подразделениями Невельского морского рыбного порта (далее - портовые пункты) и автодорогами. Аэропорты Курильских островов обеспечивают регулярные пассажирские авиаперевозки в условиях практического отсутствия альтернативного транспортного сообщения в зимний период. Основной проблемой в настоящее время является нерегулярность перевозок из-за сложных метеорологических условий и отсутствия аэронавигационного оборудования, позволяющего эксплуатировать аэропорты в соответствующих условиях. Отсутствие возможности заправки воздушных судов на территории Курильских островов приводит к снижению рентабельности полетов, росту тарифов. В итоге аэропорты Курильских островов не в состоянии обеспечить существующий спрос на авиаперевозки. Запланированные работы по реконструкции существующих сооружений и строительство нового аэропорта на острове Итуруп позволят нормализовать ситуацию с пассажирскими перевозками на Курильских островах.

Сеть автомобильных  дорог, находящихся в областной  собственности, связывает населенные пункты Курильских островов с районными  центрами, аэропортами и портовыми  пунктами. Основная проблема - изношенность и несоответствие требованиям безопасности движения. Реализация мероприятий Программы позволит ввести регулярное автобусное движение для перевозки населения и обслуживания социальной сферы (перевозки учащихся и дошкольников, обслуживание специального медицинского и пожарного транспорта).

С учетом специализации  экономики Курильских островов, связанной  с добычей и переработкой водных биологических ресурсов, одной из основных задач Программы является улучшение транспортной инфраструктуры для нужд рыбохозяйственного комплекса - то есть реконструкция существующих портовых пунктов.

Грузовые операции по погрузке (выгрузке) судов различного назначения и обслуживание пассажирских судов составляют более 95 процентов  грузо- и пассажирооборота Курильских островов и проводятся в основном в рейдовых условиях при отсутствии достаточных мер безопасности мореплавания с применением несамоходных плашкоутов и буксиров.

Подход судов  к пирсам для погрузки (выгрузки) рыбопродукции, контейнеров и грузов невозможен из-за малых глубин и ветхости гидротехнических сооружений. В портовых пунктах отсутствуют надлежащее навигационное оборудование и места укрытия. Обслуживание судов зачастую производится в нарушение Кодекса морского мореплавания и без надзора со стороны государственных морских администраций по причине отсутствия имущественного комплекса федерального значения.

Информация о работе Прогонозирование социального развития