Прогонозирование социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:00, лабораторная работа

Описание

Целью лабораторной работы является изучение федеральных целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ, комплексы проведенных мероприятий по реализации программы, механизмы реализации, оценки эффективности программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Описать актуальность федеральных целевых программ.
2. Раскрыть общее понятие федеральных целевых программ.
3. Проанализировать механизмы реализации выбранных целевых программ
4. Дать оценку последствиям реализаций целевых программ.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие и сущность федеральных целевых программ 5
1.1. Разработка федеральных целевых программ 7
1.2 Финансирование федеральных целевых программ 8
Глава II. Характеристика федеральных целевых программ социально- экономического развития 11
2.1. Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 11
2.1.1. Характеристика проблемы на решение которой направлена целевая программы 11
2.1.2.Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые показатели 16
2.1.3.Система мероприятий Программы 23
2.1.4.Ресурсное обеспечение программы 23
2.2. Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 24
2.2.1.Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 24
2.2.2.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы 28
2.2.3.Перечень программных мероприятий 29
2.3.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 31
2.3.1.Социально-экономическое положение Калининградской области 31
2.3.2.Цель, основные задачи, сроки и этапы реализации Программы 36
2.3.3.Мероприятия Программы 38
2.3.4.Ресурсное обеспечение Программы 40
Глава III. Механизмы реализации и оценка эффективности федеральных целевых программ 40
3.1.Программа развития Калининградской области на период до 2014 года 40
3.2.Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" 45
3.3.Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" 49
Заключение 53
Список литературы 54

Работа состоит из  1 файл

Лаб. раб.БББ.docx

— 116.03 Кб (Скачать документ)

В структуре грузооборота портов в настоящее время преобладают  экспортные грузы (91 процент общего грузооборота в 2003 году) - нефть и  нефтепродукты, черные металлы, химические удобрения, уголь и кокс, зерно, ферросплавы  и др.

С учетом сложившейся  политической и экономической ситуации повысилась роль внешней торговли в  экономике области. В 2005 году внешнеторговый оборот вырос по сравнению с 2000 годом  в 2,3 раза и составил 3223,7 млн. долларов США, в том числе экспорт - 606,9 млн. долларов США (рост в 1,17 раза), импорт - 2616,8 млн. долларов США (рост в 3 раза).

Такой существенный рост оборота внешней торговли и  грузооборота обусловлен заключением  межгосударственных соглашений, определяющих рациональную специализацию ряда портов бассейна Балтийского моря.

Среднегодовая численность  занятых в экономике Калининградской  области увеличилась с 414,1 тыс. человек  в 2000 году до 418,2 тыс. человек в 2004 году.

Общая численность  незанятых лиц, классифицируемых как  безработные, в соответствии с методикой  Международной организации труда  составила в 2004 году 27,8 тыс. человек, официально зарегистрированных в службе занятости - 9,1 тыс. человек. Уровень  регистрируемой безработицы составил 2 процента и по сравнению с 2003 годом  вырос на 6 процентов.

По уровню развития малого предпринимательства Калининградская  область находится в числе  лидеров среди российских регионов, уступая по числу малых предприятий  в расчете на 1000 жителей только гг. Москве и Санкт-Петербургу. В 2004 году 6621 малое предприятие области  произвело продукции почти на 39,9 млрд. рублей. Численность работающих на этих предприятиях составила 73,8 тыс. человек (из них 31,1 процента было занято в промышленности, в 2003 году - 23,4 процента).

Демографическая ситуация в области за последние годы характеризуется  повышением уровня рождаемости, уровня смертности и при этом ростом естественной убыли населения, которая в 2005 году достигла 9,1 человек на 1 тыс. населения. Остаются очень высокими показатели смертности населения трудоспособного  возраста.

Для Калининградской  области характерен высокий миграционный прирост, коэффициент которого в 2000 году составил 5,3 человека на 1 тыс. населения, в 2005 году - 3,6 человека на 1 тыс. населения. Пик миграционного прироста пришелся на 1994 год (20 человек на 1 тыс. населения).

В системе образования, сохраняющей в целом относительно высокий уровень, нарастает тенденция  развития платных форм обучения, особенно в учреждениях высшего и несколько  меньше среднего специального образования, за счет чего обеспечивается все большая  доля финансирования учреждений.

Охват детей дошкольными  учреждениями в последние годы увеличивался и в 2005 году составил более 67 процентов, однако в сельской местности охват  детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными  учреждениями составил только 33 процента по сравнению с 60 процентами в 1990 году.

Инфраструктура  здравоохранения по количественным показателям уступает среднему по Российской Федерации уровню. На начало 2005 года в области было 102 врачебных учреждения, оказывающих амбулаторно-врачебную  помощь населению, обеспеченность ими  составила 197 посещений в смену  на 10 тыс. человек, по России - 251. В 72 больничных учреждениях области на 10 тыс. человек  приходится 109 коек, по России - 113 коек. Обеспеченность населения врачами  и средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек составила соответственно 32 и 83, по России - 49 и 111.

По целому ряду показателей заболеваемость населения  Калининградской области все  еще превосходит среднероссийский уровень и уровень сопредельных государств (Литвы и Польши). В последние годы замедлились темпы роста числа ВИЧ-инфицированных. В 2002 году впервые выявленная заболеваемость ВИЧ-инфекцией составила в области 43 человека на 100 тыс. населения, в 2003 году этот показатель снизился до 36,2 человека, что приближается к среднероссийскому уровню. Удалось снизить заболеваемость туберкулезом детей (61,3 случая на 100 тыс. детского населения в 2002 году, в 2003 году - 47,2 случая).

Бюджетные расходы  на душу населения (с учетом прожиточного минимума) остаются ниже среднероссийского уровня. Ниже среднего и удельные расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и физическую культуру, средства массовой информации, социальную политику, а также на жилищно-коммунальное хозяйство.

Жилищный фонд в  области составляет 18 млн. кв. метров, из них значительная часть жилых  зданий и инженерных коммуникаций построена  до 1971 года.

Обеспеченность  населенных пунктов области системами  биологической очистки сточных  вод составляет 5 - 8 процентов их необходимого количества.

Растет износ  основных фондов организаций коммунального  хозяйства, снижается надежность и  устойчивость инженерных систем жизнеобеспечения населения.

Несмотря на осуществление  в последнее время ряда природоохранных  мероприятий, а также снижение выбросов загрязняющих веществ, экологическая  ситуация на территории Калининградской  области остается неблагополучной. В рамках Программы планируется  решить вопрос по утилизации твердых  бытовых и промышленных отходов.

Описание основных рисков, связанных с осуществлением программно-целевого метода

В течение первого  этапа Программы накоплен существенный опыт реализации мероприятий, привлечения  внебюджетных средств, отработан в  целом механизм реализации Программы, достигнут приемлемый уровень координации действий различных субъектов социально-экономической политики, что позволяет существенно снизить риски реализации Программы.

Первоначальный  анализ мероприятий Программы проводился с учетом 2 сценариев развития экономики  страны на среднесрочную перспективу, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. В основу разработки Программы был  положен оптимистический сценарий развития экономики как в наибольшей степени отвечающий решению задачи по удвоению валового внутреннего продукта и предусматривающий проведение структурных преобразований в экономике, ее диверсификацию, увеличение роли обрабатывающей промышленности, развитие сферы услуг  и отраслей с высокой долей  добавленной стоимости. Структурные  сдвиги в экономике будут сопровождаться ростом спроса на качественное инфраструктурное обеспечение социальной и экономической  деятельности. Тенденции развития страны по оптимистическому сценарию развития подтверждаются динамикой экономических  показателей за последние годы. Социально-экономическое  развитие Калининградской области  как опорного региона России в  Европе должно соответствовать темпам социально-экономического развития России.

Потребность в модернизации и развитии социальной и экономической  инфраструктуры рассчитана исходя из прогнозных параметров роста валового внутреннего продукта, объемов производства, динамики грузовых и пассажирских перевозок.

Рассматривались 2 варианта развития социально-экономической  ситуации в Калининградской области: 
инерционный вариант, который предусматривает сохранение существующих тенденций функционирования экономики и социальной сферы Калининградской области, недостаточные объемы работ по развитию социальной и экономической инфраструктуры, строительство и реконструкцию только отдельных приоритетных незавершенных объектов; 
базовый вариант, который предусматривает финансирование в объеме, необходимом для достижения целей Программы, включая обеспечение необходимых социально-экономических показателей, концентрацию ресурсов для выполнения важнейших для экономики страны и области проектов модернизации и развития региональных и муниципальных инфраструктурных объектов, завершение строительства новых объектов и реконструкции существующих, формирование социальной и экономической инфраструктуры региона, отвечающей интересам населения и экономики страны и области.

Реализация базового варианта развития Калининградской  области предусматривает выполнение мероприятий Программы в полном объеме. Для этого варианта выполнена  оценка эффективности мероприятий, социально-экономических и экологических  последствий.

2.3.2.Цель, основные  задачи, сроки и этапы реализации  Программы

Основной целью  Программы является создание условий  для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, сопоставимого с уровнем развития сопредельных государств, а также  благоприятного инвестиционного климата  в регионе для сближения Российской Федерации и государств - членов Европейского союза.

Реализация Программы  позволит достичь к 2010 году по сравнению  с 2001 годом (в сопоставимых ценах) следующие  показатели: 
валовой региональный продукт увеличится в 2,05 раза; 
прирост объема производства промышленной продукции составит не менее 50 процентов; 
прирост инвестиций в основной капитал составит не менее 80 процентов; 
прирост среднедушевой бюджетной обеспеченности составит не менее 120 процентов.

Для сравнения можно  отметить, что в соседних государствах за аналогичный период при сохранении темпов роста, усредненных за последние 5 лет, валовой внутренний продукт  увеличится в Германии - в 1,13 раза, Дании - в 1,2 раза, Финляндии - в 1,3 раза, Польше - в 1,4 раза, Литве - в 1,7 раза.

Для достижения цели Программы необходимо решение следующих  основных задач: 
задачи по обеспечению геостратегических интересов Российской Федерации в Балтийском регионе: 
обеспечение энергетической безопасности Калининградской области за счет реконструкции существующих и ввода новых энергоисточников; 
развитие г. Калининграда как крупного транспортного узла России за счет модернизации транспортной инфраструктуры; 
улучшение экологической обстановки, выход на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды; 
задачи общефедерального значения: 
создание в регионе условий для устойчивого социально-экономического развития, увеличение валового регионального продукта к 2010 году в 2,05 раза при средних годовых темпах прироста в размере 7 - 8 процентов; 
трансформация экономической структуры региона в направлении ее экспортной ориентации; 
развитие телекоммуникационной инфраструктуры; 
развитие туристско-рекреационного комплекса; 
задачи регионального значения, требующие государственной поддержки: 
комплексное развитие сельского хозяйства, обеспечение потребности населения Калининградской области в основных продуктах питания за счет технического переоснащения и применения современных технологий во всех отраслях сельскохозяйственного производства; 
развитие рыбопромышленного комплекса; 
развитие отраслей социальной сферы.

В ходе реализации Программы в области будут  созданы условия для улучшения  инвестиционного климата, важнейшими из которых являются развитие транспортной и телекоммуникационной систем, туристско-рекреационной инфраструктуры, обеспечение устойчивого энергоснабжения и улучшение экологической обстановки.

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры планируется осуществлять путем создания территориальных  систем информатизации органов государственной  власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения.

Развитие туристско-рекреационного комплекса способно стать одним  из эффективных рычагов структурной  перестройки экономики области  и обеспечить растущий спрос российских и иностранных потребителей на все  разнообразие туристических продуктов  и услуг в сфере туризма, сохранение и рациональное использование богатого историко-культурного и природного наследия.

Огромное значение для функционирования хозяйства  и экономической безопасности Калининградской  области имеет энергетическая обеспеченность. Для решения этой проблемы предусматривается  строительство основного энергоисточника - Калининградской ТЭЦ-2. Первый энергоблок Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 450 МВт в конце 2005 года введен в эксплуатацию. В целях повышения надежности энергообеспечения региона и экономии энергоресурсов запланировано строительство второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2. Кроме того, запланирована реконструкция газопровода с доведением его мощности до уровня не менее 1 270 млн. куб. метров в год, а также развитие газотранспортной системы Калининградской области с целью дополнительных поставок газа в регион.

Поставки газа в  Калининградскую область в 2010 году составят 2 500 млн. куб. метров, в том  числе для Калининградской ТЭЦ-2 в составе двух энергоблоков в  объеме 1 100 млн. куб. метров.

Дополнительным  фактором, определяющим инвестиционную привлекательность региона, является экологическая ситуация. В целях улучшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды необходимо: 
ввести в строй очистные сооружения, модернизировать канализационные сети и системы водоснабжения; 
перевести промышленное производство на экологически чистые технологии; 
построить полигон для утилизации отходов производства и потребления, мусороперерабатывающий завод; 
перевести электростанции и котельные на газовое и местные виды топлива.

К числу отраслевых приоритетов, обеспечивающих конкурентоспособность  и реализацию стратегических преимуществ  области, относится и аграрно-промышленный комплекс.

Одной из основных задач реализации Программы является повышение качества жизни населения  Калининградской области, которое  характеризуется не только его доходами и стоимостью жизни, но и жилищными  условиями, состоянием здоровья, уровнем  образования населения, экологией, работой общественного транспорта, личной безопасностью и многими  другими факторами. Такое определение  качества жизни обусловило включение  в Программу мероприятий по развитию сфер здравоохранения, образования, культуры, бытовых услуг, жилищно-коммунального  хозяйства, по обеспечению занятости.

Информация о работе Прогонозирование социального развития